Смекни!
smekni.com

Основные тенденции развития российского законодательства о несостоятельности банкротстве (стр. 7 из 9)

Некоторые российские ученые считают, что российский законодатель поступил правильно, подкрепив новый термин "несостоятельность" распространенным и достаточно энергич­ным термином "банкротство". Однако с этим мнением нельзя согласиться, поскольку речь идет не просто об употреблении терминов и эмоциональном воздействии на должников, а о принципиальной разнице между этими понятиями. Эта разни­ца, будучи законодательно закрепленной, должна повлечь раз­личные правовые последствия для несостоятельных должни­ков и банкротов, разное к ним отношение.

В рыночных условиях большое значение имеют вопро­сы деловой репутации, поэтому для должника будет очень важно называться именно несостоятельным, а не банкро­том. Ведь в ряде случаев должник, находившийся в процессе производства по делу о банкротстве, будет продолжать свою деятельность. В такой ситуации квалификация положения должника как несостоятельность либо как банкротство будет иметь принципиальное значение не только для самого долж­ника, но и для его контрагентов (как реальных, так и потен­циальных).

Таким образом, целесообразнее все-таки считать несо­стоятельностью просто неплатежеспособность (неисполнение обязательств), а банкротством— неплатежеспособность, признанную судом. Исторически сложилось, что в России под банкротством понимали уголовно преследуемое деяние. Бан­кротство считалось уголовным преступлением и являлось как бы осложнением несостоятельности.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. "России надо быть сильной и конкурентоспособной" В. В. Путин отметил, что "по­точное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процеду­ры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, ры­ночным, а значит — невосприимчивым к коррупции".[10]

Нельзя сказать, что государство не реагирует на новые тенденции в процессах банкротства с момента вступле­ния в силу действующего Закона «О не­состоятельности (банкротстве)».

В конце прошлого года в закон были внесены изменения, касающиеся необ­ходимости арбитражному управляюще­му иметь соответствующий допуск к све­дениям, составляющим государствен­ную тайну.

Также очень характерно, что изменения внесены в состав лиц, участвую­щих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 закона). К перечню данных лиц отнесен представитель фе­дерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопас­ности в случае, если исполнение полно­мочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, состав­ляющим государственную тайну.

В целях предупреждения банкротств организаций оборонно-промышленно­го комплекса Правительство РФ поста­новило образовать Правительственную комиссию по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и органи­заций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (Постанов­ление Правительства РФ от 22 мая 2006 года № 301). Функции данной комиссии носят в основном координационный и совещательный характер.

Обращает внимание общая тенден­ция, направленная на усиление государ­ственного контроля в области банкрот­ства стратегических предприятий и предприятий оборонно-промышленно­го комплекса.

Неоднократно среди специалистов поднималась проблема привлечения к ответственности руководителей, кото­рые довели предприятие до банкротст­ва. Похоже, что законодатель также об­ратил внимание на эту проблему.

В декабре 2005 года вступили в силу изменения к ст. 196 УК РФ «Преднаме­ренное банкротство» и ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство», в соответст­вии с которыми изменилось само поня­тие преднамеренного и фиктивного банкротства.

Теперь под понятие преднамерен­ного банкротства подпадает соверше­ние руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влеку­щих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обяза­тельствам и (или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей. В предыдущей редакции преднаме­ренным банкротством считалось умыш­ленное создание или увеличение непла­тежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимате­ля. Представляется, что первое опреде­ление гораздо шире второго и соответ­ственно шире круг действий, которые могут подпасть под понятие преднаме­ренного банкротства.

Аналогичная ситуация и с фиктив­ным банкротством.

Вот что считалось фиктивным банкрот­ством в законах предыдущей редакции-

«Фиктивное банкротство - заведо­мо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельнос­ти данного юридического лица или ин­дивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возмож­ности удовлетворить требования кре­диторов в полном объеме».

В настоящее время действует опре­деление фиктивного банкротства как заведомо ложного публичного объявле­ния руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несо­стоятельности данного юридического лица или индивидуальным предприни­мателем о своей несостоятельности.

По мнению законодателя, внесенные в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об адми­нистративных правонарушениях РФ из­менения должны облегчить процесс при­влечения к ответственности недобросо­вестных руководителей должников.

Аналогичные изменения были вне­сены и в ст. 14.12. Кодекса об админист­ративных правонарушениях РФ.

Однако одних только изменений в законодательстве явно не хватит для то­го, чтобы сделать эффективным инсти­тут привлечения к ответственности не­добросовестных руководителей.

В правоприменительной практике сложилась распространенная тенден­ция применения ст. 196, 197 УК РФ. Очень часто во время корпоративного конфликта возбуждается дело по выше­указанным статьям в отношении руко­водителя организации. Однако до суда было доведено лишь несколько. Практически любое конфликтное банкротство, где идет борьба между группами кредиторов и руководством, сопровождается возбуж­дением дела. Однако после непродолжительного времени дело закрывается. Огромная проблема - это отсутствие в правоохра­нительных органах профессиональных кадров, способных разобраться в этой достаточно специфической области. [11]

В связи с принятием нового Закона от 2 Октября 2007г. № 229 –ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу с 1 февраля 2008г., изменившего порядок обращения взыскания на имущество должника - организации (ст.94), соответствующие изменения были внесены в требования к порядку подтверждения задолженностей, необходимых для возбуждения дела о банкротстве, исполнительными документами в отношении субъекта естественной монополии. Требования кредиторов должны быть подтверждены, как ранее, исполнительным документом и удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на определенное законом имущество должника. Перечень такого имущества организации – должника и порядок обращения на него взыскания были изменены новым законом. [17, с.489]


Глава IIIПерспективы развития РЗ о бакротстве

Во многих странах в действующем гражданском законодательстве существуют институты банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями. Российское законодательство о банкротстве также содержит указание на возможность банкротить граждан (физических лиц), однако сейчас этот институт не работает – для его функционирования необходимо внести некоторые изменения в федеральные законы.

В 2008г Минэкономразвития подготовило проект соответствующего закона.[12]

Его основные положения:

1. Долг, который может послужить для признания физического лица банкротом, должен иметь размер, превышающий 100.000 рублей, и быть неоплаченным в течение срока, превышающего 6 месяцев.

2. Обратиться с заявлением о признании гражданина банкротом сможет сам должник, его кредиторы и уполномоченный орган (сейчас это Федеральная налоговая служба).

3. Дела о банкротствах граждан будут рассматривать арбитражные суды.

4. Будут такие процедуры, как наблюдение, выполнение плана реструктуризации задолженности, конкурсное производство. Причем, что интересно, если сумма долга не превышает 500.000 рублей, то конкурсным управляющим может быть сам должник.

5. Предусматривается перечень имущества должника, которое в ходе конкурсного производства продавать нельзя (единственное жилье, деньги до 25.000 рублей, инвалидный транспорт, личное имущество и т.п.).

6. Предусматривается ограничение для должника, признанного банкротом, а также для должника, успешно погашающего или погасившего долги, в течение пяти лет вторично объявлять себя банкротом и погашать новые долги.

7. Станет невозможным получение кредитов в банках без указания того, что получатель был признан банкротом.

8. Появится запрет на год на предпринимательскую деятельность и учреждение юридических лиц с момента признания человека несостоятельным.

9. Должны появиться в законе также и меры, исключающие возможность злоупотреблений со стороны должника. Так, если размер конкурсной массы должника составляет 100.000 рублей, а требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов полностью не удовлетворены, гражданин не освобождается от обязательств в результате банкротства. Исключение составят случаи, когда должник докажет, что банкротство произошло в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.