Личный обыск согласно ст. 184 УПК РФ производится в целях обнаружения у человека и изъятия у него предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела. Значение личного обыска проявляется в первую очередь в непосредственном обнаружении у определенного лица предметов, обладающих криминальными свойствами, то есть способных уличать и изобличать лицо в совершении преступных действий. В качестве другого значения личного обыска выступают сведения о свойствах и признаках обнаруженных и изъятых предметов. И, наконец, личный обыск позволяет выявить сведения о месте хранения и обнаружения указанных предметов.
2. Применение общих правил производства обыска, личного обыска, выемки
Выемка, обыск, личный обыск направлены на установление чувственно воспринимаемых явлений и признаков. Отсюда их структура базируется на приемах наблюдения. На основе принципов судопроизводства, общих условий предварительного расследования и правил производства предварительного следствия УПК устанавливает правила производства обыска, выемки, личного обыска.
Общие правила составляют процессуальную форму следственных действий, распадающуюся на три группы норм, регламентирующих:
1) условия их проведения;
2) процедуру;
3) меры, гарантирующие производство следственных действий.
Эти три группы есть не что иное, как обобщенные гипотезы, диспозиции и санкции для института следственных действий.
Первый элемент процессуальной формы обыска, выемки и личного обыска — это условия их производства. Они складываются из условий общего и специального характера.
Общие условия производства следственных действий охватывают[5]:
а) наличие возбужденного уголовного дела;
б) надлежащего субъекта проведения следственного действия, который, во-первых, не подпадает под основания для отвода и, во-вторых, в установленном законом порядке принял дело к своему производству;
в) место и время производства следственного действия.
Место проведения следственного действия определяется местом расследования, т. е. территориальной подследственностью дела (ст. 152 УПК РФ). Для всякого следственного действия законом предусмотрены специальные условия, наличие которых позволяет правильно выбрать нужное следственное действие в каждой конкретной ситуации. Неправильное определение оснований следственных действий ведет к незаконной подмене одних следственных действий другими. К их числу относятся прежде всего основания для производства следственных действий: наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью именно этих действий. В качестве основания выступают конкретные данные, а во многих случаях - судебные доказательства (например, для тех следственных действий, которые производятся по судебному решению).
Неправильное определение оснований следственных действий ведет к незаконной подмене одних следственных действий другими. Это ведет к необоснованности подобных действий и может повлечь за собой утрату ими доказательственного значения.
К специальным условиям проведения обыска, личного обыска и выемки относятся требования, предъявляемые к кругу их участников и их правовому статусу (правам и обязанностям). Они могут быть обязательными и факультативными. Обязательный круг участников в ряде случаев предусмотрен законом (например, защитник - ст. 51, понятые - ст. 170, переводчик - ст. 169). Другие лица привлекаются следователем (дознавателем) факультативно, по своему усмотрению. Однако следователь обязан обеспечить право сторон на участие в следственных действиях, проводимых по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42, п. 10 ч. 4 ст. 44, п. 9 ч. 4 ст. 46, п. 10 ч. 4 ст. 47, п. 5 ч. 1 ст. 53). Свидетель имеет право пользоваться услугами своего адвоката во время участия в следственных действиях (ч. 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192)[6]. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164). Успех раскрытия преступления, особенно преступления замаскированного, совершенного организованной группой, во многом зависит от хорошо налаженного взаимодействия свидетелей с оперативными подразделениями. Одной из форм такого взаимодействия, благодаря которой оперативные работники из первых рук получают исходную информацию, необходимую им для развертывания оперативно-розыскных мероприятий, является личное участие оперативного работника при производстве обыска, личного обыска и выемки. Закон не только допускает такую возможность, но и предоставляет следователю право привлечения оперативного работника к участию в производстве обыска, личного обыска и выемки.
В качестве специальных условий для проведения обыска, личного обыска и выемки могут также рассматриваться: отсутствие у соответствующего лица дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3); соблюдение особого порядка возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении ряда лиц, пользующихся служебным иммунитетом (ст. 448 УПК РФ).
