Кроме того, указанные признаки являются тем материалом, из которого складываются различные конструкции составов преступлений (формальный, материальный, усеченный составы и состав опасности). Таким образом, их можно назвать еще и конструктивными признаками, т.е. признаками, используемыми законодателем при конструировании составов конкретных преступлений. Признаки времени, места, способа, обстановки и иных внешних обстоятельств совершения преступления, в отличие от конструктивных признаков, имеют вспомогательное юридическое значение. Они выводятся из основных и являются, таким образом, производными. Для фактического установления места, времени или способа преступления необходимо, чтобы оно совершилось. Уголовно-правовое значение производных признаков зависит от содержания основных. Например, в составе нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) законодатель не выделяет значение способа совершения этого преступления. Причина этого заключается в том, что конституционное право человека на неприкосновенность жилища является абсолютно значимым объектом, и его нарушение не имеет степеней сравнения. Насильственный способ нарушения неприкосновенности жилища имеет такое же значение для нарушения конституционного права человека и гражданина, как тайный, — таков характер деяния.
Убийство (ст. 105 УК РФ) является деянием, насильственным по своему характеру. Насильственный характер этого деяния позволяет выделять способ убийства как признак, определяющий степень насилия, его интенсивность. Поэтому в пункте «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ законодатель выделяет уголовно-правовое значение жестокости, а в пункте «е» — значение общеопасного способа убийства. Взаимодействие всех названных признаков, распределение и согласование их юридических функций определяют то значение, которое имеет объективная сторона в целом как элемент состава преступления:
- определяет внешние признаки преступности деяния, характера и степени его общественной опасности и тем самым служит критерием его отграничения от деликта иной отраслевой принадлежности или иного социально значимого поведения;
- служит критерием разграничения различных преступлений;
- служит критерием дифференциации уголовной ответственности.
2.3. Понятие и признаки субъекта преступления
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее установленного уголовным законом возраста.
Указанные в Уголовном кодексе России признаки являются общими и обязательными в рассматриваемом элементе состава преступления. Поэтому в названии статьи 19 УК РФ законодатель охарактеризовал их как «Общие условия уголовной ответственности». Следовательно, им должны отвечать субъекты всех преступлений, в том числе и тех, составы которых содержат особые (специальные) требования к субъекту.
Физическое лицо — правовой статус. Это чрезвычайно важно для понимания сущности субъекта преступления, под которым понимается не человек и не личность, а юридическая условность — совокупность признаков, определяющих правовой, возрастной и психический статус лица, ответственного за совершение преступления. В этом смысле субъект преступления — именно уголовно-правовой статус, имеющий несколько юридически значимых составляющих, необходимых для возникновения уголовной ответственности. Теория права выделяет, помимо физического лица, статус юридического лица. Как тот, так и другой статус исполняют в праве одну функцию — являются условиями ответственности. Различным видам юридической ответственности соответствует различный правовой статус их субъектов. Специфика уголовной ответственности — ее личный характер, так как субъектами уголовно-правовых отношений, с одной стороны, является физическое лицо, а с другой — государство. Правда, отмеченная специфика свойственна далеко не всем уголовно-правовым системам. Например, по уголовному законодательству Англии, Китая, Нидерландов, Португалии, США, Финляндии, Франции, Японии и других стран субъектами преступления могут быть не только физические, но и юридические лица. Наделение юридического лица уголовно-правовым статусом субъекта преступления — результат эволюции правовых систем, правовой идеологии, исторической эволюции.
Другим общим обязательным составляющим субъекта преступления является возраст. Признаком субъекта преступления является не любой возраст, а лишь тот, который установлен уголовным законом. Этот признак, хотя и имеет под собой социально-психологические основания, также является статусным. В отличие от правового, этот статус условно можно обозначить как социальный, определяющий признанную законом способность человека выступать в роли активного участника отношений с другими людьми, обществом и государством.
