Смекни!
smekni.com

Незаконное предпринимательство как уголовно наказуемое деяние (стр. 3 из 9)

Вне поля зрения государства остаются многочисленные стихийные рынки, товарный оборот которых превысил 2,5 трлн. руб. Эти рынки, как правило, контролируются преступными группировками, где процветают вымогательство, грабежи, формируются каналы сбыта похищенного имущества. Приведенные данные лишь частично отражают криминальные экономические реалии сегодняшнего времени.

В связи с отсутствием сопоставимых данных по большинству экономических преступлений ограничим долговременный анализ тремя видами деяний: должностными хищениями, взяточничеством и мелкими хищениями .

Должностные хищения с 1956 года и до распада СССР увеличивались в 2-3 раза медленнее, чем вся преступность, и в 5 раз медленнее, чем кражи. Но если проанализировать динамику должностных хищений в крупных и особо крупных размерах, то предполагаемая удовлетворенность пропадает. Они по сопоставимым показателям с 1967 по 1986 год увеличились с 484 до 12 614, или в 26 раз. Это свидетельствует о росте корыстных аппетитов партгос-совноменклатуры и иных должностных лиц и о сдвиге деятельности правоохранительных органов к крупным и особо крупным хищениям, от которых нельзя было отмахнуться, хотя темпы роста иных присвоений и растрат по законам распределения должны были быть не меньше крупных и особо крупных, а больше.

Массовая криминализация каких-либо отношений без их фактического оздоровления не разрешима путем поголовного привлечения всех виновных к уголовной ответственности. Вначале ответственность становиться лотерейной, а затем ищется легальный выход - амнистия или декриминализация. В СССР и России были использованы разные подходы. Все кончилось частичной декриминализацией, о которой говорилось выше, и полной экономической амнистией.

Бурно развивающиеся криминальные интересы деформировали всю систему общественных отношений, тормозили развитие институтов гражданского общества, подрывали веру людей в правильность и справедливость проводимых в стране реформ. Экономическая преступность в сфере приватизации подорвала обороноспособность страны, вторглась в сферу политики, нарушила баланс между субъектами Федерации, деформировала их отношения с федеральным центром. И более того, эта "демократическая" мотивация по методам реализации мало чем отличалась от большевистской установки на насильственную коллективизацию и индустриализацию, которые тоже проводились с целью скорейшего утверждения нового строя и создания необратимости его существования.[11.183-187]

2. Юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

2.1 Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Итак, первая разновидность объективной стороны преступле­ния, предусмотренного ст. 171 УК, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без ее государственной регист­рации. Осуществление предпринимательской деятельности без реги­страции имеет место в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г.). Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесе­нии изменений в Федеральный закон "О государственной регистра­ции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» преду­смотрена процедура исключения юридического лица, прекративше­го свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.[5] Согласно этой но­велле юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (не­действующим юридическим лицом) и может быть исключено из еди­ного государственного реестра юридических лиц в установленном законом порядке. Осуществление им после этого предприниматель­ской деятельности следует рассматривать как осуществление пред­принимательской деятельности без регистрации.[7]

Федеральное законодательство абсолютно определенно устанав­ливает необходимость регистрации предпринимательской деятель­ности, в какой бы организационно-правовой форме она ни осущест­влялась. Так, согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образо­вания юридического лица только с момента государственной регист­рации в качестве индивидуального предпринимателя». Обязанность государственной регистрации юридических лиц закрепляется в ст. 51 ГК РФ. Таким образом, государственная регистрация — это юриди­чески регламентированный порядок признания (подтверждения) факта появления предпринимателя в любой организационно-право­вой форме с целью учета и контроля за законностью возникновения, реорганизации и ликвидации и за уплатой налогов. Регистрация — юридически обязательное условие реализации субъектом предпри­нимательства своего права на ведение предпринимательской дея­тельности на основе общего конституционного дозволения.

Из текстов ст. 23 и 51 ГК недвусмысленно вытекает именно обязательность государствен­ной регистрации для индивидуального предпринимателя и юридиче­ского лица. Однако в целях защиты интересов контрагентов незакон­ных предпринимателей закон (п. 4 ст. 23 ГК) устанавливает, что и в этих случаях последние не вправе ссылаться в отношении заключен­ных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями. Иначе говоря, и при отсутствии государственной регистрации само­стоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является предпринимательской, но только государственная регист­рация придает ей законный статус.[8]

Другая распространенная разновидность объективной стороны не­законного предпринимательства — осуществление предприниматель­ской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и пре­кращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Лицензия является официальным документом, который раз­решает осуществление указанного в нем вида деятельности в тече­ние установленного срока, а также определяет условия его осуще­ствления. В ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ лицензия определяется как «специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении ли­цензионных требований и условий, выданное лицензирующим ор­ганом юридическому лицу или индивидуальному предпринимате­лю».

Лицензирование — это одна из форм государственного кон­троля за юридическими и физическими лицами, занимающимися соответствующими видами предпринимательской деятельности, имеющими важное значение для экономики России, с целью обес­печения защиты интересов личности, общества и государства. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, закон­ным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов РФ и регулирование кото­рых не может осуществляться иными методами, кроме как лицен­зированием. Перечень этих видов деятельности определен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 2 ию­ля 2005 г.), однако надо иметь в виду, что действие названного За­кона не распространяется на деятельность кредитных организа­ций, биржевую деятельность, деятельность в области производст­ва и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность в области таможенного дела и в области связи, нотариальную и страховую деятельность, осуществление внешнеэкономических операций и международных автомобиль­ных перевозок грузов и пассажиров, деятельность профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг и ряд других видов деятель­ности (п. 2 ст. 1), в отношении которых может быть установлен иной порядок лицензирования.

Лицензия должна быть получена отдельно на каждый вид дея­тельности, подлежащий лицензированию. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата пу­тем переоформления документа, подтверждающего наличие лицен­зии. Вместе с тем, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.