Смекни!
smekni.com

Журналистика в зоне вооруженного конфликта. Южная Осетия. Информационная война (стр. 1 из 10)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра журналистики

Курсовая работа

Журналистика в зоне вооруженного конфликта.

Южная Осетия. Информационная война.

Выполнил:

студент 3 курса группы ЖР-39

Протасов Вадим

Научный руководитель:

кандидат политических наук, доцент Суслов Е.В.

г. Йошкар-Ола

2009 г.

Введение

Актуальность темы исследования.

После эпохи «холодной войны» масштабные вооруженные столкновения прекратились. Но, похоже, люди не научатся мирно сосуществовать друг с другом. Чеченские кампании, вторжение США в Ирак, совсем еще недавнее «принуждение Грузии к миру Российской Федерацией на территориях Южной Осетии и Абхазии», по сути, явившееся демонстрацией военной мощи США и России. Мы наблюдали, как разнится освещение последнего конфликта у российских и западных СМИ. Многие журналисты писали статьи, не зная истинного положения событий, опирались лишь на официальные заявления воюющих сторон. Но наряду с этим, были журналисты, которые вели прямой репортаж из бомбардируемого бункера, были репортеры, которые шли вместе с военными в атаку, имея в руках лишь диктофоны, фотоаппараты, ручки и блокноты, помогали тащить и перевязывать раненых. Их можно назвать профессионалами, ветеранами военной журналистики. Находясь на территории, а порой и в центре вооруженного конфликта, они объективно передавали информацию о происходящих событиях слушателям. Военный корреспондент должен сохранять нейтральность, информировать объективно, но в конкретных ситуациях, если он хочет быть в гуще событий, он должен следовать за воюющими людьми одной из сторон, и таким образом он может легко стать мишенью противной стороны. Как обеспечить безопасность журналиста на войне – этому вопросу посвящена первая глава данной работы.

Второй частью работы является анализ информационной войны, явившейся следствием непрофессионализма мировых СМИ, не предоставивших полярные точки зрения по поводу конфликта в Южной Осетии.

Объект исследования – информационная война в освещении мировыми СМИ югоосетинского конфликта.

Предмет исследования – материалы, касающиеся вооруженного конфликта в Южной Осетии.

Цель исследования – предложить реальный механизм обеспечения безопасности журналиста на войне. Определить статус России в информационной войне по освещению югоосетинского конфликта.

Методологическая база исследования – наблюдение.

Эмпирическая база исследования - Дополнительный протокол №1к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, курсовая работа «МГП о правовом положении журналиста».

Введение…………………………………………………………………….…...2

Глава 1. Современная журналистика в зоне вооруженного конфликта.

1.1. МГП о правовом положении журналиста в зоне вооруженного конфликта…...................................................…………………………….5

1.2. История военной журналистики в России..................................…..9

1.3. Журналистика в зоне вооруженного конфликта сегодня...............13

Глава 2. Информационная война в югоосетинском конфликте.

2.1. Освещение войны западными СМИ…………………………………..17

2.2. Канал «Fox News»………………………………………………………24

2.3. Газета «Bild»…………………………………………………………….28

2.4. Газета «The Times»……………………..………………………………29

2.5. Освещение войны российскиими СМИ……………………………….30

2.6. Российские власти и СМИ…………………………………………...32

Заключение………………………………….…………………………….40

Список литературы……………..………..……………………………….35

Список СМИ-публикаций..…………………………………………….. 36

Список сайтов……………………………………………………………40

1.1. МГП о правовом положении журналиста в зоне вооруженного конфликта.

Международное гуманитарное право призвано регулировать действия конфликтующих сторон, а также обеспечить безопасность мирным гражданам. Женевские конвенции очень часто не соблюдаются конфликтующими сторонами. Разъяснять, призвать соблюдать их - в этом многие журналисты видят свою прямую обязанность. Женевские конвенции 1949 года являются нормативной основой Международного гуманитарного права (МГП), уделяя особое внимание защите гражданского населения. Журналисты во время вооруженных конфликтов рассматриваются именно как гражданские лица.

При этом МГП, придавая особый статус журналистам, непосредственно регулирует их профессиональную деятельность. Гуманитарное право различает два вида корреспондентов, освещающих военные действия. Журналист-комбатант, т.е. военный корреспондент, относящийся к вооруженным силам страны, ведущей военные действия и журналист-нонкомбатант, работающий на какое-либо СМИ и по долгу службы направленный в командировку в зону военных действий. Статус и права у них также разнятся. Военные корреспонденты в случае попадания в руки противника обретают статус военнопленного. Журналисты, командированные в зону конфликта, не могут быть взяты в плен, так как в соответствии со ст. 4 Женевской конвенции обладают правами гражданских лиц. Гражданское население не может быть подвергнуто нападению со стороны противника и захвату в плен.

Существует так называемое удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке. Это удостоверение, считается общепризнанным международным документом и позволяет идентифицировать личность журналиста в зоне вооруженного конфликта. Международные гуманитарные организации рекомендуют журналистам перед тем, как отправляться в зону вооруженного конфликта, оформлять данное удостоверение. Его можно получить в различных журналистских организациях или в международных гуманитарных организациях для того, чтобы легче было понять, что это именно журналист, а не шпион, разведчик, который занимается не своими прямыми обязанностями.

Однако нормы МГП говорят о том, что гражданские лица могут потерять право на защиту, предоставляемую МГП, если они вступают в вооруженные формирования, если они берут в руки оружие, и даже, если они находятся рядом с различными военными объектами, поскольку в этом случае никто не сможет гарантировать им жизнь, так как военные объекты будут подвергаться нападению в первую очередь.

Главной международной гуманитарной организацией, к чьим функциям относится контроль над соблюдением норм МГП, является Международный Комитет Красного Креста (Полумесяца). Наряду с МККК в зонах вооруженных конфликтов часто работают и другие международные организации, с которыми приходится сталкиваться журналистам. Это миротворческие силы ООН, это Организация безопасности и сотрудничества в Европе – ОБСЕ, это такие неправительственные международные гуманитарные организации как “Врачи без границ”, “Международная амнистия”, “Репортеры без границ”, миссии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и ряд других неправительственных организаций, цель которых – оказать содействие в первую очередь гражданскому населению, которое вовлекается в вооруженный конфликт.

Статья 79 Дополнительного протокола № 1[1]

регламентирует защиту, предоставляемую журналистам. Следует обратить внимание на первый и второй параграфы данной статьи, которая говорит о предоставлении защиты журналистам как гражданским лицам. Дело в том, что после второй мировой войны ООН со своей стороны предлагала установить определенные положения о защите журналистов. В частности, ООН предлагала сделать специальные опознавательные знаки для них, ввести определенный учет, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление журналистов в различные “горячие точки”.

Однако сами журналисты и многие международные журналистские организации выступили против инициатив ООН. Одной из причин, почему журналисты были против такой защиты, являлось опасение, что подобная защита на самом деле будет определенным инструментом давления на журналистов, будет препятствовать их профессиональной работе в зоне вооруженных конфликтов. Надо сказать, что эти опасения были небезосновательны, поскольку огромное количество примеров на международном уровне подтверждали, что осуществлялись попытки не допускать журналистов к освещению тех или иных проблем, связанных с вооруженным конфликтом.

Скажем больше, для любых военачальников, для любых руководителей вооруженных формирований, которые вовлечены в конфликт, главная цель – не допустить журналистов в те места, где проводятся боевые операции. Почему? Журналисты могут увидеть то, что военные как раз не хотели бы показывать мировому сообществу, а именно – неизбирательный характер проведения боевых действий, нарушение норм МГП, уничтожение гражданского населения и многие другие действия, за которые, в принципе, необходимо нести правовую ответственность. Поэтому каждый политик, каждый военачальник, который участвует в вооруженном конфликте, ставит своей задачей не допустить туда журналистов. Тем не менее, журналисты настояли на том, чтобы эти специальные методы по защите журналистов не были приняты. Они также посчитали, что специальные опознавательные знаки, предлагавшиеся ООН, станут наоборот, привлекать внимание снайперов, внимание определенных сил, которые будут стремиться уничтожить в первую очередь именно журналистов.

Под воздействием многих международных журналистских организаций такие положения о специальной защите не были приняты. Единственное, что сегодня может предоставить защиту журналистам в зоне вооруженного конфликта, это нормы МГП, которые говорят о том, что журналисту оказывается защита, как и любому гражданскому лицу. Таким образом, на журналиста распространяются все те нормы МГП, которые бы распространялись на каждое гражданское лицо. То есть, если журналист захватывается в плен, ему должна быть обязательно предоставлена защита, судебные гарантии, что при первой возможности он должен быть выдан тому государству, которому он принадлежит, и многие другие положения.