Спорным является процедура переуступки складских свидетельств. Поскольку простое складское свидетельство - это ценная бумага на предъявителя, то переуступка прав осуществляется простым вручением. Поэтому для оформления любой сделки необходимы договор и акт приема-передачи складского свидетельства. В залог простое складское свидетельство передается как любая другая ценная бумага, необходимо лишь отслеживать, чтобы срок залога не превышал срока хранения товара. В случае же с двойным складским свидетельством все не так просто в силу того, что до сих пор не утихают споры - какая это бумага, ордерная или именная. Гражданский кодекс РФ не дает прямой ответ на этот вопрос. В случае если двойное складское свидетельство - именная ценная бумага, она передается посредством цессии, если ордерная - посредством индоссамента.
Цессия - это двухсторонняя сделка, требующая волеизъявления двух сторон. При индоссаменте достаточно приказа одной стороны. При индоссаменте существует ответственность индоссантов за неисполнение требования, удостоверенного ценной бумагой. При цессии существует ответственность только за недействительность соответствующего требования.
Если обратиться к истории, то в п.6 Постановления СНК и ЦИК Союза ССР от 04.09.25r. "О документах, выдаваемых товарными складами в приеме товаров на хранение" говорится, что "в отношении формы передаточных надписей, удостоверения прав держателя свидетельства и перехода прав к потребителю применяется соответственно правил, установленных для векселей". Эта фраза дает право предполагать, что свидетельство было ордерной ценной бумагой.
В нынешнем законодательстве все эти моменты опущены. Поэтому для полного разрешения споров необходимо принятие федерального закона о складских свидетельствах, проект которого уже находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. В данном проекте в ст.21 как раз прописано, что "... складское свидетельство и залоговое свидетельство передаются вместе или порознь по передаточным надписям, совершаемым на оборотной стороне бланка складского и залогового свидетельства. Непрерывный ряд передаточных надписей на оборотной стороне бланка свидетельства является доказательством перехода прав на эти ценные бумаги...".
Общее в природе векселей и складских свидетельств. Таким образом, при всех существующих различиях между векселями и складскими свидетельствами, важным остается их сходство по фундаментальным свойствам ценных бумаг:
· обращаемость - способность векселей и складских свидетельств покупаться и продаваться па рынке, а также во многих случаях, выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров;
· доступность для гражданского оборота - способность векселей и складских свидетельств не только покупаться и продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения, комиссии, поручения и т.д.);
· стандартность - векселя и складские свидетельства имеют стандартное содержание. Именно стандартность делает ценную бумагу товаром, способным обращаться;
· документальность - векселя и складские свидетельства - это всегда документ, независимо от того, существуют ли они в бумажной форме или в безналичной форме записи по счетам. Согласно установившейся правовой практике, векселя и складские свидетельства, как документ, содержат все предусмотренные законодательством реквизиты, отсутствие хотя бы одного из которых влечет недействительность ценной бумаги;
· рыночность - обращаемость указывает на то, что векселя и складские свидетельства существуют как особые товары, которые, следовательно, имеют свой рынок с присущей им организацией, правилами работы на них и т.д.;
· регулируемость и признание государством - векселя и складские свидетельства как фондовые инструменты должны быть признаны государством для обеспечения надлежащей регулируемости и, соответственно, доверия участников рынка;
· ликвидность - способность векселей и складских свидетельств быть быстро проданными и превращенными в денежные средства без существенных потерь для держателей, при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию;
· обязательность исполнения - по российскому законодательству не допускается отказ от исполнения обязательства, выраженного векселями и складскими свидетельствами, если только не будет доказано, что они попали к держателю неправомерным путем.
Перечисленные свойства взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому, подойдя к выводу о том, что складские свидетельства, как товарные обязательства, являются своего рода "комплиментарным" дополнением к денежным обязательствам - векселям, а также что векселя и складские свидетельства являются ордерными ценными бумагами, т.е. имеют сходство в характере обращения, можно говорить и о сходстве депозитарного учета, стандарты которого играют не последнюю роль в ликвидности ценных бумаг.
Особенности депозитарного учета складских свидетельств. Депозитарная деятельность с векселями и депозитарная деятельность со складскими свидетельствами имеют много общего в силу идентичности характера обращения, но имеют место и существенные различия. Поэтому при рассмотрении вопросов депозитарного учета складских свидетельств за основу будут браться уже существующие и действующие правила и стандарты касательно векселей, но также видится привнесение новых положений, отражающих специфику обращения и природу складских свидетельств.
