12 сентября 1789 г. Жан Поль Марат в Париже качал издавать газету «Парижский публицист» ( подзаголовок: «Политическая, свободная, беспартийная газета, издаваемая обществом патриотов и редактируемая Маратом», эпиграф — «Посвятить жизнь истине». С № 6 газета стала называться «Друг народа», под которым она вошла в историю. Ежедневное издание. Сам Марат — редактор, наборщик, издатель одновременно. 18 сентября 1789 г. Марат напечатал «Обращение к народу», принципам которого он остался верен на всю жизнь.
«Революции Франции и Брабанта» Демулена выходила еженедельно. Каждый номер — на три части (Франция, события в революционных районах и разнообразный материал, интересный читателю).
В начале 1791 г. — ежедневная газета «Папаша Дюшен» Жака Рене Эбера (популярной среди плебеев). Опубликовал три памфлета, один из которых «Частная жизнь аббата Мори» принес ему известность и язык напоминал его статьи в будущей газете. Обороты, заимствованные из жаргона предместий, использование шуток, ругательств, но мысль выражена ясно и четко. Эбер мгновенно откликался на все острые вопросы текущей политической жизни, умел прислушиваться к нуждам народа, знал его настроение, запросы, умел заинтересовать, привлечь внимание, умел отвечать на различные и зачастую смутные чаяния своей обширной народной аудитории.
Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты. «Газетт де Франс» ограничивалась публикацией правительственных актов (ни словом не обмолвилась о падении Бастилии). Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Обратили внимание на печать. «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления (прозвучали угрозы «обновить Францию в кровавой купели»).
Вопрос о свободе печати (нашло отражение при обсуждении «Декларации прав человека и гражданина»). Учредительное собрание 26 августа 1789 г. проголосовало за статью о печати, органически вошедшую в «Декларацию прав человека и гражданина». Свобода печати — естественное право человека и гарантировано законодательно.
Второй этап — в это время перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами (роль газет Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома, брошюр К. Демулена). Жиронда — удар по демократической печати. Против Марата, обвиняя его в призывах к грабежам и убийствам, в клевете на Конвент и в покушении на суверенитет народа. От Марата жирондисты к Демулену. Следственная комиссия Конвента (из жирондистов) — арестовать Эбера (за материалы в «Папаша Дюшен»).
Повышенный интерес либеральных публицистов того времени к истории парламентов и их борьбы против королевского абсолютизма. Антидворянские и антиклерикальные памфлеты либерального публициста Поля Луи Курье (памфлет «Дипломатический документ», перепечатанный из английских газет», написанном в форме вымышленного письма Людовика XVIII королю Испании).
Заметную роль в политической борьбе — пресса. Издание политических брошюр. Правительство — меры для борьбы с либеральной и демократической печатью. 26 июля 1830 г. — указы (ордонансы), которые полностью уничтожали свободу печати. Газетные сообщения о революции во Франции. Новой властью была временно отменена цензура.
Период Июльской монархии — рост периодики. В 40-х годах — проникновение в рабочую среду коммунистических и социалистических идей (демократическая печать). Пропаганда идей и традиций революции в демократической печати.
Возрождение интереса к учению «равных», чему содействовала книга Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа». Наиболее полно идеи и взгляды Бабефа — в демократической печати. Газеты «Монитор репюбликен» и «Лем либр» (нелегально тайным военным обществом «Демократические фаланги»). Существовали и легальные необабувистские газеты, подчинявшиеся суровым требованиям закона, менее резкие в выражениях — «Трибюн де пепль» Пийо (к разряду памфлетов). Влияние республиканцев (группировались вокруг «Касиональ») — печатная война против империи. Левые демократические, или социальные, республиканцы — вокруг «Реформы» (за всеобщее избирательное право и социальные преобразования). К концу 1847 г. во Франции — революционная ситуация. Недовольство политикой. Критика — на страницах газет. Свержение Луи-Филиппа и провозглашение Республики.
