Смекни!
smekni.com

Журналистика в зоне вооруженного конфликта. Южная Осетия. Информационная война (стр. 9 из 10)

С предложениями Игоря Панарина соглашается и Фонд стратегической культуры: «Нам представляется, по итогам войны на Кавказе решением Президента России должны быть созданы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Необходимо создать Информационные войска, в состав которых вошли бы государственные и военные СМИ. Цель Информационных войск - создание такого информационного пространства, которое делает международную реальность отвечающей российским интересам. Информационные войска должны решать три основные задачи - стратегический анализ, информационное воздействие, информационное противоборство - и работают одновременно на внешнюю и внутреннюю аудиторию. Персонал Информационных войск слагается из дипломатов, экспертов, журналистов, писателей, публицистов, переводчиков, операторов, сотрудников связи, ВЭБ-дизайнеров, хакеров и др. Для решения первой задачи необходимы: стратегический анализ сетей управления (вхождение в сети и возможность их подавления); контрразведка; мероприятия пo оперативной маскировке; обеспечение безопасности собственных сил и средств; обеспечение безопасности информации».

Игорь Панарин в свою очередь предлагает следующий перечень компонентов системы информационного противоборства:

1) Совет по публичной дипломатии при президенте или премьере, включающий представителей госструктур, медиасообщества, бизнеса, НПО и т.д.

2) Советник Президента России по информационному противоборству.

3) Внешнеполитический Государственный Медиа-Холдинг (ВГТРК, РТР-Планета, Вести-24, «Russia Today», «Голос России», ТРК «Мир», МАЯК, РИА Новости и т.д.).

4) Государственный Интернет-холдинг.

5) Информационный антикризисный Центр.

7) Система НПО.

8) Система подготовки кадров.

9) Информационный спецназ.

Эксперт Фонда развития информационной политики Андрей Серенко так же добавляет, что в информационной войне против США необходимо использовать их же оружие: «Например, с правами человека - священной американской коровой у Америки не всё в порядке. В Афганистане, Ираке, тюрьме Гуантанамо вопиющие факты нарушений прав человека, нужно информационно раскручивать эти вещи. Да и в самих США, если присмотреться внимательно с этим далеко не всё в порядке».

Вызовы XXI века.

Информационная война идет уже в третьем поколении. Сергей Гриняев, доктор технических наук даёт следующую классификацию:

1-е поколение информационной войны - это РЭБ (радиоэлектронная борьба). Проводная, частотная, сотовая связь, подслушки, глушилки, блокировки, помехи и т.д.;

2-е поколение информационной войны - это РЭБ плюс партизанская и контр-партизанская пропаганда. Так было в Чечне в 90-х. У сепаратистов-боевиков были свои пропагандистские сайты в Интернете, они распространяли газеты и боевые листки, организовывали интервью для сочувствующих им западных журналистов. Контрпропаганда велась доступными федеральному центру средствами как на территории конфликта и смежных территориях, так и на более широкую общественность.

3-е поколение информационной войны - это глобальная информационная война, специалисты называют её так же «войной на эффектах». Информационная войны вокруг событий в Южной Осетии - именно война третьего поколения.

Вот как описывает войну на эффектах американская газета "The Exile", выходящая в Москве на английском языке: «Грузинские лидеры обзванивали чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их, что Грузия стала жертвой российское агрессии еще в то самое время, когда грузинские ракеты обстреливали Цхинвали. И это было еще до того, как Россия вообще ввязалась в драку. Затем Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью CNN и BBC. Он повторял одни и те же простые строчки на практически превосходном английском и всегда рядом с флагом ЕС: Россия - агрессор. Мы маленькая демократическая страна. Пожалуйста, помогите нам!». И далее: «Грузинской контрпропаганде помогало то, что Грузия не препятствовала попаданию западных журналистов в зону конфликта. В то время как русские сделали практически невозможным доступ к Южной Осетии для нероссийских журналистов. Большая ошибка. Даже русские газеты брюзжали по этому поводу. Пока Россия снова и снова повторяла, что удары по гражданским объектам не наносились, Грузия утверждала, что русские истребители наносят бомбовые удары по финансируемому Западом нефтепроводу глубоко внутри Грузии. Это была абсолютная ложь, однако это не помешало этой новости провисеть в заголовках целых два дня».

Формирование вокруг России «санитарного пояса» из стран-соседей происходит политическими средствами - проведением цветных революций, формированием органов власти и парламентского большинства из проамериканских сил, и экономическими средствами - скупкой национальных бирж, наращиванием американского капитала в ключевых государственных отраслях и компаниях. Но в эпоху информационного общества ключевое значение приобрели СМИ, Интернет-каналы и контроль над информпотоками. Из представленного материала очевидно, что Россия в этом отношении значительно отстает от США. Для формирования нового многополярного мирового порядка, о котором говорит президент Дмитрий Медведев, России необходимо предпринимать решительные действия для прорыва в информационной сфере.

