Смекни!
smekni.com

Публицистика Гаджи Арипова (стр. 1 из 3)

1. Актуальные проблемы современности в публицистике Гаджи Арипова

Главным все же в творчестве Гаджи Арипова остается публицистика. Постоянно, ежемесячно он выступает со статьями на общественно-политические темы, оперативно откликаясь на события, происходящие в Дагестана, в стране, в мире. Бессменно на поприще журналистики он работал более сорока лет.

Руководил редакциями газет «Комсомолец Дагестана», «Бачараб байрахъ», республиканским радиовещанием, Пресс-центром Госсовета и Правительства Республики Дагестан. Имея такую нагрузку, Г.Г.Арипов всегда находил возможность писать. Его называли «пишущим редактором».

О его публицистике, о мастерстве как журналиста опубликованы несколько статей: Майсарат Магомедовой, Магомедсултана Шахабановна, Али Камалова, Магомеда Патахова и других. Их высказывания и оценки нами даются в конце главы.

Здесь же целесообразно поговорить о статье «Костер, зажженных в горах». Она занимает полосу газеты «ХIакъикъат» (3 апрель 2008г.) и целиком посвящена анализу публицистики Гаджи Арипова, как обозревателя. Автор статьи Гамзат Изудинов, член Союза журналистов России, аспирант Даггосуниверситета на конкретных примерах его публикации исследует стиль, методы творчества Гаджи Арипова.

В начале статьи Гамзат Изудинов цитирует мысли, приводит примеры из книги Прониной Е.Е. «Психология журналистского творчества» о журналистах, которые становятся «Хозяином мысли», «Совестью науки», оставляя свой след, свой почерки, образы множества людей в истории публицистики.

«В аварской журналистики такое место занимает Гаджи Арипов – пишет Г.Изудинов» - Он является обозревателем широкого профиля. В противоречивое наше время, наверное, не осталось ни одно общественно-значимое событие в Дагестане, России, мире, которое не исследовал, не освежил, не дал своей оценки Гаджи Арипов….

В этой статье анализируется содержание ряда публикаций Г.Арипова. нас же интересует оценки стиля, методы публициста, которых пишет автор. Приведу лишь некоторые суждения.

«Отличительной, важной чертой публицистики Гаджи Арипова является то, что он острые проблемы типа «Кто виноват?», «Что делать» вносит сразу в заголовок, рассказывая суть проблемы, взывая читателя к размышлению. Например, «Зачем зовете Дагестан к войне?», «Нужно ли снова воевать?», «Кого растим: президента..?»

«Публицист оголяет проблему, сорвав завесу, раскрывает основы происходящего, устанавливает диагноз, рекомендует лекарства – показывает пути решения проблемы…»

«..Обозрениям Г.Арипова свойственно непростое построение текста, сюжета: расчленение целого на части. Для больших сложных обозрений такой стиль метод необходим, оправдан… Исследуя события, журналист использует такие методы, как сравнение, противопоставление взглядов, сопоставления, опирается на статистические данные.»

«Творчество Г.Арипова – это настоящая аналитическая публицистика… он обществу служит, искренне почувствовав значимость профессии журналиста» - таков вывод рецензента Гамзата Изудинова – он сравнивает газету «ХIакъикъат» - «Истина» с костром, который зажигали в горах в древности, оповещая соседей о событиях

«С этим образом достоин быть сравнен журналист, ученый писатель человек Гаджи Арипов». Этими словами заканчивает свою статью автор.

Публицистика с первых дней зарождения периодики (газет, журналов) имела большое общественное воздействие.

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли».

Хотя сейчас не принято цитировать классиков марксизма, все же хочется привести замечательные слова карла Маркса о значимости публицистики.

Журналист Гаджи Арипов выступал по многим проблемам. Анализировать его творчество как публициста его публикации многих лет нет возможности. Журналист Али Камалов пишет, что «многие публикации Арипова не потеряли свою актуальность и сегодня, хотя они были опубликованы и тридцать и десять лет назад». Нам кажется вернуться к ним нет никакой необходимости.

Вполне достаточно анализировать публикации Г.Арипова за последние годы, и что не все, а только по важным, основным, острым проблемам.

На наш взгляд это будет более целесообразным, очень актуальным. Это еще ми позволит вникнуть в суть размышлений автора о современности, ее проблемах, поможет раскрыть стиль, методы журналистского мастерства.

Такими проблемами на наш взгляд могут быть следующие:

Проблема безопасности и единства Дагестана.

Об экономических реформах и их последствиях.

Морально-эстетические проблемы общественной жизни.

2. Проблема безопасности и единства Дагестана

Эта тема красной нитью проходит по многим публикациям автора. Еще существовал великий Советский Союз, когда впервые на центральной площади перед зданием Верховного Совета и Правительства Республики Дагестан прозвучали первые выстрелы. Случилось это 13 июня 1991 года.

