Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ теорий лидерства 2 (стр. 4 из 8)

По мнению Дж. Коттера, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обла­дает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обла­дать лидер, до сих пор не существует. Упомянутые выше перечни ли­дерских черт довольно мало говорят о степени важности каждой из них.

Очевидно, что сверхзадача структурного подхода — найти универ­сальный набор характеристик эффективного менеджера на все случаи жизни — вряд ли выполнима. Каждое время, каждое общество, каждая группа формирует или требует своих лидеров, и в другое время и в дру­гих условиях жестокий тиран смог бы в лучшем случае возглавить бюро ритуальных услуг в тихом провинциальном городке.

Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противо­вес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но и она не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

В целом структурный подход столкнулся с целым рядом неразреши­мых проблем:

· выделение оптимального набора характеристик оказалось неосу­ществимым;

· подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;

· подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между ли­дерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризу­ют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты, например, уверенность в своих силах),

· в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития;

· невысокая корреляция (в диапазоне от+0,25 до +0,35) личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не по­зволяет считать указанные характеристики надежными предикторами.

И все же, несмотря на все недостатки, структурный подход неиз­менно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неиде­альные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров, улучшая кадровый состав организации. Особенно часто тестирова­ние нацелено на выявление пяти следующих характеристик, неизмен­но демонстрирующих высокую положительную корреляцию с ус­пешным лидерством:

· интеллект;

· доминантность;

· уверенность в себе;

· высокий активационный (энергетический) уровень;

· профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче.

Структурный подход имел и имеет еще одно чрезвычайно важное значение для менеджмента и организации в целом. Несмотря на го, что исследовательские данные не смогли подтвердить большую часть посту­латов этой теории, она имела исключительные идеологические послед­ствия для развития самого менеджмента, требуя от менеджеров выра­женных лидерских навыков и изрядного потенциала и подразумевая, что лидерство неразрывно связано с неординарными человеческими каче­ствами и способностями.

В организациях все меньшим одобрением стал пользоваться образ менеджера-фельфебеля, о котором можно сказать «Хуже человека не придумаешь, но руководитель – очень хороший». С развитием и ростом популярности структурного подхода постепенно утверждался новый образ менеджера-лидера, т.е. менеджера, личностные характерис­тики которого сами по себе позволяют ему руководить, не прибегая к «традиционным» источникам власти в организации. Такой руководитель способен достигать своих целей, опираясь исключительно на свое лич­ностное влияние, свои знания и способности.

Концепция лидерства, таким образом, оказалась напрямую связан­ной с проблемой легитимности власти, косвенно указывая на процеду­ры и правила (легальные и поведенческие), следование которым может обеспечить члену организации пути к обретению формальной власти в организации. В более широком смысле концепция менеджера-лидера стала все больше связываться с процедурами и требованиями, которые общество в целом предлагает индивиду для получения власти.

В рамках концепции лидерства структурные принципы организации и сама концепция власти оказались трансформированы в психологи­ческие феномены. Власть в организации во многом стала увязываться с личностью лидера: только те индивиды, личностные и профессиональ­ные характеристики которых превосходят аналогичные характеристики других членов организации, имеют легитимное право руководить пос­ледними. Разумеется, на практике этот принцип был далек, как и сей­час, от полной реализации, но тем не менее его постепенное внедрение в сознание людей открыло возможности для прихода в менеджмент мно­гих талантливых людей.

Таким образом, даже несмотря на противоречивость и недостатки структурного подхода, упомянутые прикладной и идеологический ас­пекты проблемы лидерства обеспечили и продолжают обеспечивать ус­тойчивый интерес к личностным особенностям лидеров и до сих пор завораживают не только рядовых читателей, но и исследователей.[9]

2.2. Поведенческие теории

Данный подход рассматривает лидерство в контексте внешнего поведения, демонстрируемого лидером, и пытается найти некоторые устойчивые совокупности поведенческих характерис­тик, обеспечивающие успех лидеру.

Именно в рамках этого подхода сформировалось понятие стиля ли­дерства, под которым понимается «совокупность приемов и мето­дов, применяемых лидером (также и руководителем) с целью оказа­ния воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

2.2.1. Эксперименты К. Левина.

Приоритет в разработке поведенческо­го подхода принадлежит К.Левину, который накануне Второй миро­вой войны вместе со своими коллегами провел эксперимент, оказав­ший значительное влияние на последующее развитие концепции лидерства. В его эксперименте приняли участие три группы подрос­тков, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководителями групп были взрослые, демонстрировавшие разные стили руководства-лидерства. Исследователей интересовало, как стиль поведения лидера связан с эффективностью деятельности трех групп. Стили руководства, демонстрировавшиеся взрослыми, получили обо­значения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологи­ческой литературе: «авторитарный», «демократический» и «попусти­тельский».

Авторитарным называют стиль, при котором лидер по отноше­нию к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный ли­дер почти все основные функции управления сосредоточивает в сво­их руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые им решения.

Характеристиками, противоположными авторитарному стилю ли­дерству, обладает демократичный стиль, при котором лидер стремит­ся управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои реше­ния, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах.

Попустительский стиль лидерства — форма руководства, при ко­торой лидер практически устраняется от активного управления груп­пой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предостав­ляя им полную свободу действий.

По-видимому, названия стилей лидерства-руководства, предложен­ные Левиным, во многом являлись метафорами, но они, несомненно, стали играть нормативную роль, указывая, что «демократический» стиль руководства предпочтительнее. Впоследствии многие исследователи предлагали вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обо­значения, чтобы устранить ценностно-нормативный оттенок, плохо со­гласующийся с принципом научной объективности.

Предлагались, например, термины: «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль, которые намного удачнее рас­крывают поведенческую суть рассматриваемых феноменов.

Исследование Левина и его коллег было не сразу оценено менедж­ментом и научной общественностью. Лишь в конце 40-х годов внимание исследователей обращается к изучению поведенческих стилей как ос­новных детерминант лидерства. Структурный подход подразумевает на­личие «готовых», статичных черт лидера, т.е. лидером нужно родиться. И если индивиду не дано быть лидером, то ничего уж тут не поделаешь.[10]

2.2.2. Основные смешанные стили руководства

Однако, на основе идеи Левина, ученые продолжали исследования и предложили расширенную версию. Как показала практика, три основных стиля, описанных выше, в чистом виде почти никогда не встречаются. Чаще всего руководителям присущи смешанные стили – директивно-коллегиальный, директивно-пассивный, пассивно-коллегиальный.

Директивно-коллегиальный стиль. Руководитель в основном принимает решения самостоятельно. В работе активен, чего не наблюдается у подчиненных. Преобладающие методы работы – приказания и поручения. Контроль за подчиненными осуществляется строго и регулярно. Руководитель отличается высокой требовательностью к подчиненным. Основное внимание в работе подчиненных обращает не на достижения, а на их ошибки и просчеты. Отношение к критике отрицательное. Руководитель обычно выдержан, ориентирован на дело, т. е. на задачу. К нововведениям относится положительно. В отсутствие руководителя коллектив с работой справляется хорошо.

Директивно-пассивный стиль. Активность исполнителей умеренная. Руководитель часто прибегает к просьбам и уговорам, однако нередко переходит на приказной тон, особенно в случаях, когда его первоначальные уговоры не приносят результатов. Контроль подчиненных осуществляется редко, однако достаточно строго. Полагается на компетентность сотрудников. С персоналом тактичен, со своими заместителями в основном строг, требует беспрекословного подчинения. Нововведений избегает. Решение социальных проблем коллектива перепоручает своим заместителям. При отсутствии руководителя коллектив снижает эффективность в работе.