Привлекателен в данном репортаже сам информационный повод – фестиваль джаз-клуба. Согласитесь, в нашей стране о таком не часто услышишь, а «Правда Востока сумела рассказать о нём ёмко.
В познавательном репортаже «Новые экспонаты музея» Л.Левтеевой и К. Турсуналиева в номере за 22 февраля 2006 года рассказывается о новых экспонатах музея прикладного искусства Узбекистана в Ташкенте. Материал построен таким образом, что авторы вместе с читателями путешествуют по залам музея, причём значительное место в репортаже отведено под скрупулезное описание каждого уникального экспоната. К примеру: « Не менее интересен комплект из двух ляганов «Балик пусти», где помимо кистевой росписи, мастер А.Назиров использовал технический приём «чизма», придавший поверхности блюда рельеф в виде рыбьей чешуи. Эффект усиливают изображения рыбьих глаз. В центре – гранаты и листья «шобарг». Мотив росписи той-лягана «Парпашша» - «крылья мухи», от которого он и получил своё название. Ляган этот предназначен для общественных трапез, его размер более 50 см в диаметре».[10]
Знакомство с материалами «Правды Востока» даёт основание полагать, что в ней главным образом публикуются событийные репортажи. Познавательные, тематические и проблемные репортажи практически не наблюдаются.
Другая разновидность репортажа – аналитический репортаж. В нём осуществляется детальное изучение объекта – события, при этом репортёр не ограничивается только лишь изложением фактов. Выводы по наблюдениям приобретают оценочный характер. При этом не меняется изначальная суть жанра, ведь репортаж возможен « только при присутствии самого автора на месте события. Он ведёт репортаж, становясь подчас не только свидетелем, но и участником события и даже иногда его инициатором».[11]
В качестве примера можно привести репортаж «Мужчины с выставки» К. Баканова и А. Якова в номере за 10 декабря 2004 года. В репортаже речь идёт об открытии выставки известного фотографа Екатерины Рождественской в галерее Зураба Церетели. Как отмечают авторы, открытие сопровождалось небывалым наплывом знаменитостей. Авторы не скрывают иронии по поводу столь многочисленного бомонда на мероприятии. Их наблюдения сопровождаются оценками поведения и действий известных артистов кино, шоу-бизнеса и т.д. в самом начале репортажа авторы уже представляют первые оценочные наблюдения: «Звёздных личностей было так много, что у гардеробщиц возникли трудности с развешиванием их звёздной одежды. Рассматривая экспонаты, репортёр «Новых известий» натыкался то на Людмилу Гурченко, то на Владимира Жириновского, за которым следовал специально обученный человек, раздававший избранным какие-то загадочные сувениры». [12]
В данном репортаже оценки репортёра построены на метафорах, ассоциациях, сравнениях. К примеру, в конце репортажа приведена следующая образная картинка: «На фотографии Аксёнов воплотил нетленный образ Чапаева, а на настойчивые расспросы репортёра «Н И» о том, что ему импонирует в Чапаеве как литературном персонаже, Василий Павлович отвечал не по-писательски, а по-светски: «Усы…». А подумав, добавил: «.. И анекдоты».».[13]
Следует признать, что в «Новых известиях» аналитические репортажи встречаются не очень часто, хотя они имеет определённую значимость как средство социального контроля.
