Смекни!
smekni.com

Вина в уголовном праве 2 (стр. 3 из 5)

Степень вины конкретного лица в совершении определенного преступления является непосредственным выражением меры искажения ценностных ориентаций виновного. Учитывая, что степень вины является количественным выражением отрицательного отношения лица к интересам личности и общества, а также показателем искажения ценностных ориентаций виновного, установление ее обусловливает различную меру порицания лица, меру его ответственности. Определение наличия и степени вины способствует объективному решению вопроса об ответственности и наказуемости виновного.

В описание тех или иных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, всегда входит (или предполагается, что входит) определенная форма вины. Поэтому формы вины, в плане общего учения о преступлении, именуются обязательными признаками. Остальные компоненты вины (мотив, цель, эмоции) предусматриваются редко при описании видов преступлений, что позволяет их отнести к факультативным признакам.

Раскрытие сущности вины показыва­ет, что она — не просто психическое от­ношение. Каждый нормальный человек при совершении обычных поступков про­являет свое сознание и волю. В уголовном же праве мы имеем дело с психическим отношением лица не к любому поведению, а лишь к такому, которое является об­щественно опасным, отнесено законом к числу преступных и способно повлечь за собой общественно опасные последствия. Сознавая это или имея реальную возмож­ность понимать опасный характер собст­венного поведения, субъект тем не менее направляет свою волю в ущерб другим гражданам, общественным или государ­ственным интересам.

Поскольку преступлением признается только общественно опасное деяние, то лицо, его совершившее, виновно перед обще­ством, перед государством. Эта сторона вины раскрывается в ее социальной сущности.

Вина является категорией социальной потому, что в ней про­является отношение лица, совершающего преступление, к важ­нейшим социальным ценностям. Социальную сущность вины составляет проявившееся в конкретном преступлении искажен­ное отношение к основным ценностям общества, отношение, которое при умысле является отрицательным (так называемая антисоциальная установка), а при неосторожности — пренебре­жительным (асоциальная установка) либо недостаточно береж­ным (недостаточно выраженная социальная установка),

В таком смысле мож­но говорить об антисоциальной сущности вины, что как раз и вызывает порицание судом от имени государства как самого преступника, так и содеянного им. Антисоциалъная сущность вины заключается в том, что субъект направляет свое сознание (интеллект) и волю на совершение тех или иных деяний в ущерб личности, обществу ли государству.

Вместе с тем существует мнение, со­гласно которому вина возможна и в тех случаях, когда лицо не совершает пре­ступления, а действует правомерно, ска­жем, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Эта точка зрения не находит поддержки у большин­ства специалистов.

Обобщая все изложенное, можно дать следующее развернутое определение вины:

Вина есть психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому им общественно опасному дея­нию, в котором проявляется антисоциальная, асоциальная либо недостаточно выраженная социальная установка этого лица от­носительно важнейших ценностей общества.

Закон раскрывает уголовно-правовое содержание вины через ее формы. Формы вины в российском уголовном праве различаются в зависимости от степени осознанности лицом характера совершен­ных им действий, предвидения вредных последст­вий, при одновременном учете содержания и на­правленности воли виновного. Каждая из форм ви­ны слагается из интеллектуальных и волевых эле­ментов психической деятельности. Интеллектуаль­ный элемент вины - сознание лицом характера совершаемых действий, то есть основанная на мыс­лительных процессах способность человека пони­мать как фактическую сторону своих действий и обстоятельств, при которых они совершаются, так и их значение. Важным обстоятельством осознания характера своих действий является способность че­ловека предвидеть их возможные последствия, иными словами, воспринимать причинную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями.

Сознание и воля — это элементы психической деятельности человека, совокупность которых образует содержание вины. На­ходясь в тесном взаимодействии, интеллектуальные и волевые процессы не могут противопоставляться друг другу, всякий ин­теллектуальный процесс включает и волевые элементы, а волевой, в свою очередь, включает интеллектуальные. Вместе с тем, между сознанием и волей имеется различие. Предметное содержание каждого из них в конкретном преступлении определяется кон­струкцией состава данного преступления.

