Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений 5
1.1. Регулирование социально-трудовых отношений как вопрос ведения государственных органов: подходы к разграничению компетенции 5
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений в аспекте решения вопросов местного значения и реализации иных полномочий органов местного самоуправления 10
Глава 2. Регулирование социально-трудовых отношений на территориальном уровне: опыт Приморского края 13
2.1. Система социального партнерства на территориальном уровне. 13
2.2. Система нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений 17
Заключение 23
Список литературы 26
Введение
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Основной целью данной курсовой работы является изучение компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
Для решения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
· Изучить регулирование социально-трудовых отношений как вопрос ведения государственных органов
· Изучить регулирование социально-трудовых отношений в аспекте решения вопросов местного значения и реализации иных полномочий органов местного самоуправления.
· Изучить систему социального партнерства на территориальном уровне.
· Изучить систему нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений.
Данная курсовая работа состоит из двух глав, в которых отражены решения на поставленные задачи.
Источниками информации выступили федеральные законы, нормативные акты, статьи из периодических изданий.
Глава 1. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений
1.1. Регулирование социально-трудовых отношений как вопрос ведения государственных органов: подходы к разграничению компетенции.
Согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения Российском Федерации м субъектов Российской Федерации. Это означает, что при регулировании трудовых отношений применяются как нормы федерального законодательства, так и принимаемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации.
Однако законодатель, закрепляя в статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации перечень вопросов, относящихся исключительно к ведению федеральных органов государственной власти, запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование в соответствующих разделах трудового законодательства.
В результате основополагающие институты трудового законодательства, к которым относятся основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, особенности правового регулирования отдельных категорий работников и т.д., не могут выступать в качестве предмета регионального законотворчества. Даже в том случае, если на уровне регионального законодательства существует реальный способ улучшения положения работника по сравнению с обеспечиваемым федерацией объемом трудовых прав, свобод и гарантий.
Подход, избранным разработчиками в статье 6 ТК РФ, подвергается критике со стороны ряда ученых. Ввиду того, что если Кодексом определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы по этим вопросам, даже в случае отсутствия федерального закона, так как такое нормотворчество находится вне их компетенции[1].
Что же остается в сфере компетенции регионального законодателя? Как отмечают исследователи, таких вопросов весьма немного и они не носят принципиального характера. В частности, А.Ф. Нуртдниова приводит пример решения вопроса о создании и регламентации деятельности региональных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст.35 ТК).
Некоторые авторы полагают более приемлемой иную технологию взаимодействия между федерацией и регионами в сфере юридического регулирования трудовых отношений. Например, И.С. Вагин отмечает, что «конституционная категория «совместное ведение» есть показатель совершенных федеративных связей, когда механизм разделения государственной власти — это не только фактическое размежевание полномочий, по и отношения сотрудничества и взаимодействия различных уровней власти. Приоритет в федеральных законах должен быть не за нормами, разграничивающими полномочия органов государственной власти, а за нормами, регламентирующими процедуру совместной деятельности органов государственной власти по предметам совместного ведения (например, порядок использования согласительных процедур)»[2].
Однако Федеральный закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ, внесший изменения в ТК РФ, которые затронули почт 300 статей, не отобразил соответствующую позицию, сделав акцент на конкретизацию объема предметов ведения федеральных органов государственной власти. Например, в качестве самостоятельного предмета их регулирующего воздействия выделено определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
На первым взгляд отсутствие совместной законодательной деятельности в качестве основы взаимодействия между федерацией и регионами в сфере трудовых отношений может пагубно сказаться на региональном законотворчестве. Обладая всей полнотой власти в области правового регулирования трудовых отношений, федеральные органы государственной власти имеют возможность в одностороннем порядке и на законных основаниях выводит отдельные вопросы из сферы регулирующего воздействия субъектов Российской Федерации. Мнение региональных органов государственной власти в данном случае не учитывается, а законотворческий опыт субъектов Российской Федерации остается невостребованным вследствие имеющейся модели разграничения полномочий по регулированию трудовых отношении.
Но выбор указанной центристской модели объективно обусловлен экономической ситуацией в государстве в целом и в отдельных местностях, а также сложившимися традициями и перспективами построения федеративных отношений. Экономическая слабость, а зачастую и финансовая несостоятельность субъектов Российской Федерации не позволяет перенести на них бремя принятия решений в сфере трудовых отношений.
Трудовое законодательство в России традиционно является инструментом регулирующего воздействия федеральных органов государственной власти. До принятия Конституции Российской Федерации ее субъекты не имели собственной системы законодательства. И даже несмотря на появление с 1993г. в качестве норм-принципов регионального законодательства и собственной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, до сих пор отсутствует достаточный объем конкретных полномочий, позволяющий детализировать указанные декларативные устремления.
Между тем, в общемировой практике существует иная модель разграничения полномочий в сфере трудовых отношений», «вопросы социальной сферы традиционно в наибольшей степени относятся к региональной компетенции. Это вполне логично с точки зрения всей идеологии разграничения полномочий: то, что ближе к геополитике, относится скорее к федеральной компетенции, то, что ближе к простому человеку и конкретной местности - относится к регионам»[3].
В отечественной системе федеративного строительства сложились факторы, способствующие внедрению названной общепринятой практики.
Происходящий процесс укрупнения регионов[4] является необходимой предпосылкой формирования субъектов Российской Федерации, способных принять на себя ответственность за регулирование вопросов социальной сферы, в том числе и связанных с трудовыми отношениями.