В 60-х годах Бетси Фридман, американка, пишет книгу "Женская мистика". Эта книга стала бестселлером США. В своей книге она протестует против традиционного американского образа жизни женщины - домохозяйки. Американки под впечатлением этой книги в 1967 году превратили День Матери в политическую демонстрацию под лозунгом "права, а не розы". Они промаршировали до того места, где суфражистки приковывали себя цепями к ограде Белого дома, и свалили целый грузовик фартуков как символ разрыва с традициями домохозяек 50-х годов. Женщина не хочет больше быть только домохозяйкой. Этот протест американских женщин вызвал тогда достаточно большой резонанс.
Говоря о феминизме, стоит обратить внимание, что мы работаем с западным термином. Феминизм на Западе, как уже отмечалось, является широким политическим течением и философским направлением. Россия же по-прежнему остается весьма традиционной страной, где слово "феминистка" приобрело скорее негативный оттенок. В обыденном восприятии феминистками считают женщин с неудачно сложившейся личной судьбой, мужененавистниц.
В английском языке у этого термина нет рода: the feminist - это и феминист-мужчина, и феминистка-женщина. В русском языке термин употребляется по отношению к женщине и имеет, как уже было отмечено, негативную окраску.
Именно феминистское движение пробудило научный интерес к таким гендерным проблемам, как социальное неравенство мужчин и женщин, различные его виды (экономическое, политическое, образовательное), пути преодоления гендерной асимметрии. В рамках особого научного направления, возникшего на Западе, "woman studies", велись разнообразные социально-гуманитарные, в том числе и культурологические исследования. Одновременно с научными работами по гендерным проблемам ставились задачи и гендерного просвещения, т.е., знакомства широкой аудитории (через СМИ, через систему высшего образования) с результатами, достигнутыми в ходе гендерного поворота в изучении культуры.
Задача гендерного просвещения заключается не столько в том, чтобы из женщин воспитать феминисток, потому что их таковыми делает сама современная цивилизация (любая женщина, пытаясь реализовать себя как личность, по своей современной социальной роли, получая образование, работая, занимаясь своей карьерой, становится феминисткой, независимо от того, осознает она это, или нет). Основная задача сейчас заключается в том, чтобы воспитывать не феминисток, а феминистов. Сказать про себя: "Я - феминист", - это позиция современного образованного мужчины. Такое утверждение равнозначно следующим: "я - не расист", "я - не националист", "я - гуманист", поскольку феминизм - это проявление гуманизма. Одной из целей гендерного просвещения становится изменение сознания современных мужчин, воспитание феминистов, которые отстаивают и защищают права женщин (своих матерей, сестёр, подруг, жён, дочерей) на самореализацию, поскольку и в современном обществе сохраняется гендерное неравенство.
Социальный статус мужчины по-прежнему выше, чем социальный статус женщины, что по-разному проявляется в различных цивилизациях. Если обратиться к цивилизационным различиям, то самый низкий социальный статус у женщин в исламской цивилизации, что связано с имеющимися у целого ряда мусульманских стран социальными и экономическими проблемами. В Китае, с одной стороны, были социальные и политические изменения, которые предоставили политические права китаянкам, однако, социальное неравенство, бузусловно, осталось. Появляются и новые формы такого неравенства. Известно, что Китай проводит с целью сокращения рождаемости жесткую демографическую политику, вследствие которой не родилось, как считается, более 200 миллионов китайцев. Традиционно для родителей желанным ребёнком является мальчик, а, поскольку современные медицинские средства дают возможность определить пол будущего ребенка, то 70% неродившихся-это девочки. В условиях провозглашённого в стране лозунга "одна семья-один ребёнок" китайская семья предпочитает аборт рождению девочки. В результате, в настоящее время в китайском обществе демографический "перекос" - женихов на десятки миллионов больше, чем невест. Уже сейчас в Китае рождается на 20% больше мальчиков, и каковы будут политические последствия того, что 20% молодых мужчин не найдут себе невест, неизвестно.
Индийцы в XXI веке будут самой многочисленной нацией, т.к. они не борются с демографическим ростом подобно китайцам. Демографы предполагают, что к середине нашего века, будет 1,5 миллиарда индийцев. Известно, что 2/3 всех неграмотных мира - это индийцы, а из каждых ста неграмотных индийцев, 61 человек - это неграмотные женщины. Неграмотность большинства индийских женщин-это специфическое именно для Индии проявление гендерного неравенства.
