Смекни!
smekni.com

Князь Владимир Петрович Мещерский и его главные творения: орган консервативного дворянства газета «Гражданин» и «Кавказский путевой дневник» (стр. 1 из 4)

Князь Владимир Петрович Мещерский и его главные творения: орган консервативного дворянства газета «Гражданин» и «Кавказский путевой дневник»

Галина Щербакова

Исследование консервативной прессы России XIX века как феномена выражения позиции читательской аудитории в пореформенный период в современной филологической науке находится на начальной стадии, тем самым заметно отличаясь от положения дел в исторической и социологической науках, которые последние двадцать лет серьезно заинтересовались консервативной идеологией и сделали первые шаги к осмыслению особенностей судьбы консерваторов в России. Консервативная пресса как целостное явление никогда не была предметом научного исследования в России. В советский период такое исследование было невозможным по идеологическим соображениям, имена М. Каткова, П. Леонтьева, Д. Толстого, А. Суворина, В. Розанова, К. Победоносцева и др. привлекались в качестве негативного фона для прославления диаметрально противоположной идеологии. Только в самое последнее время отечественная наука стала проявлять интерес к деятелям консервативной печати, однако по сей день картина формирования и развития консервативной прессы в России является неполной. Это создает серьезные препятствия для научного осмысления политического и культурного опыта прошлого. Судя по отдельным докладам на конференциях и статьям в научной прессе, в гуманитарной науке формируется интерес к консерватизму как политической идеологии, направленной на преодоление социально-политических потрясений. Таким образом, данное направление оказывается в фарватере исканий современной гуманитарной науки. Необходимость проведения обозначенного выше исследования обусловлена тем, что в отечественной гуманитарной науке консервативная пресса, как и вся консервативная идеология, практически не изучена, что препятствует как пониманию закономерностей общественно-политического развития России, так и осознанию роли в нем прессы. На повестке дня стоит задача изучения взаимодействия и взаимовлияния журналистики и аудитории в контексте взаимоотношений власти и общественного мнения. Первоочередными является исследование следующих проблем:

особенности возникновения консервативной идеологии в России и причины ее размежевания с официальной идеологией; этапы формирования консервативной печати;

читательская аудитория консервативной печати: ее образовательный и имущественный ценз; происхождение и социальное положение, отношение к реформе и революции как способам общественной гармонизации;

творческие особенности авторского корпуса консервативной печати;

Необходимо восстановить полную историческую картину информационных интересов русского общества XIX века, объяснить механизм формирования консервативной идеологии, выявить законы взаимодействия информационных и пропагандистских начал в журналистике XIX века, что поможет транспонировать выявленные закономерности на современность. Чрезвычайно важным нам представляется проанализировать для полноты картины историко-общественного процесса в России, который отразился, в том числе, на отечественной журналистике, историю становления консервативной прессы России как выражения социальных настроений определенных социальных групп, а также историю взаимодействия революционно-демократической и консервативной неправительственной прессы, политический спектр внутри данной прессы, публицистику политических, общественных и литературных деятелей, социальные группы, на которые опиралась консервативная пресса как на свою целевую аудиторию. Ближайшими задачами является, по нашему мнению, необходимость выявить закономерности взаимодействия политического, экономического и социального факторов зарождении в России прообраза политической журналистики и выделения из нее консервативного направления, а также модели консервативной прессы и формирование ее подтипов и разновидностей в зависимости от внешне- и внутриполитической обстановки в России, а также особенности восприятия консервативной прессы читательской аудиторией и эффективность ее воздействия.

Одним из самых ярких, почти плакатно пугающих своим консерватизмом редакторов и журналистов консервативного толка был князь Владимир Петрович Мещерский (11. 1. 1839. Санкт-Петербург - 10. 7. 1914. Царское Село), который не иначе как совокупно с титулом упоминается во всех историко-литературных справочниках, что изначально нацеливает на ироническое восприятие его деятельности, т.к. в журналистике, как свободной творческой деятельности, титул не имеет ни малейшего значения.

