Смекни!
smekni.com

Советское радиовещание от Великой отечественной войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика (стр. 7 из 8)

«КОАПП» - одна из самых популярных на радио передач 80-х годов. «Комитет охраны авторских прав Природы». Её создатель – писатель Константиновский. Это игровая постановочная передача, посвященная тайнам природы, которые открываются и используются человеком. Передача о бережном отношении к природе, рачительном использовании её богатств. Без назидательности в остроумной живой манере, с участием зверей и птиц – персонажей передачи. (1 раз в мес. иногда реже, по воскресеньям в 16.00, зв. 40 мин.)

«Радио для урока» - Это целый раздел в программах Главной редакции радиовещания для детей. Не повторяя напрямую школьную программу, передачи этой рубрики давали дополнительный материал при изучении различных дисциплин в школе. Например, передачи по русскому языку для учащихся 5-6 классов, передачи по литературе, истории. В начале 80-х годов некоторое время по Третьей программе Всесоюзного радио были даже передачи в помощь изучающим иностранные языки («Говорите по английски»)

«В лабораториях ученых» - В 60 - 70-е годы это была одна из постоянных рубрик на научно-технические темы. В двадцатиминутной передаче выступали крупные ученые, работающие в разных отраслях науки, которые знакомили; с новостями науки и техники, с новыми разработками, изобретениями, новыми технологиями. Передача выходила два раза в месяц в 11.10 по Первой программе. Готовил её журналист Л.Агаян.

«НТИ-69» - В 1969 году была введена на Первой программе Всесоюзного радио эта рубрика – «Научно-техническая информация-69». Пять раз в неделю в 11.25 в программу включались пятиминутные выпуски, знакомящие с новинками техники, технологии, с открытиями и изобретениями.;

«Полчаса в мире науки» - Ежемесячная передача для школьников (16.00, Первая программа). Начала выходить в эфир с конца 1976 года. Знакомила с различными научными проблемами, над которыми работает ведущие ученые страны – от древней истории до самых современных направлений. В каждом выпуске был «Календарь истории науки», в котором рассказывалось об истории открытий, великих ученых.

«Документальный радиотеатр». Это совершенно особый жанр научно-просветительных передач, созданный на Всесоюзном радио в начале 50-х годов. На основе биографий великих ученых, просветителей создавались документально-художественные радиопостановки. История научных открытий, жизнь великих ученых, инженеров, изобретателей – всё это было темами таких радиоспектаклей. Сочетание достоверных фактов жизни и деятельности корифеев науки с игрой актёров, создающих живые образы этих людей, их окружение , историческую эпоху – всё это определило успех такого рода познавательных передач и жанр документально-художественного радиотеатра до конца 70-х годов закрепился на Всесоюзном радио. Первая такая радиопостановка прозвучала в эфире 4 мая 1952 г. и называлась она «Александр Степанович Попов» (автор – известный радиожурналист Р.Глиэр). В фондах радио хранится более 100; документально- художественных радиоспектаклей на темы истории научных открытий.

«Радиопланетарий». Два раза в месяц выходила в эфир научно-познавательная передача для школьников об астрономии, изучении Вселенной, о космосе и космических исследованиях. Юные слушатели получали навыки наблюдения небесных тел, созвездий, знакомились с достижениями науки в изучении Вселенной. Вел передачу лектор московского Планетария С.Широков.

«Отчего и почему». Ежемесячная получасовая передача для детей (выходила в 16.00 по Первой программе). Передача строилась как ответы на вопросы юных слушателей на самые различные вопросы (Что такое электричество? Почему идёт дождь? Почему сменяются времена года? Как образуется снег? и т.д.). В простой доступной всем форме радио рассказывало о достаточно сложных явлениях природы, о технике

«Родная природа». Радиожурнал. Передача выходила в эфир с 1973 года два раза в месяц в 18.40 по первой программе Всесоюзного радио. Она была посвящена проблемам охраны природы, работе ученых – зоологов, ботаников, энтомологов, работников заповедников по изучению и сохранению природных богатств. Но помимо этих общественно-политических, хозяйственных вопросов в передаче много места отводилось познавательным материалам о природе и её обитателях, деятельности заповедников.; Автор и ведущий передачи - журналист В. Крупин.

