Смекни!
smekni.com

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова НФ (стр. 9 из 10)

Ещё один из видов тропа изобилует в повестях – это метафоры, которые являются выражением индивидуально – авторского видения мира: “Истерзаются глаза”(106)*, “Нагрянет жизнь”(107)*, “Отравило семейное счастие”(108)*, “Рассудок потемнеет”(109)*, “Волноваться заодно с душою”(110)*, “Глаза съёжились”.(111)*

Занимаясь изучением повестей Павлова, я попыталась количественно сопоставить метафоры, развернутые сравнения, эпитеты, несущие романтическую и информационную окраски.

Данные представила в таблице.

Название повести

Несущие романтическую окраску

Несущие информационную окраску

“Именины” (1835)

эпитеты

метафоры

сравнения

43

32

12

74

43

16

“Аукцион” (1834)

эпитеты

метафоры

сравнения

20

11

4

22

12

5

“Ятаган” (1835)

эпитеты

метафоры

сравнения

83

43

22

174

56

22

“Маскарад” (1835)

эпитеты

метафоры

сравнения

85

20

13

219

46

13

“Демон” (1839)

эпитеты

метафоры

сравнения

35

25

16

99

51

16

“Миллион” (1839)

эпитеты

метафоры

сравнения

69

44

13

163

55

9

Данные таблицы показывают, что в повестях Н. Ф. Павлова наравне соседствуют как элементы, несущие романтическую окраску, так и те, которые дают информационную окраску, оценивают поведение. Павлов остаётся романтиком, используя в своих произведениях изящный слог, тем не менее, явно обнаруживается сдвиг к реалистической прозе.

Заключение.

Н. Ф. Павлов вошёл в историю русской литературы как один из зачинателей русской социально – психологической повести. В этом отношении он оказался предшественником ряда крупнейших писателей.

С одной стороны, повесть Павлова в таких её образцах, как “Аукцион” и “Маскарад”, раскрывающих переживания людей светского, дворянского круга, связана с психологической повестью Лермонтова. Сближает Павлова с Лермонтовым интерес к герою печоринского типа. Если лермонтовский Печорин, по выражению Герцена, “младший брат Онегина, то павловский Левин из “Маскарада” – тоже какой-то родственник того и другого. И Левин, и Печорин резко выделяются “между лиц, так похожих одно на другое и не отмеченных особенною чертой”.(112)* Оба они не знают, “чем же заполнить эту жизнь, какого рода деятельностью, каким занятием, какую выбрать цель”(113)*, “в каком углу вымучить у жизни эту цель, которая б могла осветить страстный ум и рассуждающее сердце”.(114)* Павлов нарисовал образ неудовлетворённого и разочарованного героя гораздо более бледно и эскизно, можно сказать, только наметил его.

Другой и более существенной стороной своего творчества – изображением мучительных переживаний ущемлённых и неполноправных людей – Павлов является в какой-то степени одним из предшественников Достоевского. Герой “Именин”, входивший в барскую гостиную на цыпочках, боком и держась поближе к стенке, как-то перекликается с героем “Бедных людей”, входящим в канцелярию “бочком – бочком”, сторонясь от всех. В том и другом приниженное положение воспитало болезненную, трудно побеждаемую робость. Но и героям Павлова и большинству героев Достоевского свойственна “амбиция”, чувство оскорблённого самолюбия. Они претендуют на лучшее положение в обществе. Они чувствуют вражду и зависть к тем привилегированным господам, которые затирают их. Как героев Павлова, так и героев Достоевского мучит сознание несправедливости существующего социального неравенства. Гениальный художник Достоевский показал судьбу и переживания униженного и оскорблённого человека несравненно глубже и правдивее, поднял эту тему на огромную художественную высоту. Но первоначальные очень интересные наброски этой темы были сделаны в русской литературе раньше “Бедных людей”. Одним из тех, кто потрудился над этими эскизами к высокохудожественным полотнам, был автор “Именин” и “Демона”.

Значение “Трёх повестей” Павлова для нашего времени не только в их историко-литературной роли, не только в поучительной судьбе этой книги. Павлов один из первых привлёк читателя к общественной стороне литературы, создал идеологическую и психологическую повесть. Николаевская эпоха показана им в том приближении к действительности, которое раскрывало противоречия крепостнической России тридцатых годов.

