Полнота и сбалансированность информационной картины дня — более чем важные качества их работы.
О таких событиях, как авария в Чернобыле или сбитый нашими летчиками ПВО южнокорейский пассажирский «Боинг», просто не сообщалось или сообщалось с большим опозданием. В то же время нельзя признать правомерной сегодняшнюю практику тех новостных служб, которые стремятся отражать только или по преимуществу негативные стороны и события жизни.
Еще раз подчеркнем, что, принимая во внимание разнообразие интересов различных социальных групп и слоев, журналист не должен становиться проводником эгоистических, частных или государственных, интересов. Он призван содействовать тому, чтобы средства телевещания объективно отражали плюрализм мнений, без искажений представляли различные точки зрения. Все это показатели профессионального мастерства, качества информационных материалов, новостных программ, в том числе способов подачи информационных сюжетов.
Нельзя не сказать также о времени выхода в эфир новостных программ как одном из весьма важных факторов организации информационного вещания. Отнюдь не значит, что утренние и дневные выпуски менее важны, что их можно делать на заведомо сниженном уровне. И все же то, что все телекомпании основные силы и средства бросают на подготовку главного вечернего выпуска новостей, представляется вполне логичным и убедительным.
При всем том «информационный пейзаж» отечественного ТВ сегодня весьма красочен и полифоничен, о былом однообразии, навязанном сверху, уже не может быть и речи. И хотя резервов совершенствования эффективности новостных программ предостаточно, вполне очевидны пути этого совершенствования, среди которых и отмеченные нами на этих страницах. Дальнейший настойчивый поиск неизбежен, ибо новостная телепрограмма — менее, чем какая-либо другая, — имеет право на остановку в своем развитии. Традиции и новаторство здесь находятся в диалектическом единстве, и органическая связь между ними — залог внимания аудитории к программе, а значит, к сообщаемым в ней новостям. Успехи на этом пути вполне достижимы: повышение конкурентоспособности информационных программ — основа вещательной политики всех федеральных телеканалов.
С 14 апреля каждое воскресенье 2006 г. ОРТ запускает программу "19.59". С 21 апреля минутой позже за ней вдогонку по каналу РТР бросается Николай Сванидзе со своим "Зеркалом". Едва они добегают до финишной черты, как в 21.00 в эфир НТВ выводит "Итоги" Евгений Киселев. Зрителей буквально рвут на части. Вопрос в том, кому достанется большая часть
Киселев занял нишу. И расположился в ней столь вольготно и уверенно, что конкурировать с ним напрямую - опрометчивость или жест отчаяния. Надо извернуться. Делать по-другому. Смотреться по-другому. И первым решился на это первый канал.
Название "19.59" уникально. Оно как бы гарантирует точность соблюдения эфирной сетки. Опоздай передача с выходом хоть на десять секунд - все, название превращается в абсурд. Остался еще, чтобы информационно-аналитическая передача отвечала своему предназначению. С этим намного хуже. Видеоматериал был не слишком выразителен, а то и заезжен в недельных выпусках "Времени". Сюжеты делались скорее в стилистике документально-публицистического кино, нежели телевидения. Событие недели порой не столько анализировлись, сколько "расцвечивались" музыкальными изысками и эмоциями ведущих.
Николай Сванидзе и его команда в "Зеркале" на Российском канале - не стали изобретать неведомые миру формы подачи материала. Не поставили своих экспертов ни на ноги, ни на уши. Обошлись без эмоциональных музыкальных тем и экстравагантных связок между сюжетами. Ритм обеспечен оптимальной краткостью видеоматериала, конкретностью комментария и, конечно, стилем ведущего, чья напористо убедительная, четко интонированная речь и строго деликатная манера вести диалог импонирует зрителям.
"Зеркало" дистанцировалось от "Итогов" с их неоспоримой фундаментальностью и респектабельностью аналитического аппарата. В первых своих образцах эта программа более поверхностна, зато лаконичней, живее, демократичней по отношению к зрителям. При том, что компетентность Сванидзе очевидна, а его возможности организовать общение в студии с представителями политической элиты вряд ли намного уступали киселевским.
На телевидении, кроме всего прочего, существуют еще и, так называемые, авторские программы – явление сложное, неоднозначное и на сегодняшний день неисследованное. Многие журналисты пытались дать определение этого термина, но так и не раскрыли всей сути и многогранности данного явления.
1. К первой группе относятся информационно-аналитические программы: например, “Итоги” с Евгением Киселёвым (НТВ), “Утренний разговор” с Дмитрием Киселёвым (РТР), “Намедни” с Леонидом Парфёновым. Несмотря на то что выпуски этих программ состоят из сюжетов, подготовленных не самими ведущими, они являются авторскими. На первый взгляд, автор-ведущий является лишь связующим звеном. На самом деле здесь сюжеты “работают” на авторский анализ. В этих программах автор заказывает корреспондентам тему сюжета, сам определяет их направленность. “Что касается “Итогов”, то это авторская программа: я решаю, на каких темах необходимо остановиться, кого из экспертов пригласить в студию”. - говорил в интервью журналу “Телерадиоэфир” Евгений Киселёв десять лет назад. Автор программы “Намедни” отказался от шаблонной модели информационной программы. При построении выпуска политические и экономические события не всегда выдвигаются на первый план. Программа наполнена символами, в ней проявляется мифотворчество – важный на сегодня элемент журналистики.