Сразуц по горячим следам в газете «Багьараб байрахъ» появилась статья-панфлет Гаджи Арипова, редактора этой газеты «Лъие гьаб кинабго хIажат букIараб?» - «Кому все это нужно было?». С первых строк она захватывает читателя за душу. Начало, невозможно словами передать, надо читать:

«В Махачкале прозвучал выстрел. Он эхом отозвался по всей стране. Его услышали в Америке, Англии, других странах. В одно мгновение он убил веру других народов в вековую нашу дружбу и нашу уверенность в братстве дагестанских народов

Этот выстрел молнией вспыхнул, прогремел в сердце каждого из нас, в сердце каждого горца, имеющего совесть и честь. Пожалеть можно того, чье сердце не обожгло это, его сердце, наверное, превратилось в камень. Может есть немногие, которые восприняли этот выстрел с радостью. Они получили еще один повод для шумихи. О таких можно сказать – они не часть народа, а капля воды, оторванная от моря. Она быстро испаряется» (Перевод аварского мой, трудно передать прелесть аварского языка автора).

«Что же привело к печальному, трагическому событию?» - задается вопросом Г.Арипов. И скрупулезно анализирует происшедшее. Две недели бурлила площадь, требуя отправить в хадж всех желающих и снизить расходы до трех тысяч рублей, остальное пусть, мол, платит Правительство…

Обрисовав в двух словах эту обстановку, журналист делает глубокий анализ действий всех участников. И прибегает к своему излюбленному приему – ненавязчивому тактичному прямому обращению ко всем участникам событий…

«.. Были же среди митингующих мудрые аксакалы, неужели же никто не подумал, к чему это может привести, что не Правительство Дагестана, устанавливает квоту на Хадж, что оно не может изменить сумму совершения Хаджа.. Могли понять, но не захотели.. Разве седобородые старики не знали, не видели, что готовятся идти на штурм здания? Куда делась в тот день их мудрость, сабур, наше терпение?»

«…Разве духовное управление не могли не допустить этого? Почему заранее нельзя было распределить места среди мечетей, они ведь лучше всех знали, кто достоин, быть паломником…»

Почему же митингующие не захотели взять кредиты? Почему заявили, что на эти деньги Хадж совершить нельзя. А на Правительственные деньги значит можно?! Ведь их тоже не заработали паломники!! У кого оно должно было их отнять? У детей, пенсионеров?!.. Сразу оголились цели митингующих, Хадж тут не причем…

«..Почему же каждый не подумал, когда заработали водометы, почему не охладили свою горячую суть, ведь вода гасит огонь… Когда выстрелили в воздух, почему хоть тогда не успокоились? Пошли на штурм .. Не было же среди пятерых раненых ни одного предводителя митингов…Взбудоражив толпу, они уходили или прятались за спины других…»

«… Разве женщины не могли еще до выстрелов остановить мужчин, расстелив платки перед штурмующими? Почему додумались применить добрый обычай только после выстрелов?...»

«В каждой войне бывают победители и побежденные. В тот день не было ни тех, ни других. Проиграли все. Не достигли цели митингующие, вместо 1500 человек, смогли уехать в Хадж только 891 человек. Проиграло Духовное – Управление – оно, видимо, поняло, что митингами ничего нельзя решить. Не побели Верховный Совет и Правительство, которые вынуждены были применить оружие, объявить чрезвычайное положение в Махачкале. Это событие повредило доброму имени Дагестана. Оно болью отозвалось в сердцах всех дагестанцев, тысячи людей, живущих за пределами Республики…»

«… Разве только вопросы Хаджа привели к этому? Разве не положили основы этому, и те стремления разделить Дагестан на автономные образования каждой народности, споры о Земле? Разве не могли привести к этому ожившие тенденции национализма? Корыстные политические цели отдельных групп: разве будет достаточно оценить это событие тремя событиями – у всех не хватило сабру (терпение?) Неужели этот выстрел не разбудил сердце и ум каждого?»

Вот такими словами заканчивает автор статью, обращая внимание на опасности, походящие (?) из тех тенденции национализма, политической демагогии.

Эмоциональная, с болью в душе написанная, глубокая по содержанию эта статья имела огромный общественный резонанс. Поэтому подробно и пришлось о ней рассказать. Страстное слово и аргументы автора были очень убедительными, и это вызвало бурный интерес – читатели завалили редакцию письмами. В течение июня – июля 1991 года в газете «БагIараб байрахъ» было опубликовано около ста откликов.

Статья Г.Арипова сразу же была переведена на русский язык и опубликована в «Дагестанской Правде» и других газетах, выходящих на национальных языках. За месяц в «Дагправде» тоже было опубликовано более 30 писем. Отклики острые, страстные. Значит статья Г.Арипова задела за сердце и душу дагестанцев. Среди писем есть и коллективные и от имени 450 рабочих…

От читателей досталось всем: митингующих проклинают, опозорили Дагестан перед всем миром; Правительству – нечего было вмешиваться в проблемы Хаджа, не государственное это дело! Деньги нужно было направить на снижение цены на хлеб. Досталось да же Горбачеву и Ельцину, за пустые прилавки, за нищету людей…