И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в советские годы очень активно и с большим успехом работал над решением крупных архитектурно-строительных задач. А.В. Щусев считал его большим мастером, сказав: "Богатый опыт и огромные организаторские способности И.И. Рерберга дают право назвать его одним из крупнейших строителей Москвы". Среди его построек такие здания, без которых нельзя представить нашу столицу.
Родился Иван Иванович Рерберг 4 октября (по новому стилю) 1869 года в Москве. Среди его предков было немало высокоодаренных людей. Согласно семейному преданию, при Петре I датский кораблестроитель Рерберг был приглашен в Россию и поселился в Прибалтике. По данным документов конца царствования Петра I в адмиралтействе Ревеля (ныне Таллин) работало 300 "мастеровых людей", в том числе корабельный мастер с подмастерьем и двумя учениками. Несколько других мастеров и помощников (например, матовый, конопатный) и целый штат "рядовых" рабочих. Вероятно, упомянутым кораблестроителя, затем окончил созданный за три года до этого Институт инженеров путей сообщений. В дальнейшем он был заместителем председателя комиссии по постройке Исаакиевского собора в Петербурге. Дядя Ивана Ивановича Петр Федорович был профессиональным военным, участником героической обороны Севастополя (в 1854 -1855 гг.). Отец, Иван Федорорович, инженер путей сообщений, крупный организатор железнодорожного транспорта, автор капитальных печатных трудов. По окончании кадетского корпуса, а затем военного училища Иван Иванович был направлен в саперный батальон. После этого поступил в Петербургскую военно-инженерную академию. Основа его интересов в студенческие годы служили не военно-оборонительные сооружения, а строительство транспортных, гидротехнических и других объектов. Он прошел, как полагалось в то время, на практике путь от каменщика и плотника до десятника строительных работ. Получив 1896 году звание военного инженера, Иван Иванович участвовал в строительстве крупного паровозостроительного и механического завода в Харькове, что позволило ему овладеть передовыми для того времени методами строительства.
С конца 1897 года И.И. Рерберг участвовал в строительстве грандиозного и величественного здания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в качестве одного из двух заместителей его автора и строителя архитектора Р.И. Клейна.
Возведение этого уникального здания, воплотившего многие архитектурные и технические сооружения рубежа 19-20 столетий, творческое общение с крупными архитекторами, учеными и инженерами, участвовавшими в проектировании здания, явились для Рерберга замечательной школой опыта и мастерства. По его предложению была создана эффективная отопительно-вентиляционное система здания. Основатель музея профессор московского университета И.В. Цветаев часто адресовал письма по вопросам строительства непосредственно И.И. Рербергу.
Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея". И. И. Рерберг продолжал работу над музеем до 1912 года, то есть до полного окончания всех работ его открытия.
Став признанным специалистом, Иван Иванович еще в период строительства музея участвовал в реставрационно-ремонтных работах здания манежа 1904 году. Он руководил также возведением ряда зданий по проекту Р.И. Клейна: универмага "Мюр и Мерелиз"(ныне ЦУМ, 1907-1908 годах) здание клинике на Малой Пироговской улице, корпуса Московского университета, выходящего торцовым фасадом на проспекте Маркса рядом со старым университетским зданием (ныне Московский геологоразведочной институт), жилых, учебных и других зданий.
В самом конце 19 века началась самостоятельная творческая деятельность И.И. Рерберга. С середины 1900-1910 годов он развернул активную проектную работу, в том числе в соавторстве с архитекторами. Одним из первых осуществленных проектов был патронный завод вблизи Сущевского вала (не сохранился). В 1906 году Рерберг разработал проект самого большого в Москве пятиэтажного "дома дешевых квартир для семейных" на Второй Мещанской улице (ныне Гиляровского, дом 27) на средства, завещанные богатым московским купцом. В докладе, сделанном в Московском архитектурном обществе, действительным членом которым он состоял, Иван Иванович отметил, что работу над проектом он начал с ознакомления с тяжелыми условиями жизни городской бедноты, которая должна иметь "неотъемлемое право на ограждение от несправедливой судьбы". Этот необычны по планировке дом, был заселен в 1909 году и получил положительную оценку3 в печати. В 1960-е годы здания было полностью реконструировано и передано Российскому союзу потребительских обществ.
