Смекни!
smekni.com

Особенности функционирования имен собственных в немецких народных песнях (стр. 1 из 6)

Введение

Глава 1. Имя собственное как объект лингвистических исследований

1.1 Ономастика как наука

1.2 Специфика имени собственного как особой языковой категории

1.3 Проблема классификации имен собственных

1.4 Аспекты исследования имен собственных

1.5 Имя собственное с точки зрения лингвокультурологии

Глава 2. Особенности функционирования имен собственных в фольклорных текстах

2.1 Личное имя собственное в немецкоязычном фольклорном тексте

2.1.1 Частотность употребления антропонимов

2.1.2 Этимология личных имен собственных

2.1.3 Употребление личных имён собственных с названиями титулов

2.1.4 Апеллятивация личных имен собственных

2.2 Особенности функционирования топонимов как источник культурной информации

2.3 Особенности функционирования библеизмов, являющихся источником информации о религиозных представлениях этноса

2.4 Особенности функционирования мифонимов как источник культурной информации

Заключение

Библиография

антропоним топоним библеизм мифоним фольклорный текст

ВВЕДЕНИЕ

Имена собственные с давних пор привлекали внимание исследователей. Ученых интересовала история их возникновения, значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями людей, с окружающей природой. В настоящее время интерес к ономастике значительно возрос. Он проявляется в появлении всевозможного рода книг, посвященных тайнам имени собственного, в издании многочисленных словарей личных имен и фамилий, а также в значительном количестве научных публикаций.

Значительная часть работ в современной лингвистике посвящена изучению функционирования имен собственных в художественном тексте (Белоусова Е. А., Фонякова А. А. и др.). С нашей точки зрения, особый интерес представляет исследование функционирования имен собственных в фольклорном тексте, в частности, в народных песнях, т. к. рассматривая функции имен собственных в фольклорном тексте можно выявить особенности национальной культуры этноса. Именно этому и посвящена данная работа.

Проблемой функционирования имён собственных в фольклорных текстах занимались немногие. Из доступных нам работ следует назвать научные статьи Хроленко А. Т., Сартаевой В. М.

Таким образом, объектом данного исследования являются имена собственные. Предметом анализа являются особенности их функционирования в немецких народных песнях как источник культурной информации.

Цель работы— выявление культурной информации, которую несут имена собственные в фольклорном тексте.

Из цели вытекают следующие задачи:

1) рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике;

2) выявить особенности функционирования разных разрядов имён собственных (антропонимов, топонимов, библеизмов, мифонимов) в фольклорных текстах.

3) сделать заключение о типах культурной информации, которую несут имена собственные в текстах немецких народных песен.

Актуальность нашей работы заключается в недостаточной изученности функций имён собственных в фольклорных текстах, а также в возросшем интересе к анализу языкового материала с позиции лингвокультурологии как одного из сравнительно молодых направлений лингвистических исследований.

Материалом работы послужили тексты 102 песен из сборника немецких народных песен Ахима фон Арнима и Клеменсе Брентано, который называется "KnabenWunderhorn".

В работе были использованы следующие методы: метод наблюдения, контекстуального анализа, прием построения классификации.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике и их основные функции.

Во второй главе выявляются особенности функционирования имен собственных в немецкоязычных фольклорных текстах, являющиеся источником культурной информации разных типов. В заключении подводятся итоги исследования.

ГЛАВА I. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1 Ономастика как наука

Ономастика (от греческого onomastika — ‘искусство давать имена’) — раздел языкознания, изучающий собственные имена [Караулов 1998: 279].

Н. В. Подольская в своем "Словаре русской ономастической терминологии" выделяет несколько разновидностей ономастики как науки.

Поэтическая ономастика — раздел ономастики изучающий, любые имена собственные (поэтонимы) в художественных литературных произведениях: принципы их создания, стиль, функционирование в тексте, восприятие читателем; а также мировоззрение и эстетические установки автора.

Прикладная ономастика — особое направление ономастических исследований, связанное с практикой установления формы, ударения, произношения, транскрипции, орфографии, норм склонения имен собственных, а также с установлением нормативных моделей отонимичных образований (отчеств, названий жителей по местожительству, прилагательных от топонимов и т. п.). В этом направлении ономастических исследований выделяются подвиды прикладная топонимика, прикладная антропонимика и т. д.

