Смекни!
smekni.com

Обыск как следственное действие (стр. 4 из 7)

Рассмотрев эти документы, судья выносит постановление о законности или незаконности обыска. В случае признания его незаконным все доказательства, полученные в ходе обыска, являются недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы.

Статья 182 УПК субъектом, имеющим право принимать решение или инициировать решение о производстве обыска, называет следователя. Однако вынести постановление о производстве обыска или возбудить ходатайство о его производстве может и орган дознания (ст. 40 УПК) в процессе выполнения неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ч. 2 ст. 157 УПК), или дознаватель (ст. 41 УПК) по делам, отнесенным к его компетенции (ч. 3 ст. 151 УПК).

Статья 163 УПК предусматривает возможность расследования преступлений следственной группой. В этом случае ходатайство о производстве обыска или выемки в жилище в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 163 и ч. 2 ст. 29 вправе выносить только руководитель следственной группы.

Для производства обыска (в отличие от выемки) не требуется точного знания ни объекта, подлежащего изъятию, ни места его нахождения. Однако условием принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, формирующих предположение о нахождении в определенном месте имеющих значение для дела объектов. Эти данные могут быть получены как следственным путем, так и в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Порядок и форма представления результатов оперативно-розыскной деятельности регламентированы в согласованном с Генеральной прокуратурой РФ межведомственном приказе ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, СВР России "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410.

Разработанная на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Инструкция урегулировала процедуру представления субъектам производства предварительного следствия, дознания и суду фактических данных, полученных оперативными подразделениями. Согласно Инструкции результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при производстве оперативно-розыскных мероприятий. В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.). Переданные следователю или в суд материалы ОРД могут служить основанием для принятия законного и обоснованного решения о производстве обыска1.

Приняв самостоятельное решение или имея судебное решение о производстве обыска, следователь вправе как провести его самостоятельно, так и дать письменное поручение о производстве обыска органу дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК), представители которого оформляют протокол следственного действия от своего имени. Если обыск проводится членом следственной группы (ст. 163 УПК), письменного поручения о его производстве от руководителя группы не требуется.

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Конституция России устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах. Не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется процессуальным, прежде всего уголовно-процессуальным законодательством. Указанные органы не вправе выходить за рамки закона.

Часть 7 статьи 182 УПК обязывает лицо, производящее обыск, принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого произведен обыск, его личная или семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

Эта конституционная норма воспроизведена в ч. 3 ст. 161 УПК. Она запрещает предавать огласке сведения о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия.

В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы (см. об этом постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ").

Вместе с тем отдельные сведения о личной жизни обыскиваемого относятся к предмету доказывания по уголовному делу. Так, в соответствии со ст. 73 УПК подлежат доказыванию не только событие преступления, но и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, характер и размер вреда, причиненного преступлением, обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности, обстоятельства, способствующие совершению преступления.

Поэтому, исследуя находящиеся в обыскиваемом помещении предметы и документы, следователь уже в ходе обыска должен дать им оценку с точки зрения отношения к расследуемому уголовному делу и без необходимости не привлекать к ним внимания участвующих в следственном действии лиц, не включать их в перечень изымаемого. В соответствии со ст. 161 УПК он вправе отобрать от участников обыска подписку о неразглашении данных предварительного следствия, предупредив их об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.

К охраняемым Конституцией сведениям о личной и частной жизни, подлежащих оценке следователем с точки зрения их относимости к предмету доказывания по уголовному делу, следует назвать данные личного, интимного характера, касающиеся обыскиваемого лица и его близких (родственные, дружеские связи, симпатии и антипатии, образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество, религиозные верования, сведения о состоянии здоровья, составляющие врачебную тайну, о совершении нотариальных действий и некоторых записях актов гражданского состояния (содержание завещания, акта дарения имущества), тайна усыновления, личная переписка, сведения об имущественном положении обыскиваемого (наличие вкладов, акций, иных ценных бумаг и т.д.).

Под разглашением сведений следует понимать предание их огласке в устной или письменной форме, в том числе через средства массовой информации.

В производстве обыска обязательное участие принимают не менее двух понятых.

Однако из этого правила в действующем УПК сделано исключение: в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если проведение следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, обыск может производиться без участия понятых, о чем делается соответствующая запись в протоколе. При его проведении без понятых применяются технические средства фиксации хода и результатов обыска. В случае невозможности использования технических средств об этом делается отметка в протоколе.

Помимо названных лиц, в зависимости от обстоятельств дела и характера обыска, следователь вправе привлечь к участию в нем потерпевшего, свидетеля (если, например, необходимо опознать искомые предметы), специалиста, эксперта, переводчика (ст. 168), которые предупреждаются об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК, а также сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164). Их участие обязательно оговаривается в протоколе следственного действия.

Представляется возможным, хотя это прямо законом не оговорено, привлечение к участию в обыске для оказания организационной или технической помощи представителей жилищно-коммунальных служб, местной администрации, общественности. Самостоятельными процессуальными правами они при этом не наделяются.

Для производства обыска в некоторых случаях привлекаются подразделения силовой поддержки, которые используются для подавления физического сопротивления обыскиваемых лиц, вскрытия укрепленных дверей и запоров, охраны участников следственного действия.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 20 января 2001 г. N 5 "О мерах по усилению прокурорского надзора за законностью производства выемки и обыска" не допускается привлечение сотрудников спецподразделений не в качестве физической защиты, а в целях оказания психологического воздействия на участников процесса. Привлечение указанных сотрудников к обеспечению обыска или выемки возможно лишь в исключительных случаях, когда есть реальная возможность активного, в том числе вооруженного, сопротивления или неповиновения законным требованиям следователя. О каждом таком случае привлечения сотрудников спецподразделений должна быть сделана соответствующая запись в протоколе с указанием индивидуальных идентификационных номеров этих сотрудников.

Обязательным участником обыска является лицо, в помещении которого проводится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. В соответствии с ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилой площади относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. На практике в уголовно-процессуальной деятельности членами семьи признаются родственники лица, у которого производится обыск, родственники его близких, совместно проживающие в обыскиваемом помещении. Этим лицам перед началом следственного действия предъявляется постановление (судебное решение) о производстве обыска, предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы, а после завершения обыска вручается копия протокола данного следственного действия.