Смекни!
smekni.com

Иск, его элементы и виды (стр. 3 из 14)

§ 2. Функции иска

Функции иска предопределены несколькими обстоятельствами: соотношением иска со спором о праве, на разрешение которого он нацелен; связью иска с гражданским судопроизводством, в котором он рассматривается; некорреспондированием иска с судебным решением.

При этом вычленяются следующие функции:

а) передача спора о праве на рассмотрение суда;

б) установление важнейших черт гражданского судопроизводства: состава его участников, предмета и направленности доказывания; размеров судебных расходов и др.;

в) воздействие на результаты судебной юстиции.

Указанные функции реализуются в судопроизводстве, причем не только гражданском, но и арбитражном, третейском, уголовном, т.е. в любом исковом процессе. Они определяют юридическую значимость правовой конструкции иска и ее роль в механизме судебной защиты субъективных прав граждан и организаций, составляют сущностную характеристику иска.

Любой спор о праве возникает в гражданском обороте как индивидуальный конфликт из-за действительного или предположительного посягательства одного лица на права и охраняемые интересы другого гражданина или организации. Юридический спор может касаться нарушения субъективных прав либо их оспаривания. При нарушении умаляются определенные имущественные блага в результате действий или бездействия нарушителя. В случаях оспаривания в правоотношениях возникают неясности и неопределенности. Любой спор создает помехи в развитии правоотношений и затрудняет нормальное осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей и потому должен быть ликвидирован в оптимально короткие сроки.

Устранить юридический спор можно либо урегулированием, либо судебным рассмотрением и разрешением. Урегулирование проводится совместными действиями участников, и его суть состоит в выработке условий прекращения возникшего конфликта. Как правило, это связано с добровольным принятием сторонами дополнительных обязанностей. Конечно, урегулирование – быстрый, простой и экономичный способ прекращения споров о праве, но дело в том, что этот путь может быть эффективным только при желании участников устранить спор, при их согласии добровольно принять на себя новые обязанности. Практика последних лет свидетельствует, что зачастую одна, а то и обе стороны всячески уклоняются от согласования позиций и выработки правомерных, экономически обоснованных и хозяйственно целесообразных условий прекращения конфликта. При таком подходе мирный исход в устранении спора становится невозможен.

И тогда остается один-единственный путь – передать спор о праве на разрешение суда. По сравнению с урегулированием судебное разбирательство спора о праве имеет серьезные преимущества. Во-первых, суд – это специальный орган, созданный для разбирательства юридических конфликтов. Разрешают дела судьи – юристы-профессионалы, опытные специалисты в судебном доказывании и правоприменении. Во-вторых, рассмотрение спора происходит в установленном законом порядке, в гражданской процессуальной форме, а его разрешение – на основе применения соответствующих норм гражданского, семейного, трудового и т.п. права. В-третьих, участвуют стороны, которым состязательная форма судопроизводства обеспечивает должную процессуальную активность. В результате исковой процесс по рассмотрению и разрешению спора обеспечен надлежащими гарантиями его правильного и своевременного устранения, эффективностью в защите нарушенных или оспоренных субъективных прав и – что немаловажно – убедительностью итогов судебной юрисдикции.

Передать спор о праве в производство суда можно через иск. Только иском можно возбудить исковое производство[11]. Именно поэтому содержания спора о праве и иска должны быть сближены и сопоставимы.

В юридической литературе давно замечено, что одним из сущностных признаков понятия иска служит его связь со спором о праве. Без такой связи либо вне ее иск просто не нужен в системе средств судебной защиты[12].

В предъявляемом в суд исковом заявлении участник неурегулированного конфликта объективизирует спор о праве. Он излагает в процессуальном документе известную ему информацию о возникшем и подлежащем судебному разбирательству споре. Истец описывает как собственное поведение, так и поведение ответчика в правовом конфликте в точном соответствии с установленными законом реквизитами искового заявления. И лишь через иск (точнее, через исковое заявление) спор о праве может стать объектом судебного разбирательства[13].

В соотношении анализируемых правовых понятий иск представляет собою процессуально-правовую конструкцию юридического спора, который в свою очередь образует содержательную сторону обращения заинтересованного лица в суд с просьбой о защите субъективных прав. Иными словами, взаимосвязь спора о праве и иска, направленного на его рассмотрение, подчинена диалектике единства и соотношения содержания (спор о праве) и формы (иск). В судопроизводстве обе конструкции не могут существовать автономно друг от друга, в диалектическом единстве они определяют сущность и содержание искового процесса.

