Смекни!
smekni.com

Происхождение видов по Дарвину (стр. 3 из 3)

Дарвин придает большое значение "ухаживанию" самцов за самками как средству привлечения самок. Особенно развиты эти инстинкты у птиц. Тут имеет значение и сила и драчливость самцов, их способность петь и издавать странные звуки. "Многие птицы, - пишет Дарвин,-стараются очаровать самок любовными танцами и странными телодвижениями, исполняемыми на земле или в воздухе, а иногда и на особо приготовленных площадках".

По поводу теории полового отбора было много споров. Дарвина обвиняли в антропологизме, в том, что он приписывает животным чуть ли не человеческие чувства, вкус и способность оценивать красоту. Однако Дарвин настаивает на своем утверждении о том, что самки тонко различают особенности украшения самцов. "Предположить, - пишет он,-что самки не ценят красоты самцов, значит допускать, что их великолепные украшения, вся их роскошь и щегольство бесполезны, а это невероятно. Птицы имеют тонкую способность различения и в немногих случаях можно показать, что у них есть вкус к прекрасному. Кроме того, самки, как известно, выказывают иногда явное предпочтение или отвращение к некоторым самцам".

Таким образом, состязание самцов из-за самок принимает разнообразный характер, от более агрессивных форм (драки между самцами - "закон боя", как выражался Дарвин) до более мирных. Это привело к тому, что возникли свойственные самцам украшения, способность к пению, сложные инстинкты ухаживания и т.д.

Теорию полового отбора Дарвин распространяет и на ранние этапы исторического развития человека: "закон боя преобладал у человека в раннюю пору его развития", - пишет он. Большой рост мужчины, его сила, вместе с более широкими плечами и более развитыми мышцами, по сравнению с женщиной, - унаследованы современным человеком "от самцов его получеловеческих предков".

Приложению теории полового отбора к человеку посвящена третья часть книги, состоящая всего из двух глав и общего заключения

Впрочем, автор справедливо отмечает, что всем предположениям о роли, которую играл половой отбор в истории человека, "недостает научной точности".

Рассуждения о половом отборе у человека понадобились Дарвину главным образом для того, чтобы прийти к заключению, что из всех причин, которые вызвали возникновение различий между различными расами человека, половой отбор был наиболее эффективной.

3. "О выражении эмоций у человека и животных"

Едва покончив с корректурами первого издания "Происхождения человека", Дарвин тотчас же, в январе 1871 г., принимается за новую работу - "О выражении эмоций у человека и животных". Работа над этой книгой заняла около 12 месяцев. Книга было опубликована в конце 1872 г. Однако, как всегда, материал по этой теме собирался давно и исподволь. Сначала предполагалось посвятить ей лишь одну главу в "Происхождении человека", однако, приводя в порядок свои заметки, Дарвин убедился, что потребуется особый трактат. В этой книге Дарвин исследует способы выражения эмоций у птиц, млекопитающих и человека. У животных такими способами являются, например, различные звуки, взъерошивание перьев или шерсти, изменение положения головы и ушей, оскал зубов и функционирование мимической мускулатуры у млекопитающих и т.д. Особенно выразительны эмоциональные движения у обезьян и у некоторых домашних животных, находящихся в постоянной близости к человеку (у лошадей, кошек, собак). У многих животных очень выразительны ощущения, соответствующие радости, привязанности, боли, гневу, удивлению, ужасу. Конечно, при обозначении подобных эмоций поневоле приходится прибегать к терминологии, предназначенной для наименования человеческих чувств.

Особенно много внимания Дарвин уделяет выражению эмоций у человека. Его интересует влияние горя и радости на организм, физиологическое выражение страдания, плача, любви, преданности, благоволения, решимости, размышления, ненависти, гнева и многих других эмоциональных состояний человека. Для изучения выражения эмоций исследователь использует разнообразнейшие методы: наблюдение над поведением детей (в том числе своих собственных), изучение душевнобольных (через посредство врачей), ознакомление с произведениями живописи и скульптуры и т.д. Дарвин рассылал надежным лицам опросные анкеты с множеством вопросов, с просьбой сообщить ему свои наблюдения над проявлением различных эмоций у детей и взрослых. "Мой первый ребенок, - пишет Дарвин, - родился 27 декабря 1839 г., и я сразу же начал делать заметки о первых проблесках различного рода выражения, которые он проявлял, так как уже в тот ранний период я испытывал убеждение, что все самые сложные и тонкие оттенки выражения должны иметь постепенное и естественное происхождение".

