Но с увеличением степени развития животного возрастает роль и условных рефлексов, а также элементов рассудочной деятельности в формировании связей. Расширяется число сигналов, степень их абстрактности. Увеличивается гибкость системы сигналов в изменяющихся условиях. При этом расширяется и роль самцов в стаде. Роль самок мало меняются, ведь они в основном заняты потомством. А самцы более свободны и их рождается много. Возрастает функция отбора среди самцов наиболее сильных и жизнеспособных для того, чтобы иметь право продления рода. Повышается роль в защите самок от врагов. Самцы начинают принимать деятельное участие в прокормлении потомства.
И вообще, вырисовывается схема, в которой самки с потомством занимают положение центрального ядра. А оболочку вокруг них образуют самцы. Они в наибольшей степени контактируют со всеми факторами окружающей среды, воспринимая в первую очередь на себя её воздействие. Естественно, что это воздействие приводит к гибели в первую очередь менее приспособленных самцов к данным условиям постоянно неменяющейся среды. Более приспособленные же переносят генетически, через оплодотворение самок, свои качества, обеспечивающие выживание, на потомство, обеспечивая высокую выживаемость вида. Мало того, в процессе естественного отбора формируются и механизмы обеспечивающие повышение роли самцов как датчиков изменения экологических условий. Самцы становятся более восприимчивыми к отрицательным факторам среды. Они более подвержены болезням, они больше подвержены стрессам. Они более ранимы. Гомеостаз у них менее устойчив, да и живут они меньше. С другой стороны они более физически развиты, более мобильны, более гибко реагируют на условия среды, имеют большие творческие потенции.
Такая роль формировалась миллионы лет и закреплялась тончайшим образом и в генетическое аппарате. Например, во время неблагоприятных условий, при массовой гибели самцов, возрастает и процент их рождения. Таким образов, самцы занимают свое и весьма важное место в обеспечении выживаемости вида. Вообще говоря есть смысл еще раз подчеркнуть, что с точки зрения саморазвивающейся природы особь не имеет никакой ценности, точнее говоря она имеет значение только как актуализация вида, как его носитель. При этом, по существу, интерес особь представляет только до такого возраста, пока она способна участвовать в продлении рода. Дальнейшая судьба животного для природы не представляет никакого интереса. Например, к старости бивни у мамонтов вырастали такой величины, и так закручивались, что делали невозможным дальнейшее пропитание и животное умирало от голода.
Аналогично у обезьян лишние самцы изгоняются из стада и, как правило, гибнут от голода и хищников. Сначала их изгоняет вожак стада, а когда он стареет, его изгоняет более молодой самец. Природа не знает морали. Взаимоотношения между особями существуют именно в таком оптимальном наборе, который обеспечивает выживание вида и не более. Итак, прогресс в саморазвитии природы на этапе высших животных заключается в диалектическом единстве развития высшей нервной деятельности, связанной как с поведением особи самой по себе, так и во взаимоотношении с другими особями, так и материального носителя этой деятельности - коры головного мозга.
Выживание вида определяется совокупностью средств эффективного взаимодействия со средой. Но эта эффективность может стать и причиной эволюционного тупика. Например, скорпион, обладая мощным средством нападения и защиты – жалом, стал тупиком эволюции и живет практически без изменения сотни миллионов лет.
Среди высших животных тоже имеются такие тупиковые ветви, у которых хотя и могут быть изменения, но изменения частные, следующие изменению экологической обстановки, но не продвигающие вид вперёд. Причина этого состоит в том, что возможности эволюции у высших животных практически исчерпаны. Путь здесь только один - развитие второй сигнальной системы, которое непосредственно приводит к возникновению разума, цивилизации, человека.