Вступление
1. Подготовка труда о происхождении человека
2. Концептуальные аспекты работы Дарвина "Происхождение человека"
3. "О выражении эмоций у человека и животных"
Заключение
Список использованной литературы
Каждый год все человечество отмечает замечательные даты, связанные с жизнью и деятельностью одного из величайших естествоиспытателей XIX столетия, основоположника современного эволюционного учения - английского биолога Чарльза Дарвина.
Учение Дарвина положило начало подлинной революции не только в биологии, но и в развитии многих смежных отраслей знаний. До Дарвина господствовало религиозное учение о сотворении видов растений и животных богом, "творцом всего существующего". Считалось, что виды находятся в неизменном состоянии с момента сотворения
Чарльз Дарвин использовал не только достижения современных ему биологических наук (систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биогеографии и палеонтологии), но и обобщил многовековой опыт практики улучшения старых и выведения новых сортов и пород культурных растений и домашних животных. Это дало Дарвину возможность не только доказать наличие в природе процесса исторического развития организмов, но и создать теорию искусственного отбора, применяемого в селекционной практике, и теорию естественного отбора, действующего в естественной, природной обстановке. Дарвин впервые в истории естествознания сумел объяснить естественный процесс видообразования и весь ход исторического развития живой природы с ее многообразием видов и их относительной целесообразностью и приспособленностью к условиям жизни. Дарвин имел мужество распространить свое учение об историческом развитии живой природы и на человека, доказав животное происхождение этого "венца творения".
Важнейшей вехой в творческой деятельности Ч. Дарвина после опубликования "Изменений животных и растений под влиянием одомашнения" была работа над проблемой происхождения человека.
Мысль о животном происхождении человека возникла у Дарвина давно - вскоре после возвращения из путешествия на "Бигле". В своих "Воспоминаниях" он пишет по этому поводу: "Как только я пришел к убеждению, в 1837 или 1838 г., что виды представляют собой продукт изменения, я не мог уклониться от мысли, что, и человек должен был произойти в силу того же закона". С тех пор Дарвин начал собирать заметки по этому вопросу. Первоначально он делал это "для своего собственного удовлетворения", так как долгое время не имел намерения выступить в печати с такой идеей.
В "Происхождении видов" Дарвин счел необходимым, чтобы его не обвинили в замалчивании своих взглядов, указать, что благодаря его теории "будет пролит свет на происхождение человека и его историю". Развивать подробнее эту идею он находил делом бесполезным и даже вредным для успеха "Происхождения видов", пока не было приведено достаточных доказательств.
К 1868 г. Дарвин убедился, что многие натуралисты полностью приняли учение об эволюции видов. К тому времени в Англии разошлись уже четыре издания "Происхождения видов"; эта книга была переведена на многие европейские языки, вышло в свет основное документальное подтверждение теории "Изменение животных и растений под влиянием одомашнения".
Обстановка явно изменилась в пользу теории эволюции. Ее основоположник - Чарльз Дарвин приобрел славу всемирно известного ученого. Об упрочении и распространении славы Дарвина свидетельствует, между прочим, и тот факт, что даже российская императорская Петербургская Академия наук не могла не отметить заслуг этого натуралиста.28 ноября 1867 г. Дарвин был избран членом-корреспондентом российской Академии наук.
Изменившаяся обстановка привела Дарвина к мысли, что настало время выступить в печати с идеями о происхождении человека. Уже в начале февраля 1868 г., через несколько дней после опубликования "Изменений животных и растений", Дарвин приступил к обработке накопившихся у него заметок. Вопрос о происхождении человека он объединил с проблемой полового отбора, хотя она имеет вполне самостоятельное значение.
Сам Дарвин так определяет основные задачи своего труда о происхождении человека: "Во-первых, рассмотреть, произошел ли человек, подобно другим видам, от какой-либо ранее существовавшей формы, во-вторых, проследить способ его развития и, в-третьих, оценить значение различий между так называемыми человеческими расами".
Чтобы оценить великое гражданское мужество ученого, выступившего с попыткой научно решить такие вопросы, достаточно вспомнить нападки, которым подвергался Дарвин за свою теорию происхождения видов со стороны представителей церкви.
