Смекни!
smekni.com

Учение В. И. Вернадского о ноосфере (стр. 1 из 2)

Негосударственное оброзовательное учереждение

Вышего профессионального оброзования

«Елабужский Городской Институт Инновационных Технологий»

Инженерно-технологический факультет

Кафедра упровления качеством

Контрольная работа

по дисциплине: Концепция современного естествознания

на тему: Учение В. И. Вернадского о ноосфере

Работу выполнил:

студент гр. 704 УКЗ

Симаков Д. С

Елабуга 2010

Введение

С появлением человека на Земле начал действовать новый, невиданный ранее геологический и космический фактор – человеческий разум. Мысль зародилась в биосфере, и поначалу немногочисленные мыслящие существа были редким исключением в не мыслящим растительном и животном царстве. Трудно было бы в ту пору представить себе великое будущее человеческого рода, ту эпоху, когда мыслящие существа своим трудом начнут преобразовывать всю свою планету, когда научная мысль станет, по выражению В. И. Вернадского, планетным явлением.

Исторический опыт человечества показывает, что внутри биосферы зарождается новая, «мыслящая» оболочка Земли – ноосфера. Видимо – этот процесс не случайность, а закономерность.

Слово ноосфера в дословном переводе с греческого означает «сфера разума» или «разумная оболочка» (от греческого «ноос» - разум). Общая идея учения о ноосфере созрела у В. И. Вернадского еще в конце 19-ого века, хотя в научный обиход термин «ноосфера» был впервые введен в 20-х годах двадцатого века.

Ноосферой В. И. Вернадский называл биосферу, преобразованную разумной деятельностью человека.

Ноосфера – разумная оболочка Земли, царство человеческого разума, и по мнению Вернадского, создание ноосферы требует проявления человечества как единого целого, и это и есть его неизбежная предпосылка.

В сущности, ноосферу можно рассматривать как сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди разумно и целесообразно, со знанием законов природы направляют и контролируют ход природных процессов.

Характерно, что, зародившись в качестве оболочки Земли, ноосфера принципиально не ограничена рамками нашей планеты, но в том случае, если человечество вступит в эпоху освоения Солнечной системы.


Циолковский и Вернадский

Константин Эдуардович Циолковский и Владимир Иванович Вернадский, два великих русских ученых и мыслителей, два жизненных пути, мало схожих по внешним обстоятельствам, но очень близкие по идейному направлению творчества. Генеральная идея их деятельности – твердая убежденность в космической роли Земли и человечества.

Циолковский рассматривал эволюцию, развитие Вселенной, как постепенное усложнение и совершенствование органического мира. Появление разумных существ и на Земли на других планетах Циолковский считал не случайностью, а закономерностью, неизбежным результатом эволюции материи.

Разум не может ограничиться рамками той планеты, где он появился. Рано или поздно человечество преобразует Землю для своих практических нужд и обязательно выйдет за ее пределы. Начнется заселение сначала ближайших окрестностей Земли, а затем и всей Солнечной системы.

Освоив Солнечную систему, человечество не остановится на этом. Оно устремится дальше, к звездам, и рано или поздно, но неизбежно произойдет контакт с другими разумными обитателями космоса.

Циолковский считал, что в мире нет ничего мертвого, а наоборот, все живо – и атомы, и камни, и звезды. Разница лишь в чувствительности, в сознательности разных предметов. В камне эта чувствительность неощутимо мала, в человеке Разум достигает высшего на Земле совершенства – самосознания.

Неудивительна глубокая убежденность Циолковского в том, что Вселенная «кишит жизнью».

Владимир Иванович Вернадский подошел к тому же мировоззрению, что и Циолковский, но с иных исходных позиций. В 1885 году, 22-летним юношей, Вернадский окончил физико –математический факультет Петербургского университета. Оставленный при университете для подготовки к профессорскому званию, Вернадский уже пять лет спустя становится профессором минералогии и кристаллографии Московского университета. В 1908 году русская Академия наук избирает его своим действительным членом, то есть академиком, и Вернадский приобретает своими научными исследованиями всемирную известность.

За год до смерти, в 1944 году, Вернадский публикует свою последнюю работу «Несколько слов о ноосфере», которая подводит итог главной линии творчества Вернадского – доказательству огромной, космической мощи научной мысли, Разума.

В трудах Вернадского нет почти ни слова о космонавтике, о технических средствах освоения космоса. Как и Циолковский, Вернадский был ученым энциклопедического склада. Творческая мысль этих ученых охватывала самые различные, подчас далекие друг от друга области познания.

