В 40-60гг. XVII в. у представителей некоторых движений в Англии можно найти четко сформулированное положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть – законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека[4, с.13].
Дж.Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Дж.Локку должны быть разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.
Таким образом, разделение властей являлось для Дж.Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей[5, с.58].
Одна из главных идей Дж.Локка заключается в том, что человек – материальное по своей природе существо, подвластное личным чувствам, руководствующееся, прежде всего, стремлением к удовольствию и желанием избежать боли. Поэтому слабость человеческой природы проявляется в подверженности искушениям, склонности «цепляться за власть». Лица, «которые обладают властью создавать законы, могут также, по мнению английского философа, захотеть сосредоточить в своих руках и право на их исполнение и не подчиняться созданным ими законам»[6]. Ключом к пониманию соотношения властей в государстве является мысль Дж.Локка о верховенстве законодательной власти, которая становится «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило»[6].
Своеобразие взглядов Дж.Локка, заключается в том, что после «Славной революции» в условиях доминирования в общественном сознании Англии доктрины верховенства парламента он попытался определить пределы власти. Во-первых, по Дж.Локку, законодательный орган не может никому другому делегировать свою законодательную власть. Во-вторых, повышение налогов, лишение собственности может происходить только в результате согласия всего народа или заинтересованных лиц. И, наконец, пожалуй, самое важное ограничение власти парламента – законодательная власть «обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных уполномоченных на то судей»[6]. Значение работы Дж.Локка заключается, не столько в определении принципов парламентарной модели разделения властей, сколько в попытке найти гарантии против излишней концентрации власти в руках представительного учреждения.
Таким образом, Дж.Локк и Ш.Монтескье работали в одном направлении, но Монтескье, продолжив учение Дж.Локка о разделении властей, раскрыл его более подробно, дополнив и упорядочив его при этом.
На мой взгляд, Ш.Монтескье удалось создать идеальную модель разделения властей, а также рассказать о том, кому должна принадлежать каждая власть в отдельности. До него никто не выделил особой судебной власти, хотя отправление правосудия в некоторых учениях фактически обособлялось. Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш.Монтескье выдвинул идею о “равновесии” и взаимных “сдержках” властей, а также высказал мысль о том, что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества.
В заключении можно сделать следующие выводы: одной из основных идей труда Ш.Монтескье «О духе законов» является идея о трех образах правления: республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица.
По мнению Ш.Монтескье, можно различать три основные разновидности политического чувства, каждая из которых обеспечивает стабильность той или иной формы правления. Республика опирается на добродетель, монархия — на честь, деспотизм — на чувство страха.
Если две формы правления — республиканская и монархическая — по сути своей различны, так как одна основывается на равенстве, а другая на неравенстве (поскольку первая базируется на политической добродетели граждан, а вторая на подмене добродетели честью), то тем не менее эти два строя имеют общую черту: они умеренны, в них нет произвола, никто не правит без соблюдения законов. А вот когда речь идет о третьей форме правления, деспотическом режиме, то здесь умеренность заканчивается. В своей характеристике трех типов правления Ш.Монтескье дает двойную их классификацию, подразделяя их на умеренные и неумеренные. Республику и монархию он рассматривает как умеренные типы, а деспотизм — нет.
Анализируя республиканский порядок, Ш.Монтескье выступает в защиту всеобщего избирательного права. Он доказывает, что народ может выбирать достойных руководителей и контролировать их. Вместе с тем он против того, чтобы выходцы из народа избирались на руководящие должности. Он видит главный порок республики в том, что ею руководят народные массы, действующие “по влечению сердца, а не по велению разума”. Он предпочитал разумного монарха, опирающегося на законы.
Несмотря на своё сочувствие просвещённой монархии, Ш.Монтескье находит в истории доказательства известных преимуществ республиканского строя. Он был противником революционного свержения монархии, высказывался за компромисс с королевской властью.
Ш.Монтескье говорит о преимуществах республиканского режима: «Гражданское равенство содействует благосостоянию населения, в то время как деспотизм приводит к бедности и нищете подавляющей массы людей. В республике богатство страны приводит к росту народонаселения. Все республики являются доказательством этого, и больше всех Швейцария и Голландия, две самые плохие страны Европы, если иметь в виду природные условия их территории, и тем не менее самые населённые.[1]»
Также одной из главных идей Ш.Монтескье была идея разделения властей. Учение о разделении властей в условиях абсолютизма того времени служило главным образом предотвращению беззакония и произвола со стороны королевской администрации, обеспечению основных прав и свобод человека. Это само по себе имело, несомненно, важное прогрессивное значение. Концепция разделения властей способствовала укреплению новых, буржуазных общественных отношений и созданию соответствующей им организации государственной власти.
Говоря о политической свободе, Ш.Монтескье разделяет ее на политическую свободу государства и политическую свободу гражданина. Если политическая свобода государства зависит от разделения и взаимного сдерживания властей, то политическая свобода гражданина зависит от защищенности его законом. А значит в стране должны быть сильные и справедливые законы, а также их верховенство, то есть власть тоже должна быть подчинена ему.
В сравнении с Дж.Локком, Ш.Монтескье более подробно раскрыл тему о разделении властей, отделил правосудие от других ветвей власти и первым написал о системе сдержек и противовесов.
Большое внимание Ш.Монтескье уделил климату, географическому положению стран, а также религиям, господствующим в них. В его произведении было сказано о том, что эти факторы оказывают огромное влияние на законы страны, а также на процессы управления в них. Во многом образы правления в каждой из стран зависят именно от этих факторов: от того, насколько приближена или удалена страна от экватора, насколько холодный или жаркий в ней климат, а также, какая религия исповедуется подавляющим большинством населения той или иной страны.
Огромное внимание уделил Ш.Монтескье торговле. По его мнению, она является одним из определяющих факторов, влияющих на законы страны и на образ правления.
В трудах и воззрениях Ш.Монтескье усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Дж.Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита.
Политические и правовые идеи Ш.Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г., а также на современные принципы государственного управления и процессы осуществления власти.
1. Шарль Луи де Монтескье «О духе законов». Электронный вариант. 463с.
2. www. gumer. ru
3. Аникин А.В., Костюк В.Н. и др. История экономических учений. Электронный вариант. 235с.
4. Барнашев С. С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск, 1988.
5. Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. – Москва, 1988
6. Джон Локк «Два трактата о правлении». Электронный вариант. 186с.