Смекни!
smekni.com

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности (стр. 2 из 5)

Распространение звериного стиля по ввсей территории степей Квразии, безусловно, не могло произойти само собой, без каких-то дополнительных факторов, способствовавших его внедрению, то есть без образования определеного мировоззренческого единства. По мнению А.И. Мартынова и В.П. Алексеева, этому способствовали следующие обстоятельства: "новый тип хозяйства, связанный с внедрением полукочевого и кочевого быта, и вызванная им подвижность населения, развитие в широком масштабе контактов, экономического обмена; общность происхождения других этнгосов-носителей скифо-сибирской общности"[9]. Но, как указывают те же авторы, "при всем сходстве исходных форм в искусстве звериного стиля в каждом конкретном случае выделяются большие регионы развития скифо-сибирского звериного стиля, весьма значчительно различающиеся между собой уву по ведущему образу, так и по художественной манере передачи"[10], что, на взгляд автора данной работы, связано с различными путями развития, ращзличным этническим момтавом и др. Конкретизируя, в искусстве скифо-сибирского мира можно выделить дыв большихз территориальных пласта: скифо-тагарский, в котором ведущим образом был образ летящего оленя со стилизованным гипертрофированным развевающимся рогом (этот тип был распространен на территории степей от Скифии через Северный Кавказ, степи Южной Сибири и Центральной Азии) и территорию савромато-сакского Горного Алтаяна юго-восток, где были распространены сюжеты хищника и борьбы травоядного и хищника.

Сходство по многим факторам позволяет определить некое культурно-бытовое "среднее арифметическое" для всех культур, входящих в скифо-сибирское единство, или набор типов, характерных именно для данного образования, который можно определенным образом систематизировать.

Определение этого общего для скифо-сибирского мира изложено А.И. Мартыновым и В.П. Алексеевым в учебном пособии "История и палеоантропология скифо-сибирского мира".

Категориями, в которых этими авторами выяслено сходство, являются: язык, типы хозяйства, поселений, жилищ, архитектурные каноны. Рассмотрим из подробнее.

По предположению А.И. Мартынова и В.П. Алексеева, язык скифов и других племен скифо-сибирского мира принадлежал к североиранской языковой группе[11].

Среди населения скифо-сибирского мира выявлены следующие типы хозяйства: кочевой -- у скифов-кочевников, царских скифов, савроматов и саков; яйлажный горно-долинный, характерный для районов Алтая, Тувы, Тянь-Шаня, Памира. Основой хозяйства этого типа было скотоводство в высуогорных условиях, сезонные перекочевки из долин в горы и обратно. Третий тип, скотоводческо-земледельческий, оседлый, характерен для тегерской культуры, скифов-пахарей, культур погнраничных лесостепных районов. Основные занятия этих объединений -- пойменное земледелие, пастушеское скотоводство[12].

В культурах скифо-сибирского мира выделяют 3 типа поселений: укепленные поселения -- городища с остатками долговременных жилищ, значительным культурным слоем, долговременные неукрепленные поселки -- более характерный, массовый тип. Такие поселки, как и временные, сезонные жилища пастухов (летники) и поселения