Родители Мещерского принадлежали к родовитой знати (Мещерские были рюриковичами), а также к ближайшему окружению А.С. Пушкина. Они всегда представлялись сыну образцами настоящего дворянства, он посвятил им немало задушевных слов в своих воспоминаниях. Его мать, Екатерина Николаевна, была дочерью историографа, журналиста и писателя Н. М. Карамзина, чей образ культивировался в семье и чьи взгляды историка - государственника существенно определили формирование жизненных правил и политических принципов всех представителей семьи. Брат Мещерского, Александр, занимал высокие административные должности в Москве.

Владимир Мещерский получил воспитание в императорском училище правоведения, где воспитывался вместе с наследником престола великим князем Николаем Александровичем, умершим молодым. Служебную карьеру князь начал полицейским стряпчим и уездным судьей в Санкт-Петербурге, затем был чиновником особых поручений при министре внутренних дел. С 1870 г. до самой смерти он был причислен к Министерству просвещения.

Литературную и журналистскую деятельность он начал в конце 1850-х гг., дебютировал как публицист в «Северной пчеле», продолжил в «Московских ведомостях», «Русском инвалиде», «Московских ведомостях» и других официозных изданиях. С 1871 г. был редактором-издателем «Гражданина», который имел ярко выраженный реакционный характер, кроме него издавал журнал «Добро», который потом преобразовал в «Гражданин» и «Дружеские речи». Также Мещерский выступал как драматург и романист, его перу принадлежит серия сатирических романов из великосветской жизни общества под псевдонимом КВМ: «Один из наших Бисмарков», «Граф Обезьянинов на новом месте», «Женщины из петербургского большого света», «Хочу быть русской». Написал антинигилистический роман «Курсистка». Его комедия «Миллион» имела успех в течение двух сезонов. Мещерскому принадлежат публицистические сборники «Речи консерватора» (1876), «Очерки нынешней общественной жизни в России» (СПб, 1868), «В улику времени» (СПб, 1879), «Что нам нужно» (1880).

Мещерский с гордостью называл себя консерватором. Он предпринял издание журнала с целью аккумуляции консервативных идей той части привилегированного русского общества, которая была недовольна результатами реформ Александра II. Поэт и бывший товарищ министра народного просвещения П. А. Вяземский предупреждал его, что данный проект не встретит общественной поддержки, и Мещерскому придется «пройти сквозь строй», отстаивая свои убеждения. Несмотря на предупреждения и явно высказанное неодобрение Александра II, считавшего журналистику недостойным дворянина делом, Мещерский сформировал редакционный круг единомышленников, куда вошли литераторы, близкие славянофилам, Т. И. Филиппов, Н. Страхов, и деятели нового консервативно-патриотического движения: Вас. Немирович-Данченко и К. Победоносцев. Мещерский стремился сплотить редколлегию, для чего с начала издания журнала завел литературные приемы по средам, где собирались сотрудники журнала, близкие по убеждениям литераторы, нередко туда приглашались политические деятели. Редактор «Гражданина» имел большие связи в придворных и правительственных кругах, про него шутили, что он всю жизнь вращался среди министров; это позволяло ему оперативно узнавать и оглашать в печати малоизвестные факты внутренней и внешней политики, придворной жизни, на чем базировался интерес к нему читательской группы, зависимой от текущей политики или идейно сориентированной на дореформенное прошлое.

Главное дело всей жизни Мещерского - периодическое издание «Гражданин» (1871- 1914) - заявлен как «газета-журнал политический и литературный», был еженедельным, выходил по воскресеньям. Издателем редактором в разные годы были Г. К. Градовский, с 1873 г. Ф. М. Достоевский, с №16 в 1874 г. - В. Ф. Пуцыкович. В. П. Мещерский, который был основателем журнала и руководил изданием с самого начала, официально стал издателем-редактором только с 1882 г, т.к. ранее не имел права именовать себя таковым из-за того, что находился на государственной службе. В своих воспоминаниях Мещерский с грустно-иронической улыбкой писал, что журналистика стоила ему придворной карьеры. Издание В. П. Мещерского имело сложную цензурную историю, которая опровергает устоявшийся в истории журналистики штамп о благоволении власти изданиям консервативного толка.

