Смекни!
smekni.com

Обыск, личный обыск, выемка в уголовном содупроизводстве (стр. 4 из 6)

Ход и результаты обыска отображаются в протоколе. Участники обыска знакомятся с содержанием протокола. При поступлении замечаний они также записываются в протокол. Все участники обыска подписывают протокол. Копия протокола вручается лицу, у которого производился обыск.

Перечисленные выше действия являются обязательными при производстве обыска. Но помимо этих действия могут проводиться факультативные действия:

1. при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их вскрыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества;

2. следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска;

3. если в ходе обыска пытаются уничтожить или спрятать предметы. То об этом делается отметка в протоколе, указываются принятые меры.

Одним из основных прав, ограничиваемых при производстве по уголовному делу и непосредственно в процессе проведения следственных действий, является право граждан на неприкосновенность жилища. Указанное право провозглашено в ст. 25 Конституции РФ, где говорится: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Закрепление в Конституции РФ рассматриваемого предписания, безусловно, предопределило необходимость установления системы гарантий реализации права на неприкосновенность жилища в УПК РФ.

Обыск является одним из таких следственных действий, которые в наибольшей степени стесняют права гражданина на неприкосновенность жилища и требуют особо четкого соблюдения законодательных предписаний и норм морали.

Повторимся, что обыск производится тогда, когда для этого есть достаточные правовые основания, когда он необходим по обстоятельствам дела и, следовательно, нравственно оправдан. Из ст. 25 Конституции РФ следует, что для производства обыска необходимо получить разрешение суда, что означает, в частности, повышение ответственности за необоснованный обыск. Обыск без соответствующего разрешения по причине его безотлагательности, обыск в ночное время по той же причине допускаются лишь тогда, когда получение разрешения затруднено или же промедление с обыском может сделать его безрезультатным. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Одновременно необходимо принять меры к тому, чтобы дети, проживающие в помещении, были удалены и размещены в другом месте. Если в семье находятся больные, то их следует изолировать таким образом, чтобы обыск не мог непосредственно влиять на их состояние.[17]

Для личности, ее прав и интересов важны гарантии при проведении следственного действия, и в этой связи заслуживает внимания вопрос о проведении обыска в случаях, не терпящих отлагательства. Требования принципа неприкосновенности жилища обусловливают возможность ограничения данного конституционного права лишь при наличии соответствующих оснований. С одной стороны, наличие достаточных оснований само по себе не вызывает необходимости производства обыска в неотложных случаях. С другой - возникновение не терпящих отлагательства случаев не означает, что обыск может быть проведен без достаточных оснований, лишь в результате умозрительного вывода следователя. Для производства данного следственного действия необходимо, чтобы в материалах уголовного дела содержались доказательства, подтверждающие как необходимость производства обыска, так и необходимость использования особого правового режима при его производстве.

Таким образом, можно констатировать, что законность проведения обыска и выемки в жилище в исключительных случаях, не терпящих отлагательств, обеспечивается наличием и отражением в деле:

1) убедительных данных, свидетельствующих о необходимости неотложного производства этих следственных действий;

2) данных о нахождении в жилище объектов, имеющих значение для расследуемого дела;

3) неукоснительного соблюдения процессуального регламента указанных следственных действий.

Основанием для производства выемки служат содержащиеся в материалах уголовного дела сведения, которые с достоверностью указывают, что в определенном месте или у конкретного лица есть предметы и документы, имеющие доказательственное значение. Посредством этих сведений должны быть установлены индивидуальные свойства и признаки предметов и документов, которые надлежит изъять. Порядок выемки следующий: следователь в соответствии со своим постановлением прибывает по указанному адресу, приглашает понятых, объявляет руководителю организации (лицу, его замещающему) или конкретному гражданину о цели прибытия и предлагает добровольно выдать предметы или документы, подлежащие выдаче. Если документы или предметы добровольно не выданы, следователь производит их принудительное изъятие.

Если выемка производится в жилом помещении, то для ее производства требуется решение суда. Выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи также производится по решению суда.[18]

Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится по решению суда (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

Порядок выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях юридических лиц, ст. 183 УПК РФ специально не выделяет и не указывает. Это означает, что юридически лица повышенной защитой не пользуются. Это подтвердил и законодатель своей новой редакцией ч. 3 ст. 183 УПК РФ.

Часть 2 ст. 29 УПК РФ, регламентирующая правомочия суда, указывает: "Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях".

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

Выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится в присутствии работников данного учреждения, которые имеют к ним доступ (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

Процессуальный порядок выемки документов, которые содержат сведения, являющиеся государственной тайной, направлен на сохранение этой тайны. Он предусматривает, чтобы такого рода документы изымались после получения судебного решения и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

Большинство правил, установленных законом для обыска, относится и к выемке (ч. 2 ст. 183 УПК РФ).

О непосредственном производстве выемки составляется протокол. В нем указывается, где, у кого и какие именно предметы и документы находились, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены в протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости.

Если при выемке имели место попытки уничтожить или спрятать предметы и документы либо нарушался порядок лицами, у которых она происходила, и другими лицами, в протоколе должно быть записано как об этом, так и о мерах, принятых следователем (ч. 14 ст. 182 УПК РФ).

Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого произведена выемка, или совершеннолетним членам его семьи, а при их отсутствии - представителю местной администрации или жилищно-эксплуатационной организации.

Если выемка производилась в помещении, принадлежащем учреждению, предприятию, организации, копия протокола вручается соответствующему должностному лицу.

Основаниями для производства личного обыска служат доказательства, указывающие на нахождение искомых предметов и документов у подозреваемого или обвиняемого. Однако закон предусматривает особые основания для двух видов обыска: а) при задержании подозреваемого или заключении его под стражу; б) при личном обыске лица, находящегося в месте, где производится обыск, по подозрению, что оно скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела (ч. 2 ст. 184). В этих случаях основанием для личного обыска (как исключение из общего правила) могут быть не только доказательства, но и само требование закона предварительно обыскивать всякое лицо, заключаемое под стражу, или результаты непосредственного наблюдения за поведением лиц, присутствующих при обыске помещения или иного места.

Личный обыск ограничивает конституционное право на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и потому производится по судебному решению, получаемому в порядке ст. 165 УПК. В ч. 2 ст. 184 УПК РФ говорится о проведении личного обыска по основаниям и в порядке, которые установлены ч. ч. 1 и 3 ст. 18 УПК РФ. В ч. 3 указанной статьи речь идет об обыске в жилище, который производится на основании судебного решения, из чего можно заключить, что получение судебного решения для личного обыска есть общее правило. Однако из него имеется два исключения: личный обыск задержанного подозреваемого или личный обыск при наличии оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Этот вывод подтверждается и буквальным толкованием: в этих случаях обыск производится "без соответствующего постановления", следовательно, и без постановления суда, выносимого в порядке ст. 165 УПК. В то же время после обыска лица, не помещаемого под стражу, процессуальный закон требует уведомлять суд в порядке ч. 5 ст. 165 УПК. В иных неотложных случаях (кроме ч. 2 ст. 184 УПК РФ) личный обыск также может производиться без предварительного разрешения с последующим уведомлением судьи и прокурора в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ. О производстве личного обыска лицом, производящим данное следственное действие, составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе личного обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).