Дарвин очень увлекался этой работой. Он рассматривал ее прежде всего как непосредственное продолжение своего труда о происхождении человека. Он искал физиологическую общность проявлений эмоций у человека и высших позвоночных (прежде всего - млекопитающих, в особенности - обезьян). Такие наблюдения доставляли дополнительные доказательства животного происхождения человека. Его интересовали также свидетельства в пользу общности происхождения всех человеческих рас и доказательства наследуемости многократно повторяющихся привычек. "Если бы оказалось, что у нескольких различных человеческих рас одинаковые движения черт лица или тела выражают одни и те же эмоции, то мы могли бы заключить с большой степенью вероятности, что такие выражения истинны, т.е. прирожденны или инстинктивны".

В итоге своего исследования Дарвин пришел к заключению, что выражение ощущений у животных и человека подчиняется общим основным законам, или, "общим принципам".

Дарвин пришел к выводу, что главные выразительные движения, производимые человеком и высшими позвоночными в настоящее время носят врожденный или наследственный характер, хотя в прошлом они возникли как произвольные движения. Большинство выразительных движений (т.е. движений, связанных с выражением эмоций) было приобретено постепенно и лишь впоследствии стало инстинктивными. Здесь Ч. Дарвин затрагивает область исследования об условных и безусловных рефлексах, впоследствии разработанную в начале XX в. знаменитым физиологом И.П. Павловым.

Исследование Дарвина показало, что "все главные выражения, свойственные человеку, одинаковы на всем свете". Это еще раз доказывает, что все человеческие расы произошли от одной группы предков. Многие очень сходные черты у различных рас человека обусловлены наследственной передачей от одной древней формы, которая уже приобрела человеческие признаки. Некоторые выражения эмоций у человека еще древнее и ведут начало от древних человекоподобных обезьян, давших начало человеческому роду. К таким проявлениям эмоций относится, например, смех как выражение радости или удовольствия. Очень многие - породы обезьян издают при удовольствии звук, аналогичный нашему смеху, при этом у них на щеках образуются складки и даже появляется блеск в глазах.

Изучение теории выражения эмоций, заключает Дарвин, подтверждает тот вывод, что "человек происходит от какой-то низшей животной формы, а также подкрепляет убеждение в видовом или подвидовом единстве различных рас..."

Заключение

Подводя итоги всего выше сказанного, можно смело сказать, что теория о происхождении человека имела большое научное значение. Да и сам Дарвин вполне осознавал огромное значение своего учения. В свое время он писал, что когда воззрения, развитые им сделаются общепринятыми, можно будет смутно предвидеть глубокий переворот в области естественной истории.

Вообще учение Дарвина основано на обобщении огромного фактического материала. Конечно, оно не лишено отдельных недочетов, обусловленных исторической обстановкой, определенным уровнем развития науки. Тем не менее ядро эволюционного учения Дарвина, в свое время, позволило поставить биологию на вполне научную почву, создав основной идейный стержень для дальнейшего развития всех биологических наук. Можно без преувеличения сказать, с 1859 г. Формирование биологических, медицинских наук находятся под влиянием дарвиновских идей о законах исторического развития органического мира.

Список использованной литературы

1. Велесов Е. Чарльз Дарвин. - М., 1959.

2. Дарвинизм: история и современность. - М., 1988.

3. Некрасов А. Чарльз Дарвин. - М., 1957.

4. Правдин И. Дарвин и его учение о происхождении видов. - М., 1959.

5. Рогинский Я. Чарльз Дарвин и проблема происхождения человека. - М., 1953.