Дело об издании журнала было заведено осенью 1871 г. Первый год прошел благополучно. В конце 1872 г. редактором журнала – газеты «Гражданин» был приглашен и утвержден цензурой Ф. М. Достоевский, который уже имел значительный опыт издательской и журналисткой деятельности в журналах «Век» и «Эпоха». Достоевский стал к тому времени известным писателем, автором нескольких романов, имевших большой общественный резонанс. С 1872 г. начинается усиление внимания цензуры к публицистике «Гражданина». Спустя некоторое время Достоевский покинул издание, опасаясь, что его присутствие как политически неблагонадежной личности, погубит молодое издание, однако теплые отношения с основателем «Гражданина» сохранял до смерти, Мещерский же считал Достоевского своим духовным наставником.

«Гражданин» наряду с другими оппозиционными изданиями, принадлежавшими, однако, к противоположному, т.е. демократическому крылу, в начале 1870-х гг. обращал регулярное внимание на актуальнейшую проблему - бедственную судьбу крестьянства в пореформенной России. Рассмотрению трактовки этого социального явления на страницах «Гражданина» было посвящено несколько заседаний цензурного совета в 1872 и 1873 гг., особому осуждению подвергся документальный очерк «Хороша деревня» («Гражданин», 1873г., №14) за подписью А. Г-вЪ, где была дана неприкрашенная картина жизни пореформенной деревни: сбор недоимок, порка мужиков, изъятие скотины за долги. Очерк пронизывает чувство безысходности. Вывод очерка: результатом государственной внутренней политики по отношению к крестьянству стал повальный уход мужиков город на заработки, что привело к опустошению деревень. В продолжение темы социального неблагополучия страны в течение 1873 года «Гражданин» постоянно поднимал тему роста пьянства в России как следствие социального кризиса, проистекающего из неверной аграрной политики. В качестве репрессивной меры в 1873 г. была запрещена розничная продажа номеров газеты-журнала за публикацию статьи «О голоде». Критика внутренней политики правительства Александра II, ставшая предметом передовой статьи в №30 «Гражданина» за 1874 г., тоже привела к запрещению розничной продажи на два месяца. Продолжением критики современной действительности в «Гражданине» стала передовая статья, негативно оценивающая деятельность судебных учреждений. Таким образом, «Гражданин» представил системную критику деятельности административной верхушки, затронув все ветви власти. И, наконец, в том же 1874 г. газета расширила палитру своих критических выступлений за счет осуждения национальной политики в России: в №10 от 11. 03. 1874 г. опубликована статья «Друг многих русских немцев: Два слова по поводу мнения кн. Бисмарка о русских немцах». В статье дана критика привилегий остзейских немцев, представители которых составляли немалую часть администрации Александра II. Данная статья не просто получила замечание, как раньше, - «Гражданину» было объявлено первое предостережение; на эту же тему был представлен «всеподданнейший» доклад императору. Помимо национальной проблемы, в статье была поставлена и социальная: привилегии значительной части российской знати, что и обусловило столь серьезное наказание. Два года редакция «Гражданина» избегала конфликтных тем и почти не имела нареканий от цензуры, что не снижало степени актуальности ее выступлений. «Гражданин» продолжал проводить основные тематические линии: в № 19 за 1874 г. журнал напечатал одобрительную рецензию на статью «Действительные причины самарского голода», опубликованную в казалось бы противоположном по направлению журнале - «Отечественные Записки»(1874, №4). В качестве заслуги автора разбираемой статьи указывается точность и аналитичность. В № 48 «Гражданина» за 1874 г. помещена статья, опять вызвавшая замечания цензуры: «Праздник десятилетия судебной реформы: Неизбежные размышления», где дается едкая критика пустословия и самодовольства юристов, критика суда присяжных, критика института судебных следователей. Ставится вопрос о наличии коррупции в правоохранительной системе, т. к. обществу не известно о наказаниях судебных чиновников. В этом же номере дана рецензия на статью Л. Толстого «О народном образовании» (Отечественные Записки, 1874, сент.), что свидетельствует о внимательном и доброжелательном чтении изданий - конкурентов. Журнал Мещерского уделял немало внимания состоянию отечественной прессы, давал регулярные и нелицеприятные обзоры столичной и провинциальной прессы, но считал своим истинным союзником «Московские ведомости», откуда часто брал материалы для перепечатки. Своим же принципиальным противником «Гражданин» считал «Голос» А. А. Краевского как орган ненавистного либерального направления, к тому же находящийся на дотации правительства.