К примеру, в репортаже «Бабки для министра» С. Казовского [14] исследуются истоки коррупции. Репортаж из зала суда повествует о причинах получения взяток министром правительства саратовской области Грищенко. В основе публикации лежит достаточно объёмный, противоречивый материал, который всё же позволяет журналисту воссоздать реальную картину событий. Несмотря на обилие фактов, читатели, тем не менее, легко могут разобраться в сути дела. Безусловно, анализировать судебное дело очень сложно без знания самой темы, без компетентности в вопросах права. Свою компетентность автор иллюстрирует через представление справки, в которой содержится суть всего события. Журналист, излагая ход судебного разбирательства, выявляет причины, породившие явление коррупции: «Короче, не создай губернатор эту надуманную структуру сомнительного свойства, не было сегодняшнего уголовного дела, не сидел бы министр Грищенко в железной клетке за взятку, полученную за никому не нужную резолюцию из двух слов: «Не возражаю!».[15]
Новым формой репортажа является репортаж-расследование. Здесь журналист, следуя канонам журналистского расследования, стремится через возможности репортажа воссоздать событийность всего расследовательского процесса. По сути, в таком материале как бы синтезируются элементы репортажа и расследования. Так, в публикации «Закладывать – себе дороже» автор Н. Дзись-Войнаровский повествует о своём походе в ломбард, в ходе которого он как бы в живую передаёт всё лично увиденное. При этом увиденное позволяет ему выявить тенденцию развития ломбардного бизнеса в современной России. В ходе повествования журналист расследует целую цепочку механизма работы ломбардных точек. В первой части репортажа автор передаёт своё личное первое впечатление от контакта с представителями этого бизнеса: «Не скажу, что я с радостью пошёл в ломбард. Ещё со школы я помнил – Бальзак называл такие заведения «мрачными друзьями юности». Достоевского они вдохновили на образ старухи процентщицы, а мама говорила, что ломбард – это дно. На дне оказалось совсем не страшно: прозрачные двери, яркое освещение, скучающий охранник, информационный стенд и два окошка. Позже для сравнения я посетил ещё несколько «мрачных друзей юности», и все они выглядели если не респектабельно, то, по крайней мере, вполне прилично. Многие ломбарды расположены в помещении ювелирных магазинов. Процентщицы, а точнее, оценщицы – специалисты по оценке ювелирных изделий – оказались не злобными старухами, а молодыми симпатичными девушками. Впрочем, возраст экспертов от пункта к пункту колеблется, но все специалисты почему-то женского пола. Рассмотрев цепь в лупу, взвесив её и проверив кислотой, девушка приветливо заявила: «Можем оформить кредит сроком на месяц на 1100 рублей под 12%. – «Сколько?1 1100 рублей – это меньше 40 долларов, а её покупал за 124!». »[16]
По сути, первая часть материала полностью содержит в себе все элементы репортажа. Вторая же часть, озаглавленная как «Золотой бизнес» полностью посвящена исследованию нового бизнеса в России. «За последние семь лет количество ломбардов в России увеличилось с 700до 2000. Ежегодные обороты этого бизнеса – 150 тыс.долларов, а доходность – 50% годовых. Средний столичный ломбард стоит около 50 тыс. долларов и приносит в месяц около 12 тыс. «зелёных». 90% прибыли зарабатывается на золоте. Бизнес-моделей в этой области две. Первая – открыть ломбард в самом центре жилого района, скупить как можно больше золота у местного населения и закрыться. Ломбард, в который обратился корреспондент «НИ», видимо относился к этому типу. Вторая – стимулировать посетителей выкупать свои вещи, сформировать постоянную клиентуру и приносить регулярный доход. В таких ломбардах ставки по кредитам ниже, и их сотрудники часто идут навстречу клиентам, не продавая имущество даже по истечении всех предусмотренных законом сроков».[17]
По своей тональности и нацеленности на исследование к репортажу-расследованию близок другой его вид – репортаж-раздумье. Не утрачивая своей оперативности. Наглядности, «эффекта присутствия» такой репортаж вместе с тем представляет собой развёрнутую авторскую оценку, его размышления. По сути. В таком материале все элементы репортажа выступают в сочетании с глубинным анализом сущности отображаемого. При этом авторское «я» обязательно присутствует в материале. Таким, к примеру, представляется репортаж « Фемида » любит начальников» в «НИ» за 18 февраля 2003 года. В данном репортаже речь идёт о вручении высшей юридической премии в той хронологической последовательности, в которой проходила сама церемония. По ходу повествования автор вкрапливал в текст свою оценку, мнение-раздумье в форме эмоциональных отступлений: « Изучая списки лауреатов (высшей юридической премии) за семь лет (почти сто человек), я увидел, что заветной бронзовой статуэтки (а также компьютера в придачу) удостоились все председатели наших федеральных судов, а также их заместители, помощники президента РФ и даже президенты иностранных государств. В то же время ни разу не удостоились «высокой чести» такие знаковые для нашего времени фигуры и организации, как один из авторов судебной реформы С.Пашин».[18] В этом небольшом эпизоде представлены небольшие фрагменты социального опыта и отдельные образы. Автор факты реальной действительности размещает в контекст отдельных образов, что создаёт новый слой оценочной информации. Её в психологии называют рефлексивной – от слова «рефлексия» в его буквальном значении: в переводе с позднелатинского оно обозначает «обращение назад».[19] В данном примере размышления журналиста служат не только воспроизведению событий, из которых складывается вся картина, не только воспроизведению облика героев, но и воссозданию всей атмосферы происходящего вплоть до деталей.