Смекни!
smekni.com

Развитие понятия информации в теории журналистики (стр. 2 из 5)

Еще важнее понять, что насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально точно отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в совре­менном мире. Например, Германия, Италия, Япония не ходят в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влия­тельные державы. Перед нами, таким образом, еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том, что информационное общество – это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в российских исследованиях как только тех­нологический прорыв в глобальных информационных сетях».

Многие исследователи уже отказываются от преувеличенных на­дежд на решение проблем человечества с опорой на компьютериза­цию. Они, во-первых, отмечают, что важен не сам по себе поток сооб­щений, а социальные результаты их распространения и использова­ния. Поэтому все чаще новую стадию развития цивилизации называют не информационной эпохой, а обществом знаний. Во-вто­рых, обнаруживается, что в теоретической конструкции информаци­онного общества или даже общества знаний довольно много допущений. Например, столь важная проблема, как зависимость от энергетических ресурсов, остается нерешенной и в данной концепции. Кроме того, сомневаться во всесилии этой концепции информационного общества побуждает информационное неравенство стран и регио­нов. Сегодня оно повторяет все линии раскола, которые сложились в прежнем обществе – так называемом индустриальном. Цифровое неравенство – это новая форма существовавшей прежде социальной несправедливости, возникающей в результате неодинаковых эконо­мических условий доступа к материальным ресурсам. [8, с. 102]

В других сферах жизнедеятельности человека, например, в духовной, художественной, в сфере межлично­стного общения компьютеризация играет скорее декоративную, чем сущностную роль».

Таким образом, опыт еще раз убеждает, что научные и техниче­ские достижения нельзя рассматривать в изоляции от природных и социальных условий, в которых они возникают, а также от духовных ценностей. Мировое сообщество все пристальнее всматривается в пер­спективы развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и все более ответственно оценивает их с точки зрения гумани­стических идеалов. В этом отношении показательна Декларация прин­ципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 г. Воспроиз­ведем некоторые ее положения.

«Мы сознаем, что образование, знания, информация и общение со­ставляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Наряду с этим информационные и коммуникативные техноло­гии (ИКТ) оказывают огромное влияние практически на все аспекты на­шей жизни».

«Мы сознаем, что ИКТ следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При благоприятных условиях эти технологии способны стать мощным инструментом повышения производительности, экономического роста, создания новых рабочих мест и расширения возможностей трудоуст­ройства, а также повышения качества жизни для всех. Они также могут содействовать ведению диалога между народами, странами и цивилиза­циями».

Статья Декларации, посвященная СМИ, рассматривает свободу ис­кать, получать, передавать и использовать информацию в свете ясно обо­значенной цели – для создания, накопления и распространения знаний; свобода с таким смысловым содержанием «имеет существенное значение для информационного общества».

В свою очередь и будущее журналистики напрямую зависит от того, каким содержанием нагружается понятие социальной инфор­мации. Причем здесь действует не столько стихия «естественного», неуправляемого процесса, сколько сознательный выбор той или иной модели прессы.

Рассмотрим возможные варианты понимания инфор­мации и основанные на них версии журналистики будущего.

Информация как собственность, товар (в соответствии с зако­ном РФ «Об информации, информатизации и защите информации») порождает «парную» ей предпринимательскую журналистику, для которой экономическая выгода является целью всей деятельности и главным ее двигателем.

Информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах (согласно тому же закону) воплощается в жур­налистике, представляющей собой поток фрагментарных фактоло­гических сообщений («голые факты»), все возрастающих количеством и потому затрудняющих человеку ориентацию в окружающей дей­ствительности. Облегчить ориентацию помог бы анализ «сырых» данных, но тогда это будут уже не просто сведения, а полученное на их основе знание.

Информация как порождение бурно прогрессирующей техники и информационно-коммуникативных технологий побуждает рас­сматривать журналистику исключительно в системе массовых ком­муникаций, где циркулируют так называемые информационные про­дукты, но не плоды творческой познавательной и духовно-созида­тельной деятельности человека.

Информация как знание, т.е. систематизированное отражение свойств объективной действительности, соотносится с журнали­стикой размышлений, анализа, поиска взаимосвязей между разроз­ненными фактами. Пресса выступает в качестве средства познания мира и орудия самопознания в руках общества и человека.

Информация как явление духовной жизни, как «приращение» интеллектуального и нравственного потенциала человека наполняет собой такую журналистику, которая выражает и усиливает этот потенциал – на уровне отдельной личности, нации, той или иной цивилизации и т.п. В данном понимании она тесно взаимодействует наукой, художественным творчеством, моральной сферой культуры. В действительности все названные качества информации (а также и другие, не названные нами) так или иначе проявляются в прессе. Социальная практика вообще не знает стерильно чистых образ­ов, в ней, как правило, смешиваются разнородные черты одного и того же явления. Тем не менее всегда находится господствующая тенденция, которую и предстоит выбирать «конструкторам» журналистики будущего».

1.2. Журналистская информация

Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости фак­ты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности вы­деляется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они не­обходимы для нормального функционирования и развития обще­ственного организма, и их не нужно сравнивать между собой по сте­пени важности. Ведь торговля не может заместить науку, а экономи­ка – духовное творчество.

Несомненно, что журналистская информация является социаль­ной. Более того, по степени своей значимости и распространенности она, может быть, «самая социальная». Неслучайно в США в 1990-е оды открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и политические, и прочие известия. Если ограничиться утверждением о тематической пестроте, то исчезнет критерий смысловой значимости публикуемых материалов. В самом деле, почему иногда спортивные новости выносятся на первые полосы газет, тогда как обычное их место – на последней? Почему об одних встречах президента говорится подробно, а о других – короткой строкой? Почему некоторые сообщения о «плохих» событиях профессионалы и аудитория считают хорошей репортерской работой? Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях, не связанных напрямую с тематикой. Основная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже в 30-х годах прошлого столетия исследователям прессы было ясно, что «новость – чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является... Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к читателю и к другому факту есть просто событие». [6, с. 90]

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и полезно­сти, и общественной значимости материалов. Но в деятельности прес­сы идеологическое и управленческое начала переплетаются нерас­торжимо, они просто не существуют друг без друга. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творче­ства – именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение на две группы черт, присущих журналистской информации, носит в зна­чительной мере условный, систематизирующий характер.

В духовном отношении она характеризуется идейной насыщен­ностью и заостренностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравствен­ные, политические или иные ценности, находящиеся, как правило, в тесной связи с текущими событиями. Этим пресса отличается от та­ких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от первого лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому пример. В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский заявляет: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более пристрастное, идео­логически напряженное произведение, чем «Бесы». Про журналис­тику еще определеннее, чем про литературу, можно сказать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выражении социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценочность тщательно мас­кируется под объективность. Соответственно идеологизируются и от­ношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.