Идея использования первых двух изображений, приведенных здесь, в качестве "основы" для Duotone - картинок, как правило, является неудачной. Дело в том, что подобные изображения представляют интерес для зрителя, в первую очередь, как сюжеты, построенные на игре многообразия цветов, и при сужении цветового охвата (что неизбежно произойдет при переходе в Duotone) они потеряют большую часть своей привлекательности. Но третье изображение в стиле "ретро" практически идеально подходит для преобразования в Duotone. С ним мы и продолжим нашу дальнейшую работу.
Чтобы "навскидку" оценить привлекательность некоего исходного изображения в Duotone, достаточно предварительно преобразовать его в Grayscale и оценить полученные результаты. Если черно-белый вариант не покажется вам слишком "бедным" с точки зрения своей художественной привлекательности, то, скорее всего - это неплохой кандидат на последующее преобразование в Duotone. Если же при переходе в градации серого, изображение практически полностью утратило свою привлекательность, то никакое дальнейшее преобразование в дуплекс не вернет ему утраченной "изюминки".
Тем, кто преднамеренно стилизует свои изображения под "ретро", следует также помнить, что общий тоновый диапазон, полученный в результате преобразований, в целом будет значительно меньше оригинального цветного изображения. С другой стороны, черно-белое изображение, будучи преобразовано в двухцветное, обычно смотрится гораздо эффектнее своего одноцветного оригинала. В отличие от цветных сюжетов, тоновый диапазон исходного черно-белого изображения таким образом можно несколько расширить - к примеру, добавить цветную вуаль и достичь эффекта "сепии" или других результатов. С этим сравним специальный фотопроцесс, который в прошлом активно использовался фотолюбителями, и назывался виражированием. При этом отпечатанные черно-белые фотографии на некоторое время помещались в раствор специального красителя, в результате чего они приобретали определенный цветовой оттенок - коричневый, синий или другой. В то время - около 15-20 лет назад, когда черно-белая фотография была массово распространена среди фотолюбителей, а цветная только лишь "набирала обороты" и еще не могла порадовать массового потребителя своим качеством и широкой доступностью, это был неплохой способ имитации "цветной" печати. Используя заполняющие красители, можно было добиться некоторой оригинальности, добавив этим цветом некую экстравагантность своим фотоработам.
Monotone, Duotone, Tritone, Quadrotone
Что же это за цветовые модели? Практически во всех учебниках по Photoshop упоминается, что они используются для расширения тонового диапазона черно-белых изображений. Действительно, основой для создания Monotone, Duotone, Tritone или Quadrotone - изображений является единственный монохромный канал изображения, получаемый после конвертирования какого-либо цветного изображения в Grayscale. Эти цветовые модели доступны через пункт меню Duotone в Adobe Photoshop и, по сути, являются соответственно, одноцветными, двухцветными, трехцветными и четырехцветными его подвидами.
Теперь давайте попытаемся разобраться со всеми пользовательскими настройками в диалоговом окне Duotone Options. Интерфейс меню достаточно прост и интуитивно понятен. Выпадающее меню "Type" позволяет выбрать подтип будущего дуплексного изображения - Monotone, Duotone, Tritone и Quadrotone, в которых будет использовано соответственно 1,2,3 и 4 краски. В нашем примере используется наиболее применимый на практике подвид дуплексного изображения - Duotone - изображение, печать которого предполагается производить в две краски. Поля Ink 1 - Ink 4 позволяют указать каждую из использованных красок в макете соответственно. В нашем случае, красок всего две, поэтому поля Ink 3 и Ink 4 недоступны. Указаны также названия красок - их можно выбрать по встроенным каталогам или указать самостоятельно через традиционное для Photoshop окно Color Picker. Слева от названия краски размещено поле, окрашенное в соответствующий цвет, а еще левее - градационная кривая, управляющая контрастностью данного цветового канала, относительно исходного черно-белого изображения. Для чего она необходима и о том, как ею правильно пользоваться, будет сказано ниже.
Другие элементы окна стандартны и особого обсуждения не требуют.
