Первое известное употребление термина "лизинг" (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе") относится к 1877 году, когда телефонная компания "Бэлл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Много компаний высоко оценили аренду оборудования, которая позволяла им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау".
После Второй мировой войны стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако "законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей.
Однако настоящая революция в арендных отношениях состоялась в Америке в начале 50-х годов ХХ века. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.п. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности была создана в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "UnitedStatesLeasingCorporation". Основал компанию Генри Шонфельд. Вначале он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. LeasingCorporation". Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, итак, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятия как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала носить название "UnitedStatesLeasingInternational".
По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и только лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые автомашины, а прокат по своей сути был близок к оперативному лизингу.
В 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего як одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие ценные станки, конвейерные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские судна, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.п., с использованием специфической формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами на определенный срок.
Довольно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за границей на условиях аренды с дальнейшей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.
В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года начала действовать международная советско-немецко-французская лизинговая компания "Евролизинг". Ее основателями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Радморфлот, Госснаб СССР, с французской — один из самых больших банков Европы "BankNationaldeParis", а с немецкой — одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфнанц ГмбХ".
Вместе с тем лизинг в международных операциях применялся в очень незначительных масштабах. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений.
Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переведением предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года №270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отображения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков оказывало содействие внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
Более детально о ситуации с развитием лизинговой практики в Украине и ее перспективах будет идти ниже.
1.3. Качественные преимущества и недостатки лизинга
Лизинг как особая форма хозяйствования осуществляет комплексное влияние на основные составляющие элементы производственного процесса: на средства труда и на живой труд человека, на степень использования техники и рабочей силы.
На поверхности хозяйственной жизни эффект лизинга состоит из объективного преимущества оперативного использования достижений научно-технического прогресса, увеличения масштабов деятельности, снижения удельных затрат и интенсификации всего производственного процесса.
В наиболее общем методологическом отношении собственный эффект лизинга имеет по меньшей мере три особенности.
Первая — мультипликативность. Возникнув в результате применения новейшей техники и превращения рабочего в самостоятельного предпринимателя- владельца в момент целесообразной деятельности, эффект лизинга распространяется по цепи на все стадии производства, нарастает и приумножается по мере перехода к распределению, обмену и потреблению.
Вторая — эмерджентность, качественная новизна эффекта лизинговой деятельности, в силу чего величина его значительно превышает арифметическую сумму результата обычной деятельности без привлечения дополнительных технических средств. Такой эффект является интегративным эффектом и проявляется не только локально, но и в масштабе всей производственной системы, увеличивая ее производственную силу.
Третья — эффект, который проявляется не только в процессе производства, но и в социальной сфере жизни и деятельности людей, то есть он имеет как экономические критерии, так и социальные ценности, которые выражаются в повышении содержательности работы, осознании рабочим своих творческих возможностей, росте личных доходов, независимости и т.п.
В совокупности все перечисленные особенности раскрывают эффект лизинга как своеобразного экономического мультипликатора, который предоставляет импульс развития всех звеньев предпринимательской деятельности. Если первая особенность отображает динамику эффекта лизинга, механизм его реализации (путем умножения), а вторая раскрывает экономическую сущность эффекта как выявление новых эмерджентных качеств лизинговой формы предпринимательства, то третья показывает его социальную направленность и тесную связь с удовлетворением личных, коллективных интересов.
При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с точки зрения личных интересов – если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных нужд предпринимателей; с позиции коллективных интересов организации – если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с точки зрения общества – если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров возрастают поступления в бюджет.
Анализируя сильные и слабые стороны лизинга, можно указать на то, что он, как форма инвестиций, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять материально-техническую базу, пользоваться новой техникой и передовой технологией, подвергать испытанию новую технику, покрывать сезонные нужды в специальных технических средствах на время фактической их эксплуатации, она не нуждается в обязательному порядку немедленного начала платежей за такую форму кредита. При этом лизинговое имущество не зачисляется на баланс лизингополучателя, то есть не увеличивает его активов и, соответственно, налогов. Оно также не включается в кредиторскую задолженность, то есть его можно считать внебалансовым финансированием.
Порядок осуществления платежей по лизингу более гибкий, чем по кредитному соглашению. В ряде случаев может иметь место заключение лизинговых соглашений без необходимости залога. Лизинг повышает ликвидность предприятия и его способность оплатить будущие долги. Кроме того, при лизинге можно рассчитывать на дополнительные услуги (информационного, юридического, сервисного характера) со стороны лизингодателя.
Также, МВФ не зачисляет суммы лизинговых соглашений в масштабах государства к сумме национальной задолженности, которая повышает шансы на выживание многих стран и их предприятий.
По своей сути понятия лизинг и банковский кредит достаточно схожи, однако кредит имеет множество негативных факторов, т.к. при определенных условиях стандартный кредит может трансформироваться в кредит под контролем или безнадежный. Ввиду этого, можно предложить схему, иллюстрирующую порядок переоформления проблемной кредитной задолженности в лизинговое соглашение, что несомненно можно считать еще одним достаточно весомым преимуществом лизинга.