Дарвин вполне сознавал ответственность, которую он взял на себя. "Много раз высказывалось с уверенностью мнение, - пишет он, - что происхождение человека никогда не будет узнано. Невежеству удается внушить доверие чаще, чем знанию, и обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой". Дарвин решительно выступает против невежества.
К этому времени идея о том, что человек наряду с другими видами является потомком какой-либо древней и вымершей формы, была не нова. Мысль о происхождении человека от высокоразвитой вымершей обезьяны высказал один из первых эволюционистов - французский ученый Ж. Ламарк. Эта идея поддерживалась А. Уоллесом, Т. Гексли, Ч. Ляйелем и в особенности Эрнстом Геккелем - учеными, находившимися под влиянием дарвиновской теории происхождения видов.
Книга "Происхождение человека и половой отбор" вышла в свет 24 февраля 1871 г.2500 экземпляров первого издания разошлись настолько быстро, что издатель тотчас же отпечатал еще 2000 экземпляров. Это свидетельствовало об интересе читателей к новому труду Дарвина. Второе, исправленное издание появилось в 1874 т.
Это сочинение отняло у Дарвина почти три года, правда, в этот период он отвлекался на подготовку очередного издания "Происхождение видов" и заметок об орхидеях. По-прежнему много времени отняла болезнь. Попутно Дарвин раскрывает "секрет" своего успеха в науке: "Я никогда не умел быстро думать или писать; все, что я сделал в науке, достигнуто единственно благодаря продолжительным размышлениям, терпению и трудолюбию".
В первой части своего замечательного труда Дарвин рассматривает происхождение и родословную человека, во второй излагает теорию полового отбора.
Обратимся к содержанию этой книги.
В первой главе автор доказывает, что человек действительно произошел "от какой-то низшей формы". Важным свидетельством служит наличие у человека и млекопитающих гомологичных структур. "Всем известно, - пишет Дарвин, - что тело человека построено по одному общему типу или образцу с другими млекопитающими". Все кости его скелета можно сравнивать с соответствующими костями обезьян, летучей мыши или тюленя. То же самое можно сказать относительно мышц, нервов, кровеносных сосудов и внутренностей. "Мозг, важнейший из всех органов, следует тому же закону... ". То обстоятельство, что человек способен воспринимать от млекопитающих некоторые болезни (например, бешенство, оспу, сифилис, холеру, некоторые кожные и другие заболевания), свидетельствует о тесном сходстве тончайшей структуры и химического состава крови и тканей человека и млекопитающих. Зародыш человека развивается из яйца, почти ничем не отличающегося от яйцевых клеток других млекопитающих. Ранние стадии эмбрионального развития проходят таким же образом, как у зародышей всех позвоночных животных.
Особое значение Дарвин придает наличию, у человека множества рудиментарных (зачаточных) органов. К ним относятся, например, многие подкожные мышцы черепа, в частности мышцы ушной раковины, бугорок на загнутом внутрь крае уха ("дарвинов бугорок"), полулунная складка, которая является остатком третьего века, развитого у птиц, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), копчиковая кость, волосяной покров и многие другие зачаточные признаки. Существование подобных рудиментаров, заключает Дарвин, "трудно объясняется теорией самостоятельного творения каждого вида..." Гомологичность строения тела и сходство зародышевого развития у членов одного класса понятны, если предположить, что все они произошли от общего родоначальника. Существование рудиментарных органов можно объяснить только предположением, что отдаленный родоначальник обладал этими частями "в полном их развитии", но затем они были частично утрачены или уменьшены под влиянием измененных условий жизни, неупотребления и действия естественного отбора.
Доказав сходство человека с млекопитающими, Дарвин во второй главе обсуждает вопрос о "способе развития человека от какой-то низшей формы". На ряде примеров он показывает, что человеческому организму, так же как растениям и животным, свойственна изменчивость под влиянием условий жизни, упражнения и не упражнения органов и действия коррелятивных отношений между органами. К сожалению, Дарвин рассматривает вопрос об изменчивости и наследственности у человека только с биологической точки зрения, почти не касаясь специфических социальных факторов, характеризующих человеческое общество. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что Дарвин совершенно не отмечал качественного отличия человека от высших животных. Он подчеркивает, что человек "даже в самом диком состоянии есть все-таки самое господствующее животное, какое когда-либо появилось на Земле". Этим человек обязан "неизмеримому превосходству своих умственных способностей и общественному "образу жизни".