Циолковский увековечил себя прежде всего как основоположник космонавтики. Главное, что обессмертило имя Вернадского, - его стройное, очень глубокое учение о живом веществе, о биосфере и о той сфере Разума, или ноосфере, в которую постепенно переходит современная биосфера Земли.

Циолковский нарисовал человечеству картину грядущей жизни и работы в космосе. Вернадский доказал, что выход в человечества в космос подготовлен всей предшествующей историей Земли и ее органического мира. Он ничего не говорил о ноосферах других планет – главной теме филосовских работ Циолковского. Но для осмысления того, что происходит в космонавтике сегодня, и того, что ей предстоит в будущем, одинаково ценны труды и идеи как Циолковского, так и Вернадского.


Ноосфера как сфера Разума

Человечество сплачивает не только производственные и экономические связи. Современные средства сообщения, в особенности авиация, делают в принципе легко и быстро достижимыми любой уголок Земли. Благодаря средствам сообщения непрерывно идет не только обмен товарами между государствами, но и обмен людьми, совершающийся в различных формах. Радио, телевидение и Интернет позволяют каждому видеть и слышать то, что происходит за тысячи километров от него.

Как и производство, наука в наши дни немыслима без интеграционных связей. Государство, оградившее себя от экономических и научных связей с остальным миром, обречено на прозябание. Наоборот, научные связи, выражающиеся, в частности, в международных конференциях, экспедициях, исследованиях, обеспечивают стремительный рост научной мысли – ноосферы.

Таким образом, зарождение ноосферы есть результат двух взаимосвязанных процессов: развития производства и научно – технической и социальной революцией. И то и другое рассматриваются В. И. Вернадским как неизбежный и прогрессивный процесс в эволюции органического мира Земли.

В становлении ноосферы огромная роль принадлежит науке и технике, этим проявлением человеческого разума. В таких условиях деятельность даже отдельных личностей ( ученых, изобретателей, государственных деятелей ) иногда приобретает очень большое значение.

С другой стороны, переход к ноосфере, становление этой новой оболочки Земли немыслимы без разумной организации жизни и труда огромных, миллионных масс людей. По убеждению В. И. Вернадского, социальные революции, переход от капитализма к социализму и коммунизму есть не менее важные предпосылки создания ноосферы, чем прогресс науки и техники.

В ноосфере надо различать ее вещественную сторону ( технику, человеческое общество, ту часть природы, которая уже затронута действиями человека ) и сторону идеальную ( мыслительная деятельность человека, его разум, его знания, иначе говоря – отражение в психике человека в отдельности и человечества в целом ).

И у отдельного человека, и в ноосфере идеальное неотделимо от вещественного. Мыслящий человек органически сочетает в себе идеальное ( мысль ) и вещественное ( мозг ). Идеальная часть ноосферы «овеществлена» в электромагнитных волнах, в книгах, в социальных и научных организациях, в технике, в нервной системе людей – во всем том, что мыслит или что является вещественным продуктом разума.

Примечательно, что вера в силу человеческого разума, в неодолимость пргрессивного развития человечества особенно сильно проявилась у В. И. Вернадского в годы Второй Мировой – Великой Отечественной войны. В самые тяжелые месяцы, когда положение на фронте было катастрофическим ( июль – ноябрь 1941 года ), В. И. Вернадский твердо верил в неизбежное поражение фашизма как силы, пытавшейся противодействовать всему ходу мирового процесса, повернуть течение истории в иное русло.

Несокрушимый оптимизм – характерная черта мировоззрения В. И. Вернпдского. Его источник – глубокое осознание неизбежно прогрессивного характера развития органического мира Земли, включая и развитие человечества. В ходе единого мирового процесса развития, нашедшего свое отражение и в человеческой истории, действуют глубинные силы, сметающие на своем пути всякое противодействие. С этой точки зрения всякие пессимистические прогнозы о неизбежности гибели земной цивилизации выглядят прежде всего как нечто антинаучное.

В биосфере организующий элемент – «живое вещество», в ноосфере – человеческое общество. Совершенно очевидно, что отношение общества к природе в очень сильной мере зависит от социальной структуры общества. Капиталистический строй, частная собственность на средства производства создают принципиальные трудности в формировании ноосферы.

Конечно, это не означает, что все совершенное в капиталистических странах неразумно и противоречит ноосфере или что социалистический строй сам по себе, без труда и усилий, автоматически породит ноосферу. Новая геологическая оболочка Земли рождается, как говорил В. И. Вернадский, в грозе и буре – буре социальной и научно – технической революции.

Хотя ноосфера сегодня представляет собой своеобразный результат взаимодействия природы и производственной деятельности человека, ее особенности еще остаются схожими с характерными чертами биосферы.