Следует отметить, что журналистка сумела обосновать логически свою позицию. При этом она воспользовалась общепринятыми категориями и нравственными оценками. Обоснование авторской позиции осуществляется посредством приведения как логической, так и нелогической аргументации.
Нелогическая аргументация, или, как ещё их называют, «нормативно-ценностные аргументы обеспечивают доходчивость, доступность и популярность доказательства. Нормативно-ценностная аргументация, ка5к утверждают учёные, помогает установить связи, как между логическими умозаключениями, так и идеологическими, социально-психологическими средствами воздействия на аудиторию. « Если логический аргумент апеллирует к разуму, то нормативно-ценностный – к общественному настроению, к традициям, к силе общественного мнения. Логическая аргументация доказывает и убеждает, нормативно-ценностная – убеждает и внушает».[29]
Умелое использование и логических, и нелогических аргументов характерно для репортажа «Кто поможет Катерине?» в «Правде Востока» за 23 февраля 2006 года. Автор А. Ромашко посетила Ташкентский городской детский центр «Мехр таянчи», где находят поддержку оказавшиеся без крова и родительской заботы малыши и тинэйджеры. Журналист, воссоздавая портреты своих героев, синтетически применяет два ряда аргументов: «Екатерину Студинкину не первый год знают в центре. Сюда она всегда приходит за помощью. Судьба выдала Катерине, что называется , по полной. За свои двадцать один год она испытала столько, что хватит на две жизни. Мать в своё время лишили родительских прав и маленькую Катю определили к бабушке. Казалось бы, всё решилось как нельзя лучше, но нет. После перенесённой травмы черепа, пожилая женщина стала агрессивной, и всю жестокость её необычного поведения Катерина испытала на себе. Шестилетняя Катя, вместо жизни со свирепой бабкой, выбрала улицу. Не раз еще потом её возвращали под родной кров. Обладая от природы умом, она понимала, что надо учиться, и, как могла, старалась преодолеть сложившуюся вокруг неё ситуацию».[30]
Помимо всего прочего, в этом репортаже подкупает искренность самого журналиста. Она скрупулезно, обстоятельно и детально рассказывает о заботах детского центра, причём своё заинтересованное отношение к судьбе неблагополучных детей она иллюстрирует словами руководителя этого заведения: «Для нас знаменательно то, что нынешний год объявлен Годом благотворительства и медицинских работников. … Та категория детей, с которой мы работаем, как никто нуждается в милосердии и врачевании души. Правительством республики многое делается в этом направлении. Большую помощь оказывает городской хокимият и Детский фонд Республики Узбекистан, а также фонды – «Ты не одинок», «Махалля». Проводятся различные мероприятия с участием воспитанников домов «Мехрибонлик». [31]
Действительно, основу творческой кухни любого журналиста, в том числе и репортёра, составляет его умение, способность чувствовать слово. Ибо именно оно и представляет на полосе самую последнюю новость, и в то же время лицо самого журналиста. К сожалению, «Правда Востока», не всегда следует этому неписанному правилу журналистского дела. Вот почему в отдельных её репортажных выступлениях встречается высокопарность, чрезмерный пафос, витиеватость стиля изложения, что противоречит природе репортажа.
Тем не менее, и в этой газете встречаются приятные исключения. Так, обозреватель газеты Т. Низаев известен читателям, прежде всего, как блестящий знаток спортивной тематике. Во многих его отчётах с заседаний спортивных ассоциаций и ведомств всё же наблюдается именно репортажное повествование, поскольку автор стремится передать и динамику, и важность отражаемых событий для читателя. К примеру, в обширном проблемном репортаже-отчёте «Вернуть радость болельщикам» в номере за 22 февраля 2006 года Т. Низаев рассказал о достаточно жаркой дискуссии, которая проходила в исполнительном комитете Республиканской федерации футбола. Материал разбит на шесть частей, в каждой из которых журналист попытался рассмотреть тот или иной аспект поставленной проблемы: что надо сделать для популяризации отечественного футбола. В первой и во второй частях изложены организационные факторы решения проблемы. В третьей автор указывает на изменения механизма проведения чемпионата страны. В четвёртой части речь идёт о тренерской работе. В пятой – о состоянии стадионов и материально-технической базе отечественного футбола. В шестой – об оплате труда футболистов. Каждая часть материала является логическим продолжением предыдущей части. Материал читается легко и за счёт развёрнутых вкраплений автора в текст репортажа элементов разговорной речи. Так, например: «Клубок проблем следует начать распутывать со стадионов. Даже центральная арена «Пахтакор» находится в плачевном состоянии. Не работает табло. Скамейки на трибунах – со времён царя Гороха. В туалете – не продохнуть. Вокруг стадиона – хлам, пыль, грязь. Почему так произошло? Нет настоящего хозяина, - сошлись во мнении члены исполкома. Отдать в частные руки? Но стадион стоит миллиардов сумов. Кто купит? Предложен вариант бесплатной передачи действительно предприимчивым деловым людям под государственные инвестиционные программы. Не отметается и механизм акционирования. Лишь бы достичь главного, - чтобы зритель шёл на стадион, как на праздник».[32]
Активное использование всего словарного богатства языка, возможностей газетно-публицистического стиля, адресная нацеленность самого выступления делают его интересным и читабельным. Сама тональность репортажа-отчёта вживую передает напряжённую и в тоже время достаточно интересную атмосферу дебатов. Материал читается на одном дыхании. А это и есть главный результат журналистского труда в целом.
