Смекни!
smekni.com

Понятие уголовной ответственности 4 (стр. 3 из 3)

Из положения о субъекте преступления, как элементе соста­ва преступления, вытекает вывод о том, что к уголовной ответ­ственности может быть привлечено не всякое лицо, совершив­шее опасное для общества деяние, а только то, которое по возрасту и своему психическому состоянию способно отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, что деяние, которое вменяется в вину, должно быть осознанным, а не импульсивным, т. е. совершенным без участия воли и сознания человека.

Установить признаки, характеризующие субъективную сторону преступления, значит установить вину лица в совершении данного деяния и форму ее выражения - умысел или неосторожность. Важнейший демократический принцип уголовного права ответственности только за вину, за виновное совершение общественно опасного деяния нашел закрепление также в ст. 5 УК РФ. При этом в законе специально оговаривается, что о6ъективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Тем самым исключается ответственность за результат деяния лица независимо от его субъективного отношения к этому результату.

Совершение того или иного конкретного общественно опасного деяния (действия или бездействия) есть объективное основание уголовной ответственности, а негативное отношение уголовно-правовому закону в форме умысла или неосторожности является субъективным основанием уголовной ответственности.

Установленное ст. 8 УК РФ юридическое основание уголовной ответственности базируется на социально-этической основе - положениях материалистической философии о свободе воли и детерминированности поведения человека.

Диалектико-материалистическая теория познания исходит из того, что в основе всех явлений природы и общества лежат объективные закономерности. Подчинена этим закономерностям и деятельность людей, их сознание и воля, в основе кото­рых лежат жизненные условия. Таким образом, все аспекты поведения человека определяются объективными условиями. Однако это не порождает абсолютную зависимость деятельности человека от объективных обстоятельств. Сознание человека хотя и обусловливается внешними обстоятельствами, но вместе с тем оно имеет относительную самостоятельность. Хотя созна­ние вторично по отношению к материи, это не означает фатальной предопределенности поведения человека (в том числе противоправного). Выбор поведения человека определяется его сознанием и волей.

Диалектико-материалистическая теория познания определяет свободу как познанную необходимость. Согласно этому пониманию свобода заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать вариант целей своих действий и средств их достижения, принимать ре­шения со знанием дела.

Таким образом, свобода воли понимается в материалистиче­ской философии как способность личности определять свое поведение на основе познания объективной действительности, способности предвидеть последствия своих действий и оцени­вать их в соответствии с требованиями морали и права. Еще Спиноза писал: «Свободным я называю того, кто руководству­ется одним только разумом». Подлинная свобода заключается не в полной независимости от внешнего мира, а в способности принимать решения со знанием дела, с учетом их социального значения. Поэтому, например, душевнобольные лица ответст­венности не несут ввиду того, что они не могут осознавать об­щественно опасный характер своих действий и руководить ими.

Положение об основании уголовной ответственности, закре­пленное в ст. 8 УК РФ, находит свое развитие и конкретизацию в нормах Общей и Особенной частей УК РФ.

В Общей части определяются признаки преступления, формы вины (умысел и неосторожность), признаки невменяемости, ус­ловия ответственности за соучастие, неоконченную преступную деятельность и др. В Особенной части определяются признаки конкретных преступлений (диверсия, убийство, кража и др.) и устанавливаются вид и размер наказания за их совершение.