Смекни!
smekni.com

Князь Владимир Петрович Мещерский и его главные творения: орган консервативного дворянства газета «Гражданин» и «Кавказский путевой дневник» (стр. 2 из 4)

Из-за цензурных препятствий подписчики регулярно недополучали номера газеты. В 1874 г. «Гражданин» несколько раз выпускал сдвоенные номера, чтобы компенсировать читателям недополученные из-за приостановки экземпляры. В 1876 г. «Гражданин» активно включается в обсуждение балканского вопроса, волновавшего тогда русское общество, и этот интерес сталкивается со стремлением политического режима к закрытости своей внешней политики. 5 октября 1875 г было принято Постановление, запрещавшее критиковать действия русского правительства по восточному вопросу. «Гражданин» действовал вопреки запрету, из-за чего за два года, с 1876 по 1878, о нем было представлено пять «всеподданнейших докладов», ему было объявлено три предостережения, шесть раз журнал - газета был приостановлен, однажды сдвоенный номер «Гражданина» был арестован, еще один раз редактору было объявлено замечание. Осенью 1876 г., во время очередной приостановки «Гражданина», Мещерский отправился на театр военных действий, перейдя из чина редактора в статус корреспондента. За это время им опубликованы в «Московских ведомостях» и «Гражданине» (после отмены запрета) такие публицистические произведения, как цикл «Герцеговина. На пути в Сербию», «На пути в Сербию и в Сербии», «Славянская летопись», «Политические заметки», «Мир и последние события», «Фантомы», «Ужасная ложь», которые рисовали масштабную картину бездействия и равнодушия, непрофессионализма или преступных умыслов политической и военной верхушки страны, которая проявлялась на всех участках боевых действий – от Кавказа до Балкан. Особым вниманием Мещерского - редактора и публициста пользовалось состояние русской армии, внешняя политика России на Балканах и Кавказе, провал российского дипломатического корпуса после успешного хода военных операций на Балканах, коррупция в практической деятельности современной правоохранительной системы.

Весной 1877 г. журнал был приостановлен на 4 месяца за критику балканской политики правительства. Мещерский уехал на это время военным корреспондентом в Сербию, откуда стал еженедельно высылать статьи, составившие цикл «Путевой дневник», продолживший редакционную линию по критике действий правительства, армии и дипломатии по славянскому вопросу. Эта тема продолжилась и на следующий год. В 1878 году он опубликовал отдельным изданием «Кавказский путевой дневник» - итог его месячной поездки на восточный фронт русско-турецкой войны, что продолжило и углубило оппозицию редакции по отношению к правительству. Дневник как литературно-бытовой документ и исторический источник был широко известен русскому читателю XIX в. как по отечественным, так и зарубежным произведениям (дневники А.В. Дружинина, В.К. Кюхельбекера, А.В. Никитенко, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого и др). Также весьма популярным было использование жанра дневника как литературного приема в художественной литературе («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени», «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского), еще чаще использовались элементы дневника в романах или повестях. Однако в публицистике жанр дневника встречался нечасто. Дневник предполагает запись событий личной жизни, переживаний, сокровенных размышлений о жизни и мире, он не рассчитан на постороннее, тем более, публичное чтение. К формальным признакам дневника относится повествование от первого лица, датировка каждой записи, охватывающей, как правило, события одного дня. Записи ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий; иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Автор не ставит перед собой задачи быть «объективным и сторонним наблюдателем»: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора. Дневник субъективен - это его главный жанровый признак. Другой, не менее важный, - это привязка к событиям конкретного описываемого дня. Все внешние признаки дневника присутствуют в «Кавказском путевом дневнике» В.П. Мещерского: он начинается 3 октября 1878 г., когда сделана первая запись с указанием места начала ведения записей: Рязанская железная дорога, а заканчивается 11 ноября после победоносного штурма турецкой крепости Карс.

Путевой очерк всегда являлся важным жанром публицистики. Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н. И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев («Поездка в Ревель»), И. А. Гончаров («Фрегат «Паллада»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»). Обычно при анализе этого жанра отмечают такие черты, как документальность, верность натуре. Однако соединение его с жанром дневника предполагает акцент на усиление именно авторского начала.

Заметки путешественника обычно содержат путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений и претендуют на сообщение новых сведений читателю о малоизвестных или новооткрытых странах. Автор выступает как публицист, не отходя от фактов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений [1]. Уже в названии данной формы отражено его предназначение – изложить путь, маршрут, пройденный автором. Отличительная черта его – некая заданность, предопределенность фабулы. Дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал автор, впечатление от новых стран, местностей, городов – вот богатейший материал, который открывается автору путевого очерка [2]. В путевых заметках, как и в дневнике, присутствие автора является более заметным, чем в какой- либо еще публицистической форме. Ведь здесь автор-публицист напрямую описывает события, с ним происходящие. Его восприятие и точка зрения являются решающими, к ним сложно апеллировать – ведь зачастую речь в таких произведениях ведется о местах, где раньше никто из читателей не бывал.