Смекни!
smekni.com

Рабство по Хаммурапи (стр. 3 из 3)

За оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карается отрезанием уха (ст. 205). Таким же образом карается и раб, оспаривающий свое рабское состояние. Ст. 282 кодекса содержит такое предписание: «Если раб сказал своему господину: «Ты - не мой господин», то господин может отрезать ему ухо». В более ранний период известны судебные процессы, в ходе которых рабы пытались отстаивать свою свободу. Как правило, они их проигрывали. Видимо, и теперь раб мог, по крайней мере «теоретически» оспаривать свое рабское состояние в суде, но проигрыш процесса уже грозил ему наказанием. Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы. Права господина на его раба обеспечивались в ряде статей кодекса. Так, если кто-нибудь сломал кость у чужого раба или выбил глаз, то был обязан возместить ущерб его хозяину. То же полагалось за избиение беременной рабыни, в результате которого произошел выкидыш.

3. Древние подневольные работники рабского типа

Фактически в древней Западной Азии эксплуатировались не только рабы (а иногда и в большинстве не рабы); эксплуатировались внеэкономически следующие категории лиц, лишенных собственности на средства производства:

а) рабы, но, главным образом, рабыни; орудия труда в эпоху медного и бронзового веков часто практически не отличались от массовых типов оружия (ср., например, мотыгу и топорик-клевец), и в этом отношении безопасность рабовладельца от бунтующего раба не могла быть в должной мере обеспечена; поэтому пленных мужчин по большей части умерщвляли, а пользовались трудом женщин-рабынь или рабов, рожденных в доме, т. е., как правило, от самого рабовладельца. Заметим, что сферой применения рабского труда были преимущественно частные хозяйства; господствовавшие в них патриархальные отношения лучше предохраняли от рабского бунта, чем палка надсмотрщика в государственном хозяйстве; в государственном хозяйстве эксплуатировались почти исключительно рабыни - ткачихи, скотницы и т. п., причем их сыновья не числились рабами, а входили в общую массу царского рабочего персонала.

б) патриархально-зависимые лица - младшие родичи, клиенты;

в) должники;

г) царские работники, или государственные илоты. Отличие их от спартанских илотов состоит главным образом в том, что они принадлежали монархическому государству. Иногда они получали натуральное довольствие и эксплуатировались на чисто рабских началах (таковы гуруши III династии Ура, которых, однако, сами шумеры строго отличали от собственно рабов, по крайней мере, мужчин); иногда они назывались рабами, продавались и покупались (с момента поселения на земле - вместе с землей), но вели собственные хозяйства, за что были обязаны государю или его представителю продуктом и трудом (как у хеттов); иногда они эксплуатировались так, как и у хеттов, но рабами не считались и потому, в частности, не могли быть проданы или куплены (при Хаммурапи).

Существенно, что они в сословном отношении не отделялись от других царских людей, вплоть до возможности сделаться царскими служащими и занять высокие посты (правда, такая возможность открывалась, вероятно, главным образом евнухам).

Всех этих людей мне кажется возможным объединить под наименованием «древних подневольных людей рабского типа». Они и составляли один из двух антагонистических классов древнего общества, класс, лишенный собственности на средства производства и эксплуатируемый внеэкономическим путем; одной из его групп, иногда более, иногда менее многочисленной, являлись собственно рабы. Поскольку именно рабство было оптимальной для данной эпохи формой эксплуатации всех этих людей, можно было бы и весь класс эксплуатируемых называть рабами; теоретически это было бы обоснованным, однако, на практике эта нивелировка под оптимальный для рабовладельцев вариант ведет, как мы сейчас знаем к большой путанице и многим недоразумениям, к взаимному непониманию и научному разобщению, что практически задерживает развитие нашей науки. К тому же для одних обществ такое приравнивание всех эксплуатируемых групп к рабам будет справедливым, для других же - нет; для каких-то периодов одного и того же древнего общества оно правомерно, для иных - сомнительно или неприемлемо.[3]

Любопытно, что рабы могут выродиться в сословие или касту, уже мало имеющую общего с классом рабов, который, однако, тоже продолжает существовать. Так, в Вавилонии позднего периода раб-рабовладелец является вполне обычной фигурой. Юридически он - собственность какого-то хозяина, что, однако, совершенно не мешает его деятельности как рабовладельца. Однако же и в поздней Вавилонии классу рабовладельцев, состоящему из весьма различных социальных группировок (царские служащие; свободные горожане и даже рабы по сословной принадлежности), тоже противостоит класс подневольных рабского типа (в том числе и рабов), хотя не только он: важную роль играют наемные работники; что карается прикрепленных к участку царских и храмовых колонов, характерных для этого периода, то, быть может, и их следует вес еще относить к эксплуатируемым рабского типа.

Заключение

Само собой разумеется, что наряду с типичными формами эксплуатации существовали и менее типичные, например эксплуатация наемного труда, известная в Западной Азии с конца III тысячелетия до н. э., но принимающая особо широкий характер в городах I тысячелетия до н. э. Возможно, что кое-где найдутся и собственно крепостные. Но все это не изменит общей принципиальной картины. Ведь существуют же рабы и при феодализме, и при капитализме, от чего феодализм и капитализм еще не делаются рабовладельческим способом производства.

Очевидно, что эксплуатируемому классу древних подневольных работников рабского типа противостоит класс рабовладельцев. Однако противопоставление класса рабовладельцев классу подневольных работников рабского типа ни в какой мере не соответствует ни тому делению общества, которое создавали в своем мировоззрении сами древние, ни делению на государственный и общинно-частный секторы, так как рабовладельцами могли быть и общинники-собственники и граждански неполноправные царские люди, - как это хорошо известно из Законов Хаммурапи.

Список литературы

1. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.I. Месопотамия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,1983

2. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Издательство Ленинградского университета, Ленинград,1977

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979

4. История Древнего Востока / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983


[1] История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука",1983

[2] Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Ленинград,1977

[3] История Древнего Востока / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.