Одним из важных вопросов является: кто и как может выпускать складские свидетельства, какие права и обязанности у участников рынка складских свидетельств.
Статья 907 ГК РФ, а также Постановление правительства N418 от 24.12.94г. не выделяют профессиональную деятельность товарных складов как исключительную, что дает право совмещать деятельность по хранению с другими видами профессиональной деятельности. Следовательно, любая организация (не занимающаяся исключительными видами деятельности), имеющая в своем балансе товарный склад либо распоряжаться им на правах аренды, имеет право осуществлять услуги по хранению и, таким образом, выступать в качестве хранителя отданного ей на хранение товара. Лицензирование услуг, связанных с хранением, и само хранение, как правило, связаны с оборотом отдельных видов товара (например, с фармацевтической деятельностью или переработкой нефтепродуктов), то есть лицензируется и обособляется не деятельность как таковая (скажем, хранение), а деятельность в привязке к конкретному виду товара. Поэтому, если предприятие само не производит тот товар, который оно собирается взять на хранение, то у этого предприятия должна быть лицензия, дающая право работы с этим видом товаров, если такое лицензирование предусмотрено действующим законодательством.
Исходя из общегосударственного принципа лицензирования практически всех видов деятельности, следует ожидать, что в ближайшее время появятся нормативные акты, предусматривающие обязательное лицензирование деятельности товарных складов. Которые вправе будут выдавать складские свидетельства. Так в Проекте ФЗ РФ "О двойных и простых складских свидетельствах" статьей 9 предусмотрено лицензирование деятельности товарного склада общего пользования. Если это лицензирование затронет хранителей, которые сами не занимаются производством хранимого товара, то возможно это будет только на пользу, однако если наличие такой лицензии потребуется еще и от предприятий, которые сами же этот товар могут производить, то такая постановка вопроса может существенно притормозить идею применения складских свидетельств в российской финансово-хозяйственной практике.
Слабой стороной здесь является неизвестность склада как хозяйствующего субъекта. На бланке складского свидетельства указывается наименование хранителя и ставится его печать. Имя и печать завода-изготовителя будут цениться гораздо дороже, поскольку завод известен потребителям продукции, а склад - нет; кроме того, у самого предприятия гораздо больше активов, чем у склада, соответственно обеспечение ценной бумаги лучше. Поэтому в целях защиты законных интересов всех участников рынка складских свидетельств помимо государственного лицензирования, видится необходимым параллельная разработка институтами рынка складских свидетельств положений о проведении отбора товарных складов, имеющих право выпускать складские свидетельства, а также, чьи складские свидетельства могут обслуживаться в Депозитарии складских свидетельств. Другими словами, по аналогии с процедурой допуска к обслуживанию ценных бумаг на ММВБ, должны быть разработаны положения о листинге и котировальных листах, для включения в которые складские свидетельства и товарные склады их выпустивших должны соответствовать особым требованиям, затрагивающим финансовое состояние товарного склада, его репутацию, интерес к складскому свидетельству со стороны потенциальных инвесторов и многие другое.
Отсюда следует еще одна особенность складских свидетельств: "наполнение" ценной бумаги. Не любой из числа существующих в экономике товаров и хранящийся товарным складом может продаваться и покупаться на бирже, а лишь тот, который отвечает определенным требованиям. Для депозитария остается важным, чтобы "наполнением" складских свидетельств был биржевой товар, имеющий следующие характерные черты:
· массовый характер производства и потребления;
· стандартизируемость;
· хорошая сохраняемость;
· транспортабельность;
· независимость качественных характеристик товара от конкретного потребителя;
· колеблемость цен под влиянием природных, сезонных, политических и иных факторов.
В настоящее время существует множество объектов, которые можно отнести к вещам и которые могли бы служить “наполнением” складского свидетельства. Может возникнуть искушение “наполнить” складское свидетельство вещами, либо изъятыми из оборота, либо ограниченно оборотоспособными (например, оружие) либо вещами, оборот которых регулируется отдельными законами (например, приватизируемые предприятия, земля, ее недра, жилые помещения). Такое “наполнение” может повлечь ничтожность складского свидетельства из-за ограниченности прав, которые оно удостоверяет.1