«Лесная радиогазета». Получасовая передача для школьников, в которой в игровой форме рассказывалось о жизни леса, разыгрывались сценки, репортажи с участием зверей и птиц. Дети знакомились с повадками животных, с лесными растениями, учились распознавать их (Первая программа, 1 раз в месяц 16.00).

«Школа юннатов». Передача для юных любителей природы. Строилась в основном на письмах юных натуралистов, тех, кто самостоятельно выращивает цветы, огородные культуры, ведут свои наблюдения. (выходила два раза в месяц по 25 минут по первой программе в 16.00).

Классификация радиопередач, дифференцированная по целевой аудитории и содержанию:

Передачи для дошкольников:

Музыкальные: Мелодии из почтовой сумки, Музыкальная шкатулка.

Литературные (включая радиоспектакли): Моя любимая книжка, Радиотеатр «Малыш».

Познавательные: Отчего и почему?, радиожурнал "Звездочка".

Передачи для школьников младших классов:

Музыкальные: Музыкальная шкатулка

Литературные (включая радиоспектакли): Почтальон принес письмо, Радиотеатр «Малыш».

Познавательные: Веселый радиопоезд (игровая радиопередача), Радионяня, 15 минут с Доктором вежливых наук, радиожурнал "Звездочка", Школа юннатов, Лесная радиогазета, радиожурнал «Родная природа», КОАПП.

Передачи для детей среднего и старшего школьного возраста:

Литературные: Почтальон принес письмо, В стране литературных героев

Познавательные: Клуб знаменитых путешественников, Радионяня, Морские вести, Школа юннатов, Документальный радиотеатр, КОАПП.

Научные: Радиопланетарий, Полчаса в мире науки, Ленинский университет миллионов, Наука и техника, радиожурнал Космос, На космических орбитах.

Новостные: Пионерская зорька, Ровескники.

Наглядно разложив радиопередачи по основным типологическим характеристикам, мы приходим к логически верным выводам: чем старше был советский ребенок, тем более специальные, образовательные передачи были ориентированы не него. По мере взросления, ребенок все больше втягивался в игровой познавательный процесс, подходя к старшей школе с готовностью воспринимать научные и специальные радиопередачи. Так же мы видим, как активно муссировалась на радио тема космоса, космонавтики, астрономии, что доказывает нам, что советское радиовещание не было оторвано от устремлений детской аудитории, а, напротив, формировало детские мечты, среди которых – путешествия, географические открытия, космонавтика, наука, море.

Вывод ко второй главе:

Таким образом, детское радиовещание в советской культуре — один из важных институтов образования и воспитания ребёнка, основанный на свободном общении, т.е. использующий диалог, как наиболее действенное средство контакта с аудиторией.

Рассмотрев большое количество детских радиопередач, мы делаем вывод, что основным приемом вовлечения аудитории был метод диалогичности. Диалогичность свойственна многим материалам радио, она вытекает из его акустической природы, хотя имеет некоторые особенности. Её своеобразие определяется тем, что собеседники разделены пространством, между говорящим и слушающим, как правило, отсутствует непосредственная связь. Однако участники детских передач всегда обращаются к ребёнку, предполагая в нем собеседника, активного участника двухстороннего контакта, как бы предугадывая его реакции, ход мысли, возможные вопросы, строя систему информации таким образом, как они делали бы это в условиях беседы.

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу. Это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной, «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

Эти приемы очень часто используются детским радиовещанием. Непосредственное обращение к детской аудитории явилось залогом популярности такого жанра как серийные радиопьесы.

Так же мы можем сделать вывод о том, что по мере развития советского радио происходил качественный рост подаваемой информации. в сфере детской радиожурналистики иллюстрацией этого явления может стать феномен научной радиопередачи. Особый пик развития научных передач для детей приходится на эпоху освоения космоса. Советское радиовещание, подчиняясь заказу партии, сформировало своим контентом стратегический запас потенциальных астронавтов, мореплавателей, геологов, инженеров и ученых, учителей и музыкантов, - представителей самых востребованных профессий. Это говорит о том, что советская детская радиожурналистика была сложным, тонким, идеально работающим инструментом на службе государства.

Заключение

Мы можем с уверенностью заявить, что нами решены озвученные выше основные задачи, а именно:

- Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.