Смекни!
smekni.com

Банковская система в исламских странах (стр. 1 из 12)

Введение

Эта работа является шагом на пути изучения экономической теории, имеющей некоторые фундаментальные отличия от западных экономических школ. Положения этой теории успешно реализуются множеством организаций в различных странах мира, как с развитой, так и с развивающейся экономикой.
В первой главе "Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту" рассмотрены основные теоретические аспекты, характеризующие исламскую экономическую систему и ее отличительные черты; сущность ссудного процента и его влияние на экономическое благосостояние; основные предпосылки, определившие развитие беспроцентного банковского дела. Во второй главе "Организация и ведение исламского банковского дела" представлен исторический аспект; основные этапы развития исламского банковского дела; используемые финансовые инструменты; на основании этого рассмотрен процесс перехода от процентного к беспроцентному банковскому делу.

Третья глава "Сравнительный анализ международных исламских банков и разработка схем финансовых операций в КБ "Бадр Банк"" посвящена практической реализации вышеизложенных моментов. В ней проведен анализ организационно-экономического потенциала и результатов деятельности Исламского Банка Развития, малазийских банков и первого российского исламского банка "Бадр Банка"; разработаны схемы финансирования на основе лизинга и прямого инвестирования на основе долевого участия в прибылях или убытках финансируемого проекта; прилагаются основные договора.

В заключении излагаются основные выводы по проведенным исследованиям.

Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту.

1.1 Исламская экономическая система, общее представление.

Несколько удивительным и странным звучит для современного общества понятие исламской экономики. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, тем не менее в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной капиталистической формации. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих европейских стран стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока.

Экономическая исламская модель, в рамках которой существуют и действуют финансовые институты, схематично может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той или иной форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама.
Учение гласит, что человек - не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта и т. д.), а на время своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться втуне, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции. Ресурс, доверенный человеку, - должен рачительно использоваться на благо всего общества, в том числе обеспечивая материальное вознаграждение распорядителю, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы.

Применение ресурсов или обмен ими не считается актом эксплуатации, если при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные пропорции, а также заблаговременно не устанавливается обязательное к безусловной выплате, априори фиксированное вознаграждение за ресурс. В силу этого, во-первых, не допускается обмен разновеликими суммами денег, как это имеет место при кредитной операции. Во-вторых, использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Это в полной мере распространяется и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового посредника. Вознаграждение финансиста, следовательно, напрямую и полностью зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена.

Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию "эффективности капитала".

Нетрудно заметить, что применительно к сфере финансов это схоже с тем, как функционирует рынок акций. Действительно, equity finance, или мобилизация средств через прямое участие в капитале, - основа основ исламской системы. Между тем в кругах специалистов всего мира все чаще высказывается мнение, что именно за equity finance будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому исламу долговому финансированию, то есть через традиционный банковский кредит. Так что экономическая теория, еще в VII веке сформулировавшая данный постулат, определенно заслуживает внимания.

Теоретическая основа исламской экономики охватывает все сферы хозяйственной деятельности, начиная с частных интересов индивида и заканчивая проблемами государства. Практически исламская экономика применима и реализуема в первую очередь в обществе, где имеется законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Шариата. При этом не следует умалять роль отдельных исламских структур, функционирующих во вне мусульманской среде. Ярким примером служат исламские банки, финансовые институты, торговые предприятия, занимающих прочное место в современных рыночных отношениях западных стран. Рассмотрение идеи применения исламских инструментов для управления и организации банковско-финансовой сферы как противовеса западным финансовым учреждениям, связано с общим подъемом ислама, его возрождением в новых исторических условиях.

Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на макроэкономическом уровне. Есть они и в немусульманских странах, - Великобритании / даже имеются исламские финансовые университеты/, Дании, Филиппинах, где мусульмане составляют религиозное меньшинство. Примерная оценка суммы фондов, управляемых по исламским законам, составляет 50-100 млрд.долл.

Исламские банки демонстрируют в последнее время исключительно высокие темпы прироста, достигающие , по некоторым оценкам, 15% в год. Ряд английских и американских банков открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам /среди них "Citibank" и "UBS"/.
Примером создания и работы исламского банка в России служит первый российский исламский коммерческий банк "Бадр Банк" в городе Москве. Несмотря на кризис, поразивший в августе 1998г. российскую банковскую систему, и на трудности, с которыми пришлось столкнуться в связи с неразработанностью исламских принципов финансирования в России, банк выстоял и зарекомендовал себя как достаточно стабильный финансовый институт. По итогам рейтингов, проводившийся рядом российских изданий, "Бадр Банк" назван в числе банков, у которых "отсутствуют признаки проблемности".

Некоторые исламские финансовые учреждения уже выросли в крупные многопрофильные корпорации. Только одна компания - Al-Tawfeek and Al-Amin Companies, входящая в группу Dallah AlBaraka Group, включает в себя 260 структур (в том числе 24 банка), оперирующих в 40 странах и обладающих активами в объеме более 6 млрд.долл. Еще одним примером успешного развития исламского финансового дела является деятельность Dar Al Vaal Islami Group, созданной саудовским принцем Mohammed Al Faisal. Крупнейшие корпорации, такие как Kleinwort Benson, ANZ Investment Bank, также создают структуры, функционирующие на принципах исламской экономики. В целом на сегодняшний день, по данным Mushtak Parker Associates (MPA) Ltd., мировая исламская финансовая индустрия включает в себя 4 исламские банковские холдинговые компании, около 100 исламских коммерческих банков, 16 исламских инвестиционных банков, 34 исламские финансовые и инвестиционные компании, около 30 исламских страховых компаний и перестраховочных обществ, 6 исламских специализированных лизинговых компаний, 8 крупных исламских международных торговых компаний, 10 компаний по доверительному управлению, 4 дисконтных дома, 8 брокерских компаний. Кроме того, около 200 финансовых учреждений во всем мире в той или иной степени используют исламские финансовые инструменты. Неотъемлемым компонентом инфраструктуры исламских финансов также являются многочисленные исламские банковские, страховые и деловые ассоциации и союзы, исламские консалтинговые компании, исламские бухгалтерские организации, аудиторские, юридические и рекрутинговые фирмы.

1.2. Сущность экономической категории ссудного процента, закономерности его динамики

Важнейшим элементом кредитной сделки является уровень ссудного процента. Процент, так же как и кредит, существовал не всегда. Возникновение металлических денег, денежного капитала, процента и ростовщичества, с которых начинается цивилизация, стало возможным только на определенной ступени развития товарного производства.

Вместе с тем процент не является обязательным атрибутом кредита. На ранних стадиях товарно-денежных отношений кредит использовался для облегчения и расширения обмена. Лишь впоследствии стало возможным извлечение прямой выгоды из кредита, получение известного приращения к ссуде. Например, в Древнем Риме четко подразделялось понятие договора займа и договора ссуды.
Бесплатные ссуды имели место на ранних стадиях капитализма. Передача капитала чужому предпринимателю означает не только извлечение прибыли, но и сохранение капитала. Если кредит может существовать без процента, то банковский процент неразрывно связан с движением кредита.