Слово «Родина» и его синоним «отечество» активно функционируют в детской речи, а вот понятие «чужбина» можно услышать крайне редко. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами, как показано выше на примерах. По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
Рассмотрим пословицы о труде, отражённые в сборнике Даля в разделе «Работа – праздность», включающем 490 пословиц, что составляет около двух процентов всех паремий. В словаре Даля работа описана так, «робить, делать, трудиться, производить что руками, телесной силой и умственной; упражняться, заниматься чем; образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться». (25,Т.3, с.448). Синонимы слова «работа» - труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.
Пословицы о труде так же, как и многие другие пословицы включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. Иногда аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Стол поставят, так и работать заставят», «Нем, да своё ем; а речист, да плечист – голодный сидит», «Ретивая лошадка недолго живёт», «Пиво с квасом (с кислотой), лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут». Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность, соотнесена с положительно маркированным оценочным предикатом: «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «работы» и «праздности»: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо». В реальной жизни бывает, что труд не приносит радости, удовлетворения, а ассоциируется с разочарованием, болезнью: «Не столько богачей на свете, сколько горбунов (т.е. сутулых)», «И с топора не богатеют, а горбеют», «От работы не будешь богат, а будешь горбат».
Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай», «Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши – не будет калач», «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например: «Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят (страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и вырасло немножко», «Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; осуждает плохую работу, праздность и лень, например: «Праздность – мать пороков (переводная)», «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать», «Бить баклуши», «Мух бить. Меледу меледить. Влапоть звонить», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так никак и не будет».
Вторая группа пословиц рассматривает понятие «праздность» как антипод понятию «работа», например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Что напрядёшь, то и протрясёшь», «Горька работа, да хлеб сладок. Сладкая ежа не придёт лежа», «Работа черна, да денежка бела», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся!», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся!»; говорит с насмешкой о лени и лентяях, например: «Видывали мы сидней (безногих), поглядим на лежня», «Замерзла тётка, на печи лёжа (свинья дверь растворила, а ей лень было сойти да притворить)», «Семеро одну соломинку подымают», «Хочется есть да не хочется лезть (в подполье)», «Проглотить-то хочется, да прожевать лень», «Ему дай яичко, да ещё и облупленное», «Работает, как ребёнок, а ест, как детина», «Чисто мои жнецы жнут, что из печи подают», «Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю», «Девушка Гагула села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня, сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь», «Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол – не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да и на бок, оттого казак и гладок».
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать», «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно», «Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних, на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например: «После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело», «Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою». Пословицы призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем (или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е. хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка, гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!».
Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться.
Выводы по 1 главе.
1. Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла.
2. Понятия «добро», «Родина», «дружба», «труд» маркируются в сознании представителя русского этноса положительной оценкой; понятия «зло», «чужбина», «недружба», «вражда», «лень», «тунеядство» - отрицательной.