Смекни!
smekni.com

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова НФ (стр. 2 из 10)

Добролюбов Н. А. неоднозначно высказывался о творчестве Павлова. Он считал, что Павлов не отошёл от романтизма, но в его творчестве есть интересные моменты психологического анализа: “А г-н Павлов Н.Ф. разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из неё состроить что-нибудь сообразное “вечным” требованиям искусства”.(8)*

Изучение творчества Н. Ф. Павлова началось в основном в 20 веке. Заслуга советского литературоведения в том, что творчество Павлова было введено в литературный процесс.

Но изучать творчество Павлова Н. Ф. нельзя без знания его жизни, его биографии. Считаю необходимым остановить свое внимание на основных чертах его характера, в какой-то мере нашедших отражение в его творчестве.

Родился Павлов в Москве 7 сентября 1803 года. По-видимому, он был незаконным сыном помещика В. М. Грушецкого и привезенной графом В. А. Зубовым из персидского похода 1797 года грузинки: вместе с сестрою и братом его “передали” в семью дворового крестьянина Грушицких Филиппа Павлова. Судя по тому, что в доме “родителя” Павлов получил прекрасное, по тому времени даже для дворянских детей образование – он овладел немецким, французским и латинским языками – его положение было необычным в условиях жизни простой крестьянской семьи. Здесь, несомненно, чувствуется помещичья опека. В 1811 году, уже после смерти Грушецкого, Н. Павлов, его сестра и брат были отпущены на волю старшим сыном Грушецкого и зачислены воспитанниками Театрального училища при дирекции Московских императорских театров. В дальнейшем судьба Павлова в значительной степени была определена покровительством, которое оказывал ему директор училища Ф. Ф. Кокошкин. Именно в доме Кокошкина Павлов впервые познакомился со многими литераторами, художниками, композиторами, здесь получил представление о жизни светского общества, с его внешним блеском, внутренней пустотой, социальными и нравственными контрастами, - все это позднее нашло отражение в его творчестве. Окончил Театральное училище в 1821 году. Театр сделал Павлова искусным чтецом, так что впоследствии на заседаниях “Общества любителей российской словесности” он читал не только свои произведения, но ему поручали читать и сочинения других писателей.

Н. Ф. Павлов в 1827 году становится заседателем одного из департаментов Московского надворного суда. Выбор им юридического поприща нельзя считать случайностью. Юриспруденция была стабильной формой службы. Кроме того, на юридическом поприще он мог принести, как, очевидно, полагал, пользу людям бедным и угнетенным, судьба которых в определенной степени была известна ему по собственному опыту. Но его честная и бескомпромиссная позиция вызвала раздражение сильных мира сего, и он вскоре был отстранен от должности.

На данный период существует лишь единственное монографическое исследование жизни и творчества Н.Ф. Павлова. Это работа Вильчинского В. П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество.(9)* Эта работа в основном биографического характера. В книге определяется значение творчества писателя в истории русской литературы, раскрываются его разнообразные связи с выдающимися литераторами прошлого века, рассматривается роль салона Николая и Каролины Павловых в формировании “западнической” и “славянофильской” идеологии в 1840-е годы. Переводческая деятельность, поэтические и драматические опыты Павлова свидетельствовали о его стремлении к реалистическому методу творчества, склонности к критическому мышлению и социальным обобщениям. Главными темами повестей Павлова были три основания государственного строя России 30-х годов 19 века: крепостное право, общественный и семейный гнёт, пороки бюрократической системы. Вильчинский В. П. утверждает, что важной особенностью светских повестей Павлова, написанных в эпоху бурного развития прозаических жанров, является наличие в ней элементов психологического анализа.

С самого начала, пишет Л. М. Крупчанов в своей статье “Н. Ф. Павлов”(10)*, вырисовываются две тенденции в характере, поведении, а затем и в жизненной позиции Павлова. С одной стороны, выйдя из самого бесправного сословия российского общества, он не мог не испытывать неприязни к образу жизни аристократии, и в его взглядах можно обнаружить черты демократизма. С другой же стороны, талантливый, впечатлительный юноша тяготился и своей бедностью, и своим двусмысленным положением в обществе, и своей зависимостью всё от того же светского общества. Жизненные принципы его постоянно оказывались под давлением внешних обстоятельств, к которым он вынужден, был определённым образом приспосабливаться. В этой непрерывной борьбе помыслов и обстоятельств и заключалась драма Павлова – писателя и человека. Л. М. Крупчанов пишет: “Современники указывали на “исключительно эластичную натуру” Павлова и в зависимости от своего личного отношения к нему видели в этой “эластичности” либо проявление “плебейства” (Е.П. Ростопчин, С.А. Соболевский), либо способ борьбы с обстоятельствами (Б. Н. Чичерин, И. Арсеньев)”.(11)*