Региональная ономастика — направление ономастических исследований, связанных с определенной территорией, с местной ономастической подсистемой. Такие исследования обычно касаются одного из полей онимического пространства: топонимов, антропонимов, астронимов. Целью подобных исследований является выявление специфики имен на данной территории и связей ее имен (или типов имен) с соседними и\или даже отдаленными территориями.

Теоретическая ономастика — ономастические исследования, направленные на установление общих закономерностей развития и функционирования онимических систем, на выявление онимических универсалий.

Ономастика есть часть лингвистики. Выход за пределы лингвистики осуществляется за счет экстралингвистических компонентов ономастики, которые являются для нее обязательными.

Знаковость онимических систем замкнутых коллективов прочно связывает имена как слова с очень широким кругом социальных, идеологических, биографических и прочих явлений, которые воспринимаются лишь членами данных коллективов и не всегда понятны лицам посторонним, непосвященным. В этом отношении Суперанская А. В. сравнивает имена собственные с терминами, а ономастику как науку — с терминологией. Ссылаясь на работу А. А. Реформатского "Славянская лингвистическая терминология" (1962), она пишет: "Термин всегда член какой-нибудь терминологии, в пределах которой он однозначен, как и имя собственное всегда достояние какого-либо коллектива, внутри которого понятна не только его объективно-номинативная связь, но и связанная с ним информация. Подобно тому, как для правильного понимания содержания какого-нибудь термина бывает необходимо понять всю теорию, для понимания роли какого-либо имени в обществе необходимо бывает узнать историю этого общества и связи именуемого объекта с другим" [Реформатский 1998: 30].

В основе имени лежит определенный образ, определенный способ номинации, который индивидуален у каждого народа.

В живой разговорной речи имена тесно связаны с реалиями, культурой, традициями, религией, бытом, мировоззрением и т. п., которые присущи отдельному народу, нации.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена: антропонимика изучает имена людей, топонимика — названия географических объектов, зоонимика — клички животных, астронимика — названия отдельных небесных тел и др.. Ономастика делит имена собственные на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов в мифах, сказках, эпопеях и т. д.).

Объектом исследования ономастики является история возникновения имен и мотивы номинации (названия), их становление в каком-либо классе онимов, различные по характеру и форме переходы онимов из одного класса в другой, территориальное и языковое распределение, функционирование в речи, использование и создание собственных имен в художественном тексте [Караулов 1998: 230].

Данное исследованиие строится на принципах поэтической ономастики, однако, его целью является не отдельно взятый, а коллективный автор — этнос, а именно: особенности его языковой ментальности.

Под языковой ментальностью мы, вслед за О. Г. Поченцовым, понимаем "способ языкового представления, или деления мира" [Поченцов 1990: 40]. Языковую ментальность формируют социокультурные стереотипы восприятия мира, которые значительно различаются у каждой нации, и которые находят своё отражение в текстах различных жанров, в первую очередь, в фольклорных.

1.2 Специфика имени собственного как особой языковой категории

Имя собственное, как уже отмечалось выше, являлось объектом изучения многих исследователей русской и зарубежной лингвистики XX в. В 1978 году в Кракове состоялся XIII Международный ономастический конгресс, тема которого звучала следующим образом — "Имена собственные и имена нарицательные". На нём обсуждались вопросы специфики имен собственных, их коренных отличий от имен нарицательных и т. п.

Разные ученые выдвигали различные теории, нередко противоположные, полярные, рассматривали имена собственные с разных позиций и в разных аспектах.

Многие авторы пытались определить, чем же отличаются имена собственные от имен нарицательных. Они создавали целые теории по этому вопросу. Например, А. В. Суперанская, которая в своей книге рассматривала специфику имен собственных и учений о них, выделив при этом три отличительных признака, позволяющих, с ее точки зрения, разграничить имя собственное и имя нарицательное. Основные отличительные признаки собственного имени заключаются, по её мнению, в том, что:

· оно дается индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих черту, характерную для всех индивидов, входящих в этот класс;