2. Вторая группа – публицистические программы. Это “Времена” Владимира Познера (ОРТ), “Основной инстинкт” Светланы Сорокиной (ОРТ), “Влияние” и “Свобода слова” с Савиком Шустером (НТВ) и др. Обычно предметом разговора становится самое яркое и волнующее событие недели. Но нередко автор, проявляя талант публициста, находит наболевшие темы, не обсуждаемые в СМИ. Цель беседы – не навязать телезрителю собственное мнение, а вместе с экспертами и гостями в студии ответить на волнующий вопрос. От автора требуется не только умение владеть ситуацией в студии, но и способность синтезировать мнения, составить общую картину. Светлана Сорокина в ходе программы (“Основной инстинкт”) иногда приходит к выводам, неожиданным для неё самой. В результате, она меняет направление беседы и предлагает присутствующим ответить не на подготовленный вопрос, а на возникший прямо сейчас.
3. К познавательно-просветительским программам следует отнести “ “Непутевые заметки” Дмитрия Крылова (ОРТ)“. В очерках, будь то портретный или проблемный, главное – беседа, талант автора найти нужную волну для разговора с героем. И не просто раскрыть собеседника, расположить к откровенной беседе, а показать его судьбу в срезе истории государства.
Приведённая выше классификация показывает, что авторские программы выполняют все функции журналистики: информационную, идеологическую, образовательную, рекреативную, за исключением информационно-справочной. А это, в свою очередь, определяет характер отношений автора с аудиторией. Эти отношения регулируются принципами персонификации. История телевидения чётко показывает нам эволюцию авторского самовыражения на экране. Сегодня оно достигло своего пика. Это объясняется не только желанием журналистов подчеркнуть собственное “Я”, но и желанием аудитории общаться с личностью. Почему люди почувствовали необходимость в персонификации информации? Как утверждают психологи, дело в человеческой природе. Человеческая психика устроена так, что сообщение не воспринимается отдельно от его носителя. Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания Можно выделить три принципа персонификации. Первый принцип. Информация, персонифицированная автором, легче воспринимается зрителем. К этой группе принадлежат развлекательно-информационные программы. Зрителю важно отдохнуть во время просмотра такого рода программ, расслабиться, получить долю оптимизма. Такие программы не должны содержать отрицательных эмоций, проблем. Они не должны напрягать, зрителю должно быть ясно, кто несёт информацию, кому он доверяет своё свободное время. Второй принцип персонификации делает автора программы ориентиром в пёстром мире телевизионных передач. Зритель судит о ценности и важности информации по коммуникатору. К этой группе относятся познавательно-просветительские программы. При первом же знакомстве зритель решает: доверять этому автору своё эстетическое и духовное воспитание или переключиться на другой канал. Для автора важно оправдать ожидания аудитории, дать исчерпывающее и полезное знание. Ведь из всех подобных программ зритель выбрал именно его. Третий принцип персонификации, самый высший, когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном и духовном плане. Эту группу составляют информационно-аналитические и публицистические программы. Зритель уже располагает нужной информацией, ему необходимо услышать комментарий авторитетного лица. Как правило, авторы этих программ – люди известные, компетентные в своей области (Владимир Познер, Виктор Ерофеев, Светлана Сорокина, Леонид Парфёнов и др.) Зачастую люди смотрят эти программы независимо от их темы. Касается разговор их или нет, для них это не важно. Людям интересен сам ведущий, его творчество. Зрителю важно узнавать информацию именно от этого ведущего, именно с ним разбираться в сути происходящих событий. У таких программ есть свой постоянный зритель. Например, зритель программ “Намедни” и “Итоги” – человек серьёзный, деловой. Ему необходимо владеть всей информацией о политической и экономической жизни мира. Необходимо заметить, что, как правило, люди, смотрящие “Итоги”, не смотрят “Намедни”, и наоборот. Таким образом, проведённая нами классификация авторских программ показала, что все они являются социально значимыми. Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. Авторская программа – это показатель современного состояния журналистики, её стремления к свободе слова. Главное отличие автора – наличие собственной позиции в программе. Не всегда зрителю интересны взгляды ведущего, его мнение. В авторской программе это ставится во главу угла. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Журналист должен заслужить право высказывать своё мнение. Серьёзный подход к своему делу, независимость, уверенность, честность, открытость и опыт – это те качества, которые непременно должен совмещать в себе автор. В авторской программе важен именно автор как личность. Зрители смотрят программу из-за интереса к личности. Если обычно журналист заходит с экрана в дома телезрителей, то здесь автор приглашает к себе в гости. Аудитория одной авторской программы, как правило, невелика. Взаимоотношения между автором и зрителем – процесс интимный, это не позволяет иметь большую аудиторию. Авторская программа – образец наиболее близкого, доверительного и дружественного отношения между зрителем и журналистом, вершина журналистского мастерства.