К общим достоинствам повестей Павлова Н. Ф. надо отнести живость изображения, сравнительно чистый и ясный язык с его тенденцией к преодолению вычурности романтического слова, что так же показывало его переход к реализму.

Ю. В. Манн считал: “Повести Павлова – ценнейший материал, показывающий, как русский романтизм осваивал содержание социальное”.(115)*

В повестях Павлова даётся весьма точная характеристика духовной атмосферы изображаемого им времени – это атмосфера философских споров, нравственно-психологических исканий. Не события, а их причины выдвигались на первый план. Это был значительный шаг к реализму: обстоятельства формировали судьбу и определяли характер героя.

Разносторонняя одарённость Павлова, многократно, отмеченная современниками, по-видимому, не была в полной мере реализована – провидческим оказалось суждение Пушкина: “Талант г-на Павлова выше его произведений”.(116)*

Павлов – писатель разносторонний и сложный: оценка его не может быть однозначной. Однако время показало, что его творчество, вписавшееся в гоголевский период русской литературы, навсегда запечатлелось в ней своими неповторимыми образами, своей мерой реализма.

Конечно, трудно воссоздать облик русского литератора столь необычной и сложной судьбы, но произведения писателя, проникнутые сочувствием к униженным и оскорблённым, приоткрывающие перед нами острые социальные конфликты своего времени, дышащие живым, естественным чувством справедливости и добра к человеку, верой в человека, найдут отклик в наших сердцах.

Примечания. *

1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6.: Критика и публицистика / Примеч. Ю. Оксмана. – М.: ТЕРРА, 1997. – с. 211

2. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. – М.: Современник, 1988. – с. 135-136.

3. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 13 т. Т.1. – Л.: Наука, 1988. – с.283

4. Панаев И. И. Литературные воспоминания. – М.: Правда, 1988. – с.213

5. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7-ми т. Т.6. Статьи / Коммент. Ю. Манна. – М.: Худож. лит., 1986. – с.395

6. Русские писатели в Москве. Сборник. Переизд. Сост. А.П. Быковцева. – М.: Моск. рабочий, 1977. – с.294

7. История русской литературы: В 4-х т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму. /Под ред. Е.Н. Купреянова. – Л.: Наука, 1981. – с.521

8. Добролюбов Н. А. От романтизма к реализму. / О классиках русской литературы. – М.: Дет. лит., 1986. – с.188

9. Вильчинский В.П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество. – Л.: Наука, 1970. – с.181

10. Крупчанов Л.М. Н. Ф. Павлов // Павлов Н.Ф. Сочинения. – М.: Сов. Россия, 1985. – с.279-291

11. Там же, с.281

12. Павлов Н. Ф. Сочинения. – М.: Сов. Россия, 1985. – с.9

13. Троицкий В. Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 – 30-х годов 19 века. – М.: Наука, 1985. – с.222

14. Сахаров В. И. Страницы русского романтизма: Книга статей. – М.: Сов. Россия, 1988. – с.203-204

15. Трифонов Н. А. Н.Ф. Павлов // Н. Ф. Павлов. Повести и стихи. – М.: Худ. лит-ра, 1957. – с.7

16. Мейлах Б. Русская повесть 20 – 30-х годов 19 века.// Русские повести 19 века. – М. – Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1950. – с.574

17. Там же, с. XXV

18. Судьба русского реализма начала 20 века // Под. ред. К. Д. Муратовой. – М.: Наука, 1972. – с.282

19. Там же, с.27

20. Вильчинский В. П. Критические статьи Н. Ф. Павлова // Из истории русских литературных отношений XVIII – XX веков. – М. – Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. – с.171

21. Степанов Н. Запрещённая книга (“Три повести” Н. Ф. Павлова) // Поэты и прозаики. – М.: Худ. лит., 1966. – с.160-179

22. Вильчинский В. П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество. – Л.: Наука, 1970. – с.39

23. Григорьян К. Н. Судьбы романтизма в русской литературе // Русский романтизм. – Л.: Наука,1978. – с.11

24. Зудина Н. М. Н. Ф. Павлов в историко-литературном процессе 30 –60-х годов 19 века: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук: М. – 1988. – с.16

25. Там же, с.4

26. Сахаров В. И. Форма времени // Русская романтическая повесть писателей 20 – 30-х годов 19 века. – М.: Пресса,1992.

27. Там же, с.5

28. История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20 – 30-х годов 19 века (1825 - 1840) / Под ред. С.Е. Шаталова. – М.: Наука, 1979. – с.165