Алексей Барановский специально для Osetinfo.ru

Заключение

В ходе работы провели два параллельных исследования, тесно переплетающихся друг с другом. Первое исследование связано обеспечением безопасности журналиста на войне. Несмотря на достаточный опыт предыдущих лет, журналисты в зоне вооруженного конфликта находятся в опасности. Возможно, действительно, стоит ограничить свободу перемещения журналиста в зоне вооруженного конфликта, будь то захват террористами заложников, вооруженное столкновение? Конечно, придется полагаться на официальные заявления военнослужащих. Но журналист может наблюдать за ходом военных действий, находясь на безопасном расстоянии. Итогом первого исследования мы считаем необходимость ограничения свободы перемещения журналиста в зоне вооруженного конфликта и строгие профессиональные требования к корреспонденту, отправляющемуся в «горячую точку».

Второе исследование явилось более масштабным. Вследствие того, что многие журналисты, освещавшие ход событий в югоосетинском конфликте проявили явные непрофессионализм, не предоставив полярности мнений по поводу происходящего, началась явная информационная война. Вполне возможно, что этой схваткой мировых средств массовой информации кто-то дирижировал, но, отставив в сторону домыслы, мы провели наблюдение за основными публикациями, появившимся во время пятидневной войны и после нее. Проанализировав результат этого научного исследования можно сказать, что информационную войну Россия проиграла. Причиной тому явилось отсутствие освещения иностранными СМИ хода военных событий со стороны Российской Федерации. Мнение Грузии принялось отстаивать большинство журналистов Запада и Америки, потому что реальную действительность со стороны России они и не видели.

Список литературы:

1. «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов» (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года.

2. Князев А.В. Журналистика конфликта. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 24 с.

3. Овсепян Р.П.История журналистики (учебное пособие). –М., 1999

4. Курсовая работа «МГП о правовом положении журналиста». –

Й.-О., 2008

Список СМИ-публикаций, использованных в работе:

1. Война или «принуждение к миру»?. Каспаров.ru (11 августа 2008).

2. Сергей Ёлкин. Принуждение к миру в Сети: война в Интернете велась не менее ожесточенно, чем в реальной жизни // Время новостей, 18.08.2008)

3. Власти РФ не причастны к кибер-атакам на грузинские сайты — эксперт (РИА «Новости», 21.08.2008)

4. Можно ли считать атаки хакеров важным фактором в информационной войне? (РИА «Новости», 12.08.2008)

5. Спецслужбы Грузии атакуют осетинские сайты, почту и «аськи» (Росбалт, 12.09.2008)

6. Грузия наложила штраф на российские СМИ за вещание в Цхинвали 7 октября 2008, 18:36, «Известия»

7. Более 100 иностранных журналистов побывали за три дня в Цхинвали. РИА «Новости» (16 августа 2008).

8. Итальянские СМИ, освещая события в Южной Осетии, вешают на уши итальянцам макароны. «Вести-Северный Кавказ» (9 августа 2008).

9. Сергей Старцев. Глобальные СМИ в информационной войне против России («Limes», Италия, 10 сентября 2008)

10. Путин возмущён цинизмом западных политиков, защищающих Грузию. «Известия», Новости@mail.ru (11 августа 2008).

11. Трансляция интервью В. В. Путина на Всемирном телеканале BBC с подстрочным переводом. 12 августа.

12. Председатель комитета Госудумы России: западные СМИ освещали события в Южной Осетии «безобразно». «Жэньминь Жибао» (15 августа 2008).

13. Горбачёв обвинил в начале войны грузинское руководство. Лента.ру (12 августа 2008).

14. Михаил Горбачёв: Саакашвили заслуживает того, чтобы его лишили доверия собственного народа, но это дело самих грузин. NEWSru (15 августа 2008).

15. Интервью Михаила Горбачева в прямом эфире ток-шоу Ларри Кинга на телеканале Си-эн-эн (CNN LARRY KING LIVE). gorby.ru (21 августа 2008).

16. Александр Брод: западных правозащитников не интересует трагедия Южной ОсетииПолит.ру, 21 августа 2008

17. Текст интервью В. В. Познера передаче «Особое мнение»Эхо Москвы, 26 августа 2008

18. Запад проводит по отношению к РФ необъективную политику — ученый // РИА Новости, 27 августа 2008

19. CNN выдал кадры из Цхинвали за вид разрушенного Гори — российские СМИ // РИА Новости, 8 сентября 2008

20. Журналисты Russia Today обвинили CNN в подлогеГазета.ру, 8 сентября 2008]