Если взять Африку, то на этом континенте в целом ряде стран ужасающие бедность и голод, которые, по исследованиям социологов, в первую очередь отражаются на женщинах. Если в семье нет еды, то недоедают в первую очередь дети и женщины. Т.е., по всему миру, который сейчас модернизируются, женщины по-прежнему угнетаемы больше, чем мужчины. Социальное неравенство и несправедливость больше затрагивают женщин.
Если взять политические права, то они равные. Но в равной ли степени представлены мужчины и женщины в законодательных, исполнительных и судебных органах? Нет. В большей степени реализованы политические права женщин в скандинавских странах, где женщины - премьер-министры и президенты, где половину депутатов парламента составляют женщины. Если в советское время была четко задана цифра 30%, под которую подстраивались Советы всех уровней, то сейчас в Государственной Думе женщины составляют только 1/7 от общего количества депутатов, в то время, как по данным ООН, если в парламенте женщин меньше 25%, то не решаются проблемы семьи и детства (примером может служить пособие на ребёнка, которое получают в нашей стране родители: его сумма составляет 2$ в месяц).
Гендерное неравенство проявляется и в экономической сфере. Казалось бы, увенчалась успехом длительная борьба за то, чтобы мужчины и женщины получали равную оплату за равный труд. Но, на самом деле, по России, заработная плата женщины составляет в среднем 2/3 от заработной платы мужчин. Карьера мужчин более успешна, чем карьера женщин. Руководителями всех рангов становятся преимущественно мужчины, женщины же чаще довольствуются ролью исполнительниц. Ещё один интересный факт: женщины традиционно занимаются низкооплачиваемыми профессиями. Происходит их "перетекание" в слабооплачиваемые профессии. Гендерная асимметрия в образовании, например, проявляется в том, что с наиболее престижных факультетов вытесняются девушки-студентки. По мере того, как профессия становится престижной и высокооплачиваемой, мужчины, приходя в эту сферу, вытесняют женщин (примером может быть банковское дело в России постсоветского периода). Женщины достаточно часто остаются незащищенными как работницы.
Гендерное неравенство проявляется и в семье как привычная эксплуатация женщин, так называемая "вторая смена". Приходя с работы, женщина встает к плите, начинает заниматься домашней уборкой. Рабочий день женщины оказывается чрезвычайно растянут, поскольку она работает вторую смену в домашнем хозяйстве.
Поворот в социально-гуманитарном знании привлёк внимание исследователей и к проявлению гендерного неравенства в сфере образования. Психологи и педагоги выяснили, что существуют так называемые "гендерные стереотипы" и "скрытые образовательные программы", которые предлагают разные стратегии гендерного поведения. Так, например, в начальной школе у девочек и у мальчиков успехи по математике одинаковые. Но по мере взросления, где-то в середине школьного обучения побеждает представление о том, что физика, математика - это "мужские дисциплины", а гуманитарные науки для девушек. На самом деле, "скрытые" (т.е. нигде официально не заявленные, но реально существующие) образовательные программы девочек ориентируют на то, что они не должны заниматься такими видами деятельности, которые считаются традиционно мужскими, поэтому в них они снижают свои успехи. В последних классах школы юноши демонстрируют явное превосходство по строго научным, в том числе математическим дисциплинам. В вузах на факультетах, где студенты получают образование в области точных наук, наблюдается заметная гендерная асимметрия (т.е., явное преобладание мужчин). Исследования психологов показали и то, что девушки снижают свои успехи вследствие такой особенности собственного поведения, как "боязнь успеха". Существуют обыденные представления о том, что студента-отличника скорее всего ждет в дальнейшем жизненный успех, в то время как студентка-отличница может столкнуться с проблемами в личной жизни. Женщины нередко опасаются выступать в качестве конкуренток мужчин, предполагая (не без причин), что, становясь конкурентками, они с трудом представляются этим мужчинам в качестве спутниц жизни. Ведь ради своей карьеры девушка должна выбирать мужской вариант поведения (быть целеустремленной, активной), но, развивая в себе эти качества, она одновременно отходит от традиционного гендерного идеала мягкой, пассивной, слабой, подчинённой мужу. Возникает противоречие между различными социальными ролями женщинами, так называемый "ролевой конфликт", который многие девушки решают не в пользу своего личностного развития, а в пользу своей более благополучной семейной жизни. Такая психологическая ситуация описана американскими психологами как "боязнь успеха". Как оказалось, все образование пронизано гендерными стереотипами, которые во многом мешают женщине самореализоваться наравне с мужчиной (5, с. 201-215).