Эти две тенденции в миросозерцании Павлова, как бы слитые воедино, проявляются и в его творчестве. Герои его произведений одновременно ненавидят аристократов и завидуют им, презирают светское общество и стремятся преуспевать в нём. Вот как это показано в повести “Именины”: “…теперь бы объяснил себе такую весёлость простее, удовлетворённым самолюбием.… То он с злобною улыбкой сказал мне: “Вы не знаете моей родни…” ”.(12)* Сатира на свет и любование светом, причудливо переплетаясь, поочерёдно доминировали в творчестве Павлова, определяя сильные и слабые стороны его произведений.

В 1829 году Павлов избирается действительным членом Общества любителей российской словесности. На рубеже 20-х и 30-х годов завершается период формирования Павлова – литератора.

Наиболее плодотворными для Павлова явились 1830-е годы. В 1832 году товарищ Павлова Б.Н. Чичерин вводит его в круг оппозиционно настроенной дворянской интеллигенции. В имении Чичериных им были написаны две повести – “Именины” и “Аукцион”.

В своей монографии, посвященной русской романтической прозе 20 – 30-х годов 19 века, В. Ю. Троицкий пишет: “Повести уже были ориентированы на современную действительность, на реальные обстоятельства жизни, знаменуя поворот русских писателей к реалистическому принципу творчества. Судьбу героев здесь определяет уже не прихоть автора, а логика жизни; они всё чаще и чаще оказываются “в плену” у живой действительности. Социальная действительность всё более вырисовывается как самостоятельный феномен: она сама становится предметом художественного познания и выражения”.(13)*

В своей работе, посвящённой изучению романтической повести, Сахаров В. И. доказывает: “В творчестве Павлова романтическая повесть предельно приблизилась к реалистической манере письма и психологизму, однако все её победы одержаны на территории романтизма, что ещё раз выявило гибкость и жизнеспособность этого жанра русской прозы’.(14)*

Некоторые писатели уже начинают сводить литературу с аристократических высот, начинают изображать “мир простонародным”, утверждает Н. А. Трифонов в статье, посвящённой творчеству Н.Ф. Павлова.(15)*

Б. Мейлах в статье (16)* , посвящённой русской повести 20 – 30-х годов 19 века, пишет, что Павлов в повести “Именины” поставил проблему демократического героя. Мейлах считает: “Демонстративно подчёркивая социальную значимость темы, Павлов – сам выходец из среды крепостного крестьянства – отвечал на настоятельные потребности времени”.(17)*

Наиболее сильная, социально значимая повесть является “Ятаган”. Одной из значительных тем реалистической прозы 1900-х годов, пишет К. Д. Муратова (18)* , стала армия. Подобно крепостничеству, военная служба в царской России являлась узаконенной формой беспрерывного унижения человеческого достоинства, где бесправие народа и произвол властей проявлялись особенно наглядно. Критическая оценка армейских порядков самым решительным образом пресекалась правительством, поощрявшим лишь идеализированное изображение военной службы и её “героизацию”. К. Д. Муратова считает: “Автор “Ятагана” всегда возмущался принятым в литературе обычаем описывать “только великие подвиги русской армии”, дивиться её администрации, хвалить и славословить, писать “не чернилами, а розовою краской” ”.(19)*

Искусство должно не украшать жизнь, а изображать её такой, какова она в действительности. Обличение существующих в армии пороков не запятнает мундира, наоборот, скорее очистит его от грязи; что подчёркивает В. П. Вильчинский: “Весь русский народ духовно связан с престолом, и потому армия, которая поддерживает его, “сильнее, многочисленнее и непобедимее… армии в мундирах”…. Армия – посланница бесплотных сил народа; от них заимствует она своё значение и могущество”.(20)*

Степанов Н. в своей статье “Запрещённая книга” (“Три повести Н. Ф. Павлова) (21)* пишет, что в “Ятагане” Павлов восстаёт не только против бессмысленного и грубого подавления человеческого достоинства, палочной муштры и жестоких истязаний солдат, но и против кастовой верхушки николаевской военщины, её ничем не ограниченного произвола.

“Три повести” , были восприняты как гром с ясного неба, вызвали гнев Николая I. На повесть “Ятаган” последовала следующая резолюция императора: “Повесть по своему содержанию никогда не должна была пропускаться цензором: и смысл и цели прескверны”.(22)* В “Ятагане” драматическая история корнета, а затем солдата Бронина невольно напоминала современникам о печальной участи разжалованных декабристов (А. А. Бестужева, поэта А. И. Одоевского и сохраняющего традиции декабризма А. И. Полежаева).