Вменяемость — психический статус субъекта. В отличие правового и социального статуса, он имеет под собой не юридическое и социальное, а естественное основание: всякий человек считается вменяемым, если он в установленном законом порядке не признан невменяемым. При этом значение указанного статуса ограничено только обстоятельствами совершения преступления (другого правонарушения). Вопрос о вменяемости или невменяемости лица возникает только в связи с вменением, т.е. вопросом об ответственности за совершенное им деяние. Вне этих обстоятельств не-возможно говорить ни о невменяемости лица, ни о статусном значении невменяемости.__ Медицинский (психический) статус субъекта преступления определяет психическую способность человека выступать в роли участника отношений с другими людьми, обществом и государством.
Рассматриваемый элемент состава преступления помимо обязательных признаков содержит факультативные, называемые специальными признаками субъекта преступления. В том случае, когда законодатель предъявляет специальные требования к субъекту в составе конкретного преступления, оно называется преступлением со специальным субъектом.
2.4. Понятие и значение субъективной стороны преступления
Субъективная сторона преступления – это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления.
Она образует психологическое, т.е. субъективное, содержание преступления, поэтому является его внутренней (по отношению к объективной) стороной. В отличие от объективной стороны преступления, составляющей его фактическое содержание, субъективная сторона характеризует процессы, протекающие в психике виновного, поэтому она не поддается непосредственному восприятию органами чувств человека, а познается только путем анализа и оценки поведения правонарушителя и всех объективных обстоятельств совершения преступления. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив, цель. Представляя различные формы психической активности, эти признаки органически связаны между собой и взаимозависимы. Вместе с тем вина, мотив и цель — это психологические явления с самостоятельным содержанием, ни одно из них не включает в себя другое в качестве составной части. Юридическое значение каждого из этих знаков также различно.
Вина как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью ее содержания. Вина — обязательный признак любого преступления. Но она не дает ответа на вопросы, почему и для чего виновный совершил преступление. На эти вопросы отвечают мотив и цель, которые в отличие от вины являются не обязательными, а факультативными признаками субъективной стороны преступления. Особой оценки в связи с субъективной стороной преступления заслуживают эмоции, т.е. переживания лица в связи с совершаемым преступлением. Следует иметь в виду, что эмоции, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения, в некоторых случаях, предусмотренных законом (ст. 106, 107, 113 УК РФ), имеют мотивообразующее значение. Однако в этих случаях эмоции характеризуют не психическую деятельность виновного, а его психическое состояние, т.е. характеризуют не субъективную сторону, а субъекта преступления, следовательно, они не имеют значения самостоятельного признака субъективной стороны. Юридическое значение субъективной стороны преступления выражается в следующем.
Во-первых, как составная часть основания уголовной ответственности она отграничивает преступное поведение от непреступного. Так, не является преступлением причинение общественно опасных последствий без вины (СТ. 5 УК РФ); неосторожное совершение деяния, наказуемого лишь при наличии умысла (ст. 115 УК РФ); предусмотренное нормой уголовного права деяние, если оно совершено без указанной в этой норме цели (ст. 158—162 УК РФ) или по иным мотивам, нежели указаны в законе (ст. 153—155 УК РФ). Во-вторых, субъективная сторона преступления позволяет отграничить друг от друга составы преступления, сходные по объективным признакам. Так, преступления, предусмотренные статьями 105 и 109 УК РФ, различаются только по форме вины; самовольное оставление части или места службы военнослужащим (ст. 337 УК РФ) отличается от дезертирства (ст. 338 УК РФ) только по содержанию цели.
В-третьих, фактическое содержание факультативных признаков субъективной стороны преступления, даже если они не указаны в норме Особенной части Уголовного кодекса, в значительной мере определяет степень общественной опасности как преступления, так и лица, его совершившего, а значит, характер ответственности и размер наказания с учетом предписаний, изложенных в статьях 61, 63 и 64 УК РФ.
Таким образом, субъективная сторона преступления имеет большое значение и для обоснования уголовной ответственности, и для квалификации преступления, и для назначения наказания.