Наличие специальных условий закон иногда требует отразить в письменно оформленном решении о проведении следственного действия - постановлении (которое иногда называют юридическим основанием для проведения следственного действия). По постановлению следователя проводятся: эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка (для последующего контроля за обоснованностью применения принуждения), а экспертиза (ч. 1 ст. 195 УПК РФ) еще и для постановки задания перед экспертом[7].
Обыск, выемка и личный обыск именуются действия по собиранию доказательств (ст. 164 УПК). В целях обеспечения прав и законных интересов граждан не допустимо производить следственные действия в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Второй элемент процессуальной формы обыска, личного обыска и выемки — это их процедура, т. е. последовательность и приемы их проведения. Последовательность проведения следственного действия складывается из нескольких этапов. Первый этап — подготовительный. На нем принимается и оформляется решение о проведении следственного действия, принимаются меры по обеспечению его производства (задерживается корреспонденция, направляется повестка, осуществляется привод и др.). Второй этап связан с удостоверением в личности участников процесса, разъяснением им прав и обязанностей, задач и порядка проведения следственного действия. Удостоверение в личности возможно не только по документам, оно может быть осуществлено путем опознания, со слов или даже визуально (если следователь уже знаком с данным участником процесса). Свидетель, потерпевший и специалист (если он дает показания) предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307–308 УК, а эксперт и переводчик — за дачу заведомо ложного заключения и заведомо неправильный перевод по ст. 307 УК. Третий этап составляет осуществления познавательных приемов и операций, а на четвертом — фиксируются ход и результаты следственного действия.
При производстве обыска, личного обыска, выемки недопустимо применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в данных следственных действиях лиц. Доказательства, полученные с нарушением данных запретов, являются недопустимыми.[8] Как нам известно такие доказательства не имеют юридической силы.
Как говорилось выше, вступая в правоотношения с участниками обыска, личного обыска, выемки, следователь обязан удостовериться в личности данного участника и максимально обстоятельно разъяснить ему его права, обязанности, процедуру и смысл действия и ответственность. Особое значение в комплексе прав участника следственного действия имеет его право делать замечания по поводу содержания протокола, фиксирующего его ход и результаты. Невыполнение следователем, вышеизложенных обязательств может быть расценено как существенное нарушение процессуального порядка получения соответствующих доказательств, влекущее признание их недопустимыми.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения следов преступления и вещественных доказательств. Не исключением является и применение технических средств при производстве обыска, личного обыска и выемки. Современный уровень развития общества позволяет широко использовать достижения науки и техники при производстве по уголовному делу, причем не только экспертами и специалистами, но и непосредственно лицами, производящими расследование. К числу таких средств, применяемых при производстве следственных действий по собиранию доказательств, относятся фотография, киносъемка, звукозапись и некоторые другие.
Особую группу образуют технические средства, с помощью которых фиксируются и изымаются следы (например, дактилоскопические средства). Применение этих криминалистических средств обычно входит в обязанности специалиста, помощью которого следователь вправе пользоваться при производстве обыска, выемки и других следственных действий, что, однако, не исключает права и возможности их применения лично следователем[9]. Если же технические средства (например, металлоискатели, водолазное оборудование и др.) не относятся к криминалистическим, то, естественно, их использование относится всецело к компетенции соответствующего специалиста. Арсенал таких средств законом не ограничен.
Основное назначение участия понятых при производстве обыска, выемки - удостоверить сам факт производства следственного действия, его ход и результаты. УПК допускает производство следственных действий без участия понятых в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Такое правило продиктовано предшествующей принятию действующего УПК многолетней следственной практикой. В условиях глубокой зимней ночи, бездорожья и непогоды следственно-оперативная группа, дорожа каждой минутой, чтобы зафиксировать исчезающие на глазах следы преступления, бывает вынуждена приступать к осмотру места происшествия без понятых, которых просто неоткуда взять.[10]