Франсуа Ноэль Бабёф (Гракх) — публицист Великой французской революции. Впервые свои идеи Бабёф — в журнале “Пикардийский корреспондент” в 1790 г. Выступал против цензовой антинародной конституции, против феодальных поборов, требовал конфискации всего имущества сеньоров и распределения между крестьянами земельных владений церкви. Был активным борцом за установление республики (пропаганда идей “аграрного закона”). Свобода печати — один из важнейших принципов свободного общества.
Французская журналистика XIX в. Фр. печать 19 века. При Наполеоне в 19в во французской печати отмечено: использование иллюстраций, некоторые технологические новинки, реклама. Наполеон запретил более 60 изданий. Начиная с 10 годов 19 века Наполеон не стесняется запретов, гонений на публицистов, запрет на некоторые книги. Известный поэт Шатобриан сначала был по душе Наполеону, позже сослан, как и де Сталь. Наполеон установил цензуру более жестокую, чем во времена монархии, но делал вид, что продолжает идеалы революции в отношении свободы печати, делал вид, что цензуры нет. Однако Наполеон публично заявлял, что цензура — постыдное занятие, не поощрял цензуру в Италии. Положительная роль Наполеона в том, что он начал издавать законодательство о СМИ. 1810 — принят кодекс, регулирующий книготорговлю и типографскую деятельность. С 1818 начинается новая волна гонений на печать. Наполеон издает новый закон о печати, кодексы отменены, но состояние печати остается прежним. Ввели институт денежных вложений за право на еженедельник — 5 тыс. франков, за ежедневную — 10 тыс. За нарушение правил цензуры можно было попасть в тюрьму. 1824 — отмена цензуры. В 1830-цензура введена. Противоборство прессы и власти. Революция 18 года привела к всплеску умонастроений, возникают новые, неподдающиеся цензуре газеты. За год возникло 450 новых газет. Многотиражные политические издания страдают от цензуры, мелкие развлекательные газетки - нет. Появляется карикатура. 1854 — журнал «Фигаро» (светские новости, развлекательная информация).
12. Основные тенденции развития французских СМИ в XX в.
всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю. «Пти паризьен» и «Пти журналь» налаживают специальные выпуски (вечерние) для провинции. Бесспорным лидером здесь была «Пти паризьен», которая значительную часть своего полуторамиллионного тиража продавала в 30 тыс. коммун из 36 тыс., насчитывавшихся во Франции. Другие газеты пользовались для этой цели услугами «Мессажери Ашетт», которая располагала огромной сетью распространения благодаря монополии на продажу газет в вокзальных киосках по всей стране. Сама провинциальная пресса отличалась еще большим разрывом в тиражах между лидерами и остальной массой. Только 8 из 251 ежедневной газеты превышали тираж в 100 тыс. – «Депеш де Тулуз» (250 тыс.), «Птит Жиронд» (215 тыс.), «Пти Марсейе» (215 тыс.), «Прогре де Лион» (200 тыс.), «Лион репюбликен» (200 тыс.), «Эко дю Нор» (160 тыс.), «Ревей» (100 тыс.), «Франс де Бордо» (100 тыс.), в то же время 190 газет из общего числа не превышали тиража в 10 тыс. экз.Выросла печать и в колониях Франции. К 1914 г. на французском языке в Алжире выходили 9 ежедневных газет, 3 – на Мадагаскаре, 7 – в Индокитае, по одной в Гваделупе, Сенегале и Новой Каледонии.
Накануне первой мировой войны Париж и провинция выпускали ежедневно более 8 млн. экземпляров газет, каждый из которых предположительно прочитывался в среднем пятью читателями. Подобный «избыток» газет сопровождался небывалым ростом их саморекламы в погоне за читателем, профанацией профессии журналиста в погоне за сенсационностью, коммерциализацией прессы в погоне за прибылью.