Дополнительное окно, возникающее при нажатии на кнопку "Overprint colors", позволяет настроить экранный вид всех цветов будущего дуплексного изображения в наложении друг на друга. C точки зрения системы управления цветом (Color Management System; далее по тексту - CMS) это диалоговое окно позволяет более точно, чем это обеспечивают встроенные алгоритмы Photoshop, указать цвет нескольких красок в различных комбинациях (например, 1+2, 1+3, 2+3 и т.д.). Предусмотрено это для того, чтобы пользователь мог самостоятельно учесть цвет тех или иных специальных красок, использованных в его макете. Это необходимо для учета "физики" производства, так как порядок наложения красок, толщины красочных слоев, наконец, степень прозрачности тех или иных красок, а также некоторые другие параметры печати могут значительно варьироваться, в зависимости от тех или иных условий. При этом цвет красок при наложении друг на друга может несколько отличаться от номинального, "исходного" цвета, предсказываемого встроенными средствами CMS. Предполагается, что если у пользователя есть возможность изготовить цветопробу с использованием реальных тиражных красок, то он, в случае необходимости, сможет, в соответствии с полученными результатами, несколько "подкорректировать" исходный экранный вид своего макета для того, чтобы уже на стадии дизайна и допечатной подготовки видеть результаты печати своего изображения. В идеале для подобных измерений предполагается использование спектрофотометрического оборудования, для того, чтобы полученное Lab - значение цвета указать в качестве результирующего в окне Color Picker, но на практике часто цвет указывается "на глазок". К счастью, этой точности вполне хватает для большинства графических работ.
Некоторые элементы окна "Overprint Colors" недоступны по той причине, что нами не используется дополнительные третья и четвертая краски, которую мы могли бы "заказать" в родительском диалоговом окне Duotone Options. Кроме того, в случае использования одной краски (режим Monotone) кнопка "Overprint Colors", по понятным причинам, станет вовсе недоступной.
Теперь поговорим о градационных кривых, которые доступны нам для редактирования, при создании дуплексных изображений.
При одиночном клике на область кривой появляется диалоговое окно ее редактирования - Duotone Curve, позволяющее точно построить градационную кривую необходимой для нас формы. Здесь все достаточно просто. В начальном виде кривая обычно имеет линейный вид и не предполагает какую-либо коррекцию исходного черно-белого изображения. Понятно, что при наличии возможности редактирования такой кривой, этим можно и нужно пользоваться.
Как известно, градационные кривые предназначены для модификации исходного изображения по "закону" той кривой, которую мы для него построили. Градационные кривые - один из самых мощных инструментов, которые дает в руки пользователю графическая среда Photoshop. С их помощью возможна практически любая модификация исходного изображения - тоновая коррекция, осветление или затемнение, увеличение или уменьшение контраста, и даже инверсия изображения (преобразование в негатив).
При написании этой статьи я предполагал, что читатель в целом уже знаком с "идеологией" построения и использования градационных кривых, и дополнительных комментариев с моей стороны здесь не потребуется. Однако, для новичков, которые только начинают становиться на тернистый путь познания основ редактирования растровых изображений, я порекомендую обратиться к специальным изданиям, например, к "Классическому руководству по цветокоррекции" Дэна Маргулиса. Замечу лишь, что средняя точка кривой, опущенная относительно нижней черты с пятой отметки до четвертой, предполагает, что в корректируемом изображении, все области с плотностью в 50 процентов, станут светлее на 10 процентов и достигнут 40-процентной плотности. Соответственным образом изменятся и смежные участки изображения, так как соседние участки кривой (например, 40%-е или 60%-е ее области) также будут ею затронуты, хотя и в меньшей степени.
Редактор кривых, использующийся для Duotone - изображений, несколько отличается от привычного диалогового окна, вызываемого командой меню Image-Adjustments-Curves. C одной стороны, функциональность редактора кривых здесь несколько ниже - например, отсутствует возможность изменения положений крайних точек кривой - областей, определяющих плотности в 0 и 100 процентов; с другой стороны, имеется целый ряд полей, позволяющих вручную указать необходимую плотность того или иного участка выходного растрового изображения, по сравнению с некоторой исходной плотностью. Кроме того, имеется возможность загрузки кривой, построенной с помощью диалогового окна Curves и сохраненного в виде *.acv - файла, а также возможность сохранения ее во внешний дисковый файл.
Умение правильно подобрать краски для дуплексной печати и грамотно выстроить градационные кривые, подобрав таким образом, относительный контраст того или иного цветового канала является настоящим искусством. И если рекомендации по выбору цвета зависят от конкретных предпочтений дизайнера, то работа с градационными кривыми подчиняется простым, почти математическим законам. Специалисты по цветокоррекции хорошо знают, каким образом можно с помощью градационной кривой выделить теневые участки для их использования на форме, с которой в печати будет накатываться более темная краска, и как можно получить "мягкую" форму, которая будет прорабатывать света будущего дуплексного изображения. На рисунке ниже показан пример преобразования исходного изображения в двухцветное, с указанием цветов и градационных кривых, примененных для каждого изображения. По этим изображениям хорошо проиллюстрированы два примера преобразования черно-белого изображения в Duotone - один достаточно неудачный, второй - более взвешенный, в результате чего были получены лучшие результаты. Попробуйте самостоятельно выбрать тот вариант, который Вам больше нравится, а затем сравнить свои собственные выводы с тем мнением, которое будет изложено далее по тексту статьи.