Отмеченная связь иска и спора о праве возможна потому, что их структуры и содержания однотипны, а составные части (элементы) – одинаковы. Как спор о праве, так и иск основываются на определенных составах юридически значимых обстоятельств взаимоотношений спорящих сторон (основание спора о праве и иска).

Сюда входят факты:

а) непосредственно порождающие спорные правоотношения (заключение договора, причинение вреда, открытие наследства и т.п.);

б) характеризующие поведение контрагентов в конфликте (своевременное и надлежащее исполнение истцом своих обязанностей и неисполнение или ненадлежащее исполнение другой стороной своих обязанностей). Данная группа фактов «привязывает» истца и ответчика к заявленному требованию, определяет их легитимированность в конкретном процессе;

в) повод к иску, то, что вынуждает заинтересованное лицо искать защиту своих прав в суде (непризнание ответчиком неправомерности своего поведения, его отказ добровольно и своевременно возместить ущерб, уклонение от заявляемых истцом требований)[14].

Совокупностью перечисленных фактов истец обосновывает свои, права, поэтому в основание спора и иска должны включаться только факты, которые могут порождать, изменять или прекращать спорные правоотношения. Иными словами, основание спора и иска составляют юридические факты, названные в диспозиции и гипотезе подлежащей применению нормы права. И не имеет значения, что действующий Гражданский процессуальный кодекс не обязывает истца ссылаться в подаваемом заявлении только на юридически значимые обстоятельства. В противном случае, когда истец будет строить свое требование на неуместных в правовом отношении фактах, его обращение в суд не достигнет желаемой цели – суд не удовлетворит подобный иск.

Второй составной частью спора о праве и, следовательно, иска является требование заинтересованного лица о восстановлении либо компенсации нарушенного права.

При оспаривании субъективных прав участник спора заявляет требование о прекращении оспаривания и о внесении ясности в сложившиеся правоотношения или их изменения. Указанные требования – суть правопритязания, и он могут быть двусторонними (обе стороны предъявляют друг другу встречные требования) либо односторонними (требования выдвигает лишь одна сторона спора). Такие требования составляют предмет спора о праве и иска и одновременно являются целью, к которой стремятся заинтересованные лица. Вместе с тем, между предметами спора и иска есть определенное различие. Правопритязания обращены к участнику конфликта, а исковые требования – к суду как просьба о защите нарушенных или оспоренных субъективных прав ответчиком.

В совокупности предмет и основание образуют содержание как спора о праве, так и иска[15]. Их правильное установление обеспечивает законное и обоснованное осуществление правосудия по конкретному делу.

Такое понимание соотношения спора о праве и иска, направленного на его разрешение, дает возможность ответить на несколько дискуссионных вопросов теории иска.

Во-первых, считать ли спор о праве категорией гражданского, семейного, трудового и другого материального либо гражданского процессуального права? Сторонники процессуального понимания сути такого спора исходят из того, что спор приобретает свойства юридической категории с момента его передачи в суд[16].

Иногда отмечают, что спор о праве существует и до начала судопроизводства, но с предъявлением иска, при этом изменяется его юридическая (материально-правовая) сущность, и он становится процессуальным спором, превращаясь в охранительное правоотношение. Спор возникает до судебного производства по его рассмотрению и разрешению, и его существование вполне возможно без исковой формы защиты права. Спор может быть ликвидирован вне судебного процесса путем его урегулирования самими участниками. И с момента зарождения спор о праве всегда представляет собою охранительное правоотношение сторон конфликта. Приверженцы данной концепции подменяют суть юридического спора последствиями предъявления иска. В самом деле, с возбуждением судопроизводства спор о праве приобретает процессуальную форму иска, но его материально-правовая природа остается неизменной.

Во-вторых, в юридической литературе иск трактуется как понятие одновременно двух отраслей права – материального и процессуального. Этим понятием обозначаются как требование истца к ответчику о прекращении спора о праве, так требование истца к суду о защите нарушенных или оспоренных прав. Первое определяется как материально-правовое образование, второе – как гражданское процессуальное. По сути, речь идет о двух автономных юридических конструкциях. Совершенно очевидно, что правопритязание одного участника конфликта к другому – не что иное, как элемент спора о праве. Иск действительно является процессуальной формой, в которой спор о праве передается в суд и существует в исковом процессе, но от этого он не утрачивает ни понятийной монолитности, ни процессуальной характеристики. Иск регламентирован нормами процессуального права, существует в процессуальном производстве и предназначен для осуществления процессуальных функций. Иск – всегда только процессуально-правовое образование, единое (монолитное) в своей сути[17].