Российская репортёрская журналистика, в противовес местной, строится сегодня на основе сенсационных, необычных фактах, на столкновении мнений, позиций, взглядов. Вот почему большинство репортажных материалов «НИ» сенсационны и неожиданны. Можно сказать, сенсационность, оригинальность, броскость – основные качества, присущие этой газете. Репортеры «Новых известий» довольно успешно в своей работе используют и прием «маски» или как еще его называют, метод смены профессии, который требует очень тщательной предварительной подготовки.
Метод смены профессии позволяет журналисту анализировать явления действительности, как в глубину, так и в ширину, что в свою очередь повышает эффективность самого материала. Глубинное исследование здесь обеспечивается за счёт личностного журналистского исследовательского начала. Анализ в ширину позволяет обобщить целый ряд отдельных фактов, увиденных репортером в ходе всей работы, позволяет ему от частных моментов перейти в целым закономерностям и тенденциям в общественном развитии.
Если «Новые известия» достаточно эффективно используют метод «маски», то «Правда Востока», к сожалению, в силу объективных обстоятельств не смогла воспользоваться уникальными возможностями этого приёма. В силу чего репортёрское осмыслений фактов и событий действительности представляется одномерным и однонаправленным. А ведь и в жизни узбекистанцев произошли такие коренные изменения, которые можно очень удачно исследовать с помощью метода «маски».
Таким образом, можно заключить, что мастерство в репортерском материале – это целый комплекс взаимозависимых средств, приёмов, способов работы журналиста. Каждое из них в совокупности друг с другом способствует достижению главной цели - созданию читабельного, зрелищного и в тоже время ёмкого репортажа.
репортаж газета тематический
Заключение
Наступивший ХХI век глобалисты и коммунитикивисты давно уже окрестили как век информации и информационных технологий, в условиях которого коренным образом меняется содержание работы как репортеров, так и других работников СМИ. В этой связи Президент Республики Узбекистан точно подметил: «… в век информации, коммуникационных и компьютерных технологий, когда Интернет с каждым днём будет всё шире и глубже входить во все сферы нашей жизни и когда борьба за умы и умонастроения людей приобретает решающее значение, все эти задачи сегодня становятся для нашего общества актуальными и приоритетными». .[33].Лидер страны имел в виду необходимость ускоренного внедрения самых последних высоких технологий в деятельность печатной, телевизионной и радийной журналистики. Что в свою очередь предопределит и специфику труда репортёра.
Как показало настоящее исследование, репортёр нового поколения должен обладать очень многими профессиональными и личностными качествами. Широкое образование, коммуникабельность, эрудированность, ум и находчивость, умение быть готовым в любое время выполнять профессиональный долг должны его отличать от других специалистов, работающих с информацией. Только долгий упорный труд, постоянное самосовершенствование позволят ему быть на пульсе актуальных событий, тем и проблем. От репортера аудитория ждет оперативную, интересную, зрелищную, объемную и в то же время емкую информацию о происходящих вокруг событиях. А такую информацию. В которой все эти свойства выступали бы в одном лице, можно получить, в основном в жанре репортажа. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что репортерам печатных СМИ приходиться очень сложно в смысле конкуренции с телевизионными и радийными репортерами. У последних хорошим подспорьем выступает видео – и оргтехника, которые и дополняют журналистский текст видеорядом или же шумовыми эффектами. Всего этого нет у репортера газеты. Но этот, на первый взгляд, недостаток и должен содействовать им в подготовке цельных, зримых, конкретных и действительно читабельных материалов.