Форма вины — это установленное уголовным законом опре­деленное взаимоотношение (сочетание) элементов сознания и воли совершающего преступление лица, характеризующее его отношение к деянию. Уголовное законодательство предусматри­вает две формы вины — умысел и неосторожность. Известное теории и практике подразделение умысла и неосторожности на виды нашло законодательное закрепление. Уголовный кодекс предусмотрел деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК), а неосторожности — на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК). Вина реально существует только в определенных законодателем формах и видах, вне их вины быть не может.

Форма вины в конкретных преступлениях либо указывается в диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса, либо подразумевается.

Если характер действий либо указанная в законе цель деяния свидетельствует о том, что данное преступление может совер­шаться только с умыслом, то форма вины может и не указываться в диспозиции уголовно-правовой нормы. К таким преступлениям относятся, например, терроризм, кража, грабеж, разбой, изна­силование, клевета, взяточничество и пр. Форма вины может быть не указана и в тех случаях, когда об умышленном характере преступления свидетельствует тот или иной способ законода­тельного описания деяния, т.е. использование специальных при­емов законодательной техники, таких, например, как указание на заведомую незаконность действий (ст. 299 — привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности), на спе­циальный мотив, злостность (ст. 157 — злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных ро­дителей) и т.д.

§ 4. Юридическое значение формы вины.

Юридическое значение формы вины разнообразно.

Во-первых, форма вины является объективной границей, от­деляющей преступное поведение от непреступного. Это проявля­ется в тех случаях, когда закон устанавливает уголовную ответст­венность только за умышленное совершение общественно опас­ного деяния.

Во-вторых, форма вины определяет квалификацию преступле­ния, если законодатель дифференцирует уголовную ответствен­ность за совершение общественно опасных деяний, сходных по объективным признакам, но различающихся по форме вины.

В-третьих, форма вины во многих случаях служит основанием законодательной дифференциации уголовной ответственности: одно и то же деяние наказывается значительно строже при умыш­ленном совершении, чем при неосторожной вине. В УК 1996 года законодатель впервые оговаривает, что деяния, совершенные по неосторожности, признаются преступлением только в случае, когда это специально предусмотрено той или иной статьей Особенной части УК. Тем самым ограничивается возможность привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные по неосторожности (ч. 2 ст. 24).

В-четвертых, вид умысла или вид неосторожности, не влияя на квалификацию, может служить важным критерием индивиду­ализации уголовной ответственности и наказания. Преступление по общему правилу представляет более высокую степень опаснос­ти, если оно совершено с прямым умыслом, нежели с косвенным, поскольку в первом случае преступление прямо нацелено на причинение вреда правоохраняемым интересам и ценностям. Точно так же преступное легкомыслие, при котором виновный сознательно избирает заведомо опасную для общества линию своего поведения, обычно опаснее небрежности, при которой общественно опасный характер совершаемого деяния вообще не осознается виновным.

В-пятых, форма вины в сочетании со степенью общественной опасности деяния служит критерием законодательной классифи­кации преступлений: в соответствии со ст. 15 УК к категории особо тяжких относятся только умышленные преступления.

В-шестых, форма вины предопределяет условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Согласно ст. 58 УК, лица, осужденные к этому наказанию на срок не свыше 5 лет за преступления, совершенные по неосторожности, отбывают нака­зание в колониях-поселениях, а лица, осужденные за умышлен­ные преступления, — в исправительных колониях общего, стро­гого или особого режима либо в тюрьме.

Обобщая все изложенное, можно сделать вывод что вина и ее формы - уголовно правовые поня­тия, основывающиеся на закономерностях челове­ческого поведения, которое при совершении пре­ступления становится преступным.

Степень вины всегда определяется тяжестью провинности лица перед обществом и зависит от обстоятельств, как относящихся к составу преступ­ления, так и находящихся за его пределами, кроме того, от степени осознанности всех этих обстоя­тельств и характера мотивации поведения лица.

Различное соотношение интеллектуального и волевого элементов вины служит критерием ее подразделения на умысел и неосторожность. В свою очередь, умышленная форма вины выступает в виде прямого и косвенного умысла (ст. 25 УК), а неосторожность — в виде легкомыслия и не­брежности (ст. 26 УК).