Смекни!
smekni.com

Тоталитарное государство понятие сущности и специфические черты (стр. 3 из 6)

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно- бюрократический центризм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.
Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.

1.3 Система права в тоталитарном государстве.

Ярким примером извращенной правовой системы тоталитаризма

является фашистская правовая система 19 века.

Функционеры аппарата фашистской партии и правосудия занимали

позицию, характеризующуюся следующим: отрицанием либерального

политико-правового порядка б) признанием концепции расово очищенной

нации упрощением ее правопорядка; в) признанием политической гегемонии

фашистской партии; г) экспонированием роли «вождя». Из политической

концепции единства в немецкой нации, выраженной в триединой формуле -

«государство, движение и нация», были выведены основные понятия права,

принцип «вождизма» и принцип равенства.

Буржуазное гражданское право должно было бы заменено «народным

кодексом». По концепции Г. Франка, в нем нужно было отказаться от

наследия римского права и наслоений других правовых систем и выводить

его истоки из германского права. В нем предполагалось определить понятие

«семьи», «свободы заключения соглашений», «права собственности»,

«брака», «права наследования» и. т. д. Согласно Гедеманну, кодекс должен

касаться всех «принадлежащих к великогерманскому рейху» в духе

нюрнбергских законов 1935 г., но не распространялся на лиц «чуждой крови»

и иностранцев Проект кодекса предполагал неравенство перед законом

санкционированное ранее «арийскими» статьями нюрнбергских законов.

Приговором уголовного суда гражданин мог быть лишен своего правового

статуса, если оказался «недостойным принимать полное участие в правовой

жизни», иначе говоря, он низводился до положения врага. «Народный

кодекс» не был оглашен до конца существования третьего рейха, однако

множество предложений, поступивших в ходе редакционной работы

свидетельствует о направлении, по которому следовало фашистское

законодательство, и показывает, как оно должно было отойти от буржуазной

правовой системы, являющейся наследием французской и английской

революций. Фашистские концепции личного права нашли полное отражение

в так называемом нюрнбергском законодательстве третьего рейха

(значительно меньше — в законодательстве фашистской Италии), далее — в

законе о гражданстве рейха, а также в законе об охране немецкой крови (15

сентября 1935 г.). Закон о гражданстве делил граждан на две категории,

причем гражданами sensu stricto были лица «немецкой крови или

родственной ей», которые своим поведением доказывают, что «сознательно

будут служить нации и рейху». Законодательство о защите немецкой крови

подтвердило основы политики дискриминации расово чуждых элементов.

Правовая норма и сопутствующее ей принуждение привели к полному

отстранению от нормальной жизни еврейского населения. Подобные

дискриминационные нормы были введены по отношению к польскому

населению (25 сентября 1941 г.). Нюрнбергские законы создавали фундамент

права о браке. Некоторые его предпосылки нашли свое отражение в законе о

стерилизации (14 июля 1933 г.) и в судебной практике, а также в

законодательных нормах об охране потомства немецкой нации (18 октября

1936 г.). Право о браке (6 июля 1938 г.), по официальному обоснованию,

«было первым шагом на пути создания единого великогерманского права о

браке и семье». В нем содержалось утверждение, что брачное право

перестает быть контрактом, что оно является правовым устройством,

созданным для поддержания биологической непрерывности немецкой нации.

Понятия крови и расы легли в основу ограничений при вступлении в брак,

причем постановления параграфа 4 закона ссылались на нюрнбергский закон.

Чистота расы была условием, вступления в брак. Несколько последующих

нормативных актов исключали и даже предусматривали наказание за

вступление в брак лиц «немецкой крови» или родственной ей с лицами

«чуждой крови". Такие постановления касались не только евреев, но и всех

национальностей, признанных принадлежащими к низшей расе, прежде всего

славян (во время войны). Наследственное право (31 августа 1938 г.)

содержало концепцию «здорового национального чувства». Его предписания

считали недействительным изъявление последней воли, если при этом

нарушались интересы семьи и национального единства, понятые в духе

«здорового национального чувства». Случаи нарушения «здорового

национального чувства» были подробно перечислены в обосновании закона и

в интерпретационном распоряжении министра юстиции. Ни в каком случае

наследство не могло переходить от «арийцев» к евреям. Предписания закона

о наследовании согласно гитлеровской политике явно ограничивали, право

распоряжаться собственным имуществом. Примечательно, что в особых

распоряжениях административных властей вопросы наследования у евреев

регулировались таким образом, что все имущество евреев после их смерти

поступало в государственную казну. ВО время войны на "территориях,

присоединенных к рейху" польское население, не принявшее «немецкой

национальной карты», лишалось имущества и по отношению к нему

постановления наследственного права были беспредметны.

Представляется, что из концепции личного права вытекали некоторые

аналогии для формирования фашисткого права наций (международного

права), также законов касающихся национальных меньшинств. Правовая

доктрина третьего рейха приняла новый термин — «право о национальных

группах» (Vоlksgruppen гесht), отказавшись от традиционного понятия

«меньшинство». Гитлеровской политике агрессии должно было служить

положение о «международно-правовом упорядочении большого

пространства при одновременном невмешательстве других держав».

Утверждалось, что международное право как право наций (ius gentium)

является «конкретным порядком», персонально установленным

принадлежностью к нации и государству. Одновременно каждый порядок

оседлых народов, сосуществующих и уважающих, друг друга, составляет

также территориально конкретный порядок пространства».6