Смирнов В.
Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.
Историки вещания - В. Б. Дубровин, Ю. А. Летунов, П. С. Гуревич, В. Н. Ружников - рассматривали истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.
Опыт этих исследований создает историческую и теоретическую базу для методологического осмысления эволюции самих жанров и их теории с точки зрения функционирования в определенной жанровой системе.
Система жанров радиожурналистики складывалась исторически, но это не значит, что ее развитие представляло собой однолинейный процесс. Синхронические и диахронические факторы тоже находятся между собой в определенной взаимосвязи.
Эволюция вещания знает немало примеров, когда идеология, партийно-государственная политика оказывали прямое влияние на функционирование жанров и форм. Приведем лишь некоторые примеры.
Так, появление радиогазет, сыгравших огромную роль в становлении массового вещания, в функционировании жанров, объединенных одной сборной программой, связано с Постановлением ЦК ВКП(б) "Об издании радиогазет" в 1926 году [1]. А их ликвидация - с партийным решением в августе 1932 года.
Это относилось и к докладам на этапе становления регулярного вещания.
Бюро секретариата Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) 7 сентября 1926 года приняло решение о плане выступления в радиоэфире с общеполитическими докладами представителей разных организаций. В нем были четко расписаны и круг тех, кто обязан был (подчеркнем это слово) выступать у микрофона, и частота этих выступлений, от одного до двух раз в неделю. Списки выступающих должны были утверждаться в парткомах разных уровней. В целом в неделю по краевому радио звучало 17 докладов на общеполитические темы, не считая других докладов [2]. Позже, в середине 30-х годов, шла такая же жесткая регуляция радиоперекличек. Все они (темы, состав участников, место и время проведения) утверждались на заседаниях бюро Крайкома ВКП(б).
После решения ЦК ВКП(б) от 22 сентября 1937 года, запрещавшего проведение перекличек, бюро Северо-Кавказского крайкома разрешало радиопереклички в исключительных случаях. Они находились под особым контролем секретариата крайкома. Визировались тезисы выступлений в эфире и обеспечивался "квалифицированный контроль над самим процессом радиопереклички" [3].
Внутренняя эволюция отдельных жанров и всей системы в целом во многом зависела еще и от технических параметров коммуникационного канала, его специфики. Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых возможностей.
К концу 20-х - началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная звукозапись. "Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии советского радиовещания", - справедливо утверждают П. Гуревич и В. Ружников [4]. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой формы , как радиофильм.
В данном случае мы имеем дело с примером совпадения синхронического и диахронического факторов развития радиожурналистики. Именно такое совпадение и дает наибольший эффект, оказывает самое активное воздействие на жизнь жанров.
Именно в начале 30-х годов стала складываться современная система жанров радиожурналистики.
Система жанров радиожурналистики и каждый жанр в отдельности представляют собой динамичную среду. Классификация жанров сталкивается с проблемами разного характера, среди которых первая - логическое определение единства основания деления и вычленение наиболее важного основания.
Известны попытки деления жанров по темам, по предмету, по форме, по источнику информации. М. Каган, говоря о жанрах искусства, предлагал учитывать тематику, познавательную емкость жанра, аксиологическую плоскость, тип создаваемой образной модели [5].
Э. Г. Багиров, рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач [6].
Предлагаемые в данной работе две классификации жанров радиожурналистики базируются на двух основаниях: первая -на функционально-предметном подходе к системе жанров и жанровому делению на группы, вторая - на форме звучания в эфире.
Эти классификации, учитывающие все основные категории функционирования журналистики, пересекаясь, создают объем содержательных и формальных параметров, подчеркивают взаимодействие жанров в системе, расширяют вектор бытия отдельных жанров, обусловленный подвижностью конкретных задач.
В таком случае система отражает коренные жанровые "гнезда", их главные типо-родовые отличия, а также подвижность жанров, которой так богата творческая практика журналистики.
Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние определяются:
- потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;
- функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;
- единым типом творчества - публицистическим;
- акустическими особенностями коммуникационного канала;
- функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.
Журналистика решает триединую задачу:
- сообщение фактов;
- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;
- изображение фактов, событий, явлений.
Эти три задачи формируют и три группы жанров:
- информационное радиосообщение;
- аналитические;
- документально-художественные.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:
Информационные жанры:
- информационные;
- радиоотчет;
- радиообзор;
- информационное радиоинтервью;
- информационный раодиорепортаж;
- информационная радиокорреспонденция.
Аналитические жанры:
- аналитическое радиоинтервью;
- аналитический радиорепортаж;
- аналитическая радиокорреспонденция;
- радиорецензия;
- письмо, обзор писем;
- радиобеседа;
- радиокомментарий;
- радиодискуссия;
- радиоречь;
- журналистское радиорасследование.
Документально-художественные жанры:
- радиокомпозиция;
- радиоочерк;
- радиозарисовка;
- радиофельетон.
По форме звучания в эфире:
Монологические жанры:
- информационное радиосообщение;
- радиорецензия;
- радиообзор;
- радиоотчет;
- радиокомментарий;
- радиобеседа;
- радиоречь;
- радиозарисовка.
Диалогические жанры:
- радиобеседа;
- радиоинтервью;
- радиодискуссия.
Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания):
- радиорецензия;
- радиообозрение;
- радиоотчет;
- радиокомпозиция;
- радиокорреспонденция;
- радиорепортаж;
- радиозарисовка;
- радиоочерк;
- радиофельетон.
Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ.
Форма звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров.
Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда" между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров.
Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение определенных задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать и самые разные методы, поэтому, естественно, в структуре одного жанра появляются элементы других. Эти внутренние взаимосвязи жанров тоже есть продукт их системного функционирования. В дальнейшем мы подробнее рассмотрим специфику этих связей, внутреннюю необходимость и на уровне функциональном, и структурном.
Жанр является определенным типом решения творческой задачи. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок, оно всегда нацелено на поиск новых путей, освоения новых возможностей и связано с творческим потенциалом автора, его индивидуальностью, опытом, стремлениями. Поэтому жанр в определенной степени лишь "форма" для конкретного наполнения материалом.
Многообразие ситуаций, событий, явлений действительности, которые требуют публицистического осмысления и отражения, подвижность творческих задач и разнообразие индивидуальных подходов к их воплощению порождают сложную картину практической жизни эфира.
При описании характерных признаков отдельных жанров, при их системном рассмотрении выделяются самые существенные, значительные черты и содержательные, и формальные связи.
М. М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: "Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.