Еще более крупную постройку Иван Иванович осуществил в самом центре Москвы. Идущая от Красной площади торговая Ильинская улица упиралась в массивную каменную башню с воротами китай-городской стены (не сохранились). На участке между стеной и стоящей на Ильинке очень богатой по своему архитектурному убранству большой крест 17 века (не сохранились). Северное страховое общество решило построить комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения. На объявленном Московском архитектурном общество конкурс было поддано 22 проекта. Весной 1909 года жури присудило одну из двух первых премий авторам проекта под девизом "Центр" - петербургскому архитектору М.М. Перетятковичу и И.И. Рербергу. Решая задачу сочетания новых, отвечающих эстетическим требованиям начла двадцатого века зданий с сооружениями прошло, авторы акцентировы торцы зданий, выходящие на Ильинку, высокой башней с куполом- ротондой. Был удачно использован весь участок, предусмотрен удобный внутриквартальный проезд между пятиэтажными корпусами, соединенными переходом на уровня четвертого и пятого этажей. В процессе подготовки и осуществления строительства, в котором принимал участие В.К. Олтаржевский, И.И. Рерберг значительно доработал проект с целью достижения большей четкости и отточености архитектурного облика в формах нового для того времени стиля - неоклассицизма, на которых он возлагал большие надежды. Существенная роль в их формировании принадлежит отдельным деталям и лепным украшениям. Это была одна из типичных попыток сочетать приемы проектирования, характерные для начала двадцатого века, с архитектурными формами первой трети 19-ого века, свободно их видоизменяя. Строительство зданий было завершено в 1911 году. Куранты на башне были хорошо видны над уступом башни Ильинских ворот со стороны площади и сквера. Как отмечалось в издававшемся тогда ежегоднике "Архитектурная Москва", "по монументальности и красоте это одно из лучших произведений современной московской архитектуры". Здесь сейчас помещается Комитет народного контроля СССР и другие советские и партийные органы.
В формах русского ампира, характерных для пушкинского времени, Рерберг разработал и осуществил по заказу Общества поощрения трудолюбия проект здания женской гимназии (до сих пор сохранился проектный проект здания). Пропорции и детали фасада, интерьера здания, возведенного в 1911-1912 годах в Большом Казенном переулке (ныне школа №330), отличаются изяществом.
Из других построек этого времени отметим красный бывший особняк Н.В. Урусова на Новокузнецкой улице, 12, торговый пассаж, существовавший на месте нового здания ЦУМа, двух этажного здания Московоско-Брестского технического железнодорожного училища возле Белорусского вокзала, трехэтажное здание ремесленного училища на 1-ой Миусской улицы, которое в настоящее время входит в состав корпусов Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева, инфекционные корпуса Московского военного госпиталя в Лефортове и другие.
Ежегодник "Архитектурная Москва" писал в 1911 году: "Иван Иванович Рерберг принадлежит к группе сравнительно молодых, но очень популярных строителей". Начиная с 1910 года на всех проектах подпись Рерберга была первой, что соответствует его ведущей творческой роли среди соавторов. В отличие от гражданских инженеров, именовавшихся также инженерами- архитекторами, Иван Иванович несравненно глубже знал строительные конструкции и особенности их работы , а также ориентировался в технике строительного производства. Поэтому он смело применял железобетон и другие современные материалы, умело используя заложенные в них потенциальные возможности архитектурного формообразования.
В творчестве И.И. Рерберга ценили четкость и глубину проработки объемно-планировочных решений, умение вписаться в городской ансамбль. Эпоха. Породившая разброд в архитектурно-стилевых вопросах, наложила отпечаток творчество талантливого мастера, хотя он и сумел оградить себя от крайностей и бесплодных творческих увлечений, но его поиски в основном связаны с развитием неоклассицизма.
В самом начале века Иван Иванович жил на казенной квартире в Лефортове, затем вблизи Разгуляя, некоторое время в доме №6 по Доброслободскому переулку и около двадцати лет занимал часть двухэтажного особняка в Динисовом переулке, 6. Здесь он разрабатывал проекты, активно пополнял свою библиотеку, свободные часы отдавал акварельной живописи, а летом жил на даче Болшеве, где сочетал отдых с напряженной работой.
С 1906 года Рерберг в течение тринадцати лет преподал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Московском инженерном училеще (так назывался до 1913 года Московский институт инженеров железнодорожного транспорта); выступил инициатором обущения женщин на архитектурных курсах, учредителем и преподавателем которых был долгое время.