Смекни!
smekni.com

История журналистики зарубежных стран (стр. 6 из 11)

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне [26]. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны: в 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8 процентов населения страны [27].

Поступательное развитие американской периодической печати продолжалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62.5 процента номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 апреля 1963 г. «Нью-Йорк Таймс» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг) [28]. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запугивание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 долларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк Таймс» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рекламы (газета получила от нее 10 миллиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов) [29]. Одновременно и углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации. В 1975 г., например, сменили владельца 49 американских газет. В этот период 20 крупнейших корпораций контролировали более половины из 61 млн. экземпляров ежедневных газет и более половины доходов от 11 тысяч журналов [30]. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала газету «Ю-Эс-Эй тудей» (USA today — «США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, броской вер-сткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с привычным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и литературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в конформистской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художественного вымысла [31].

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию был передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом — по радиоволнам было послано первое живое изображение. В 1931 г. появились экспериментальные телевизионные станции, а в 1939— началось регулярное телевизионное вещание. В 1950 г. в 64 городах работало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населения превысило 6 миллионов [32].

Еще раньше в стране начали создаваться гигантские радиовещательные корпорации. В 1926 г. была организована первая вещательная компания Эн-би-си (Нэшнл бродкастинг компани — Национальная вещательная компания); в 1927 г. возникла Си-би-эс (Коламбиа бродкастинг систем — Вещательная система Кобии), в 1943 г. — Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани — Американская вещательная компания). Эти «три сестры» сегодня — основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.

В 1984 г. информационное агентство США (ЮСИА) ввело в эксплуатацию Всемирную телевизионную сеть с целью превратить ее в аналог Голоса Америки в области радио. С помощью системы спутников-ретрансляторов телепередачи из Вашингтона на английском и русском языках сделались доступными в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке для кабельных сетей и» телевизионных станций, снабженных параболическими приемными антеннами [33]. В самих США функционируют пять компаний кабельного телевидения. Среди них Си-эн-эн (Кейбл ньюс нетуорк — Кабельная новостная сеть), созданная Тедом Тернером, охватывает более половины американских квартир.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА. В 1848 г. редакции шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента — Европы, опасаясь банкротства из-за высоких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати — Ассошиэйтед пресс АП (Assocciated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США. Второе агентство — ЮПИ — Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г. АП сегодня— это кооперативное объединение издателей 1317 ежедневных газет (77 процентов общего числа ежедневных газет США) и владельцев 3927 радиотелестанций, которое ежедневно передает 17 млн. слов на английском и испанском языках 12 тысячам подписчикам в 110 стран мира. Штат агентства 2750 человек, в том числе 1500 корреспондентов. ЮПИ каждый день передает 18 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках в сто стран мира, обслуживая 1000 американских и 800 иностранных газет, 3600 радио и 550 телестанций. В ЮПИ работает 2 тысячи человек.

На особом месте ЮСИА (United States Information Agency). Его сотрудники (а их почти 10 тысяч человек) издают 10 журналов на 18 языках, распространяют тематическую информацию, готовят радио — и телепрограммы, распространяют информацию по компьютерным сетям, поставляют ее агентствам новостей. Бюджет ЮСИА — около миллиарда долларов.

В современных США к числу самых престижных и распространяемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, прежде всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что привело к закрытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения численности прессы: за

последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних газет [34]. К примеру, исчезла «Балтимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон

пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежедневной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютерных служб (фактор Билла Гейтса, главы «Майкрософт», производящего программное обеспечение для компьютеров) привел к падению тиражей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на

35-50 центов [35].

1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем

вдвое — со 175 до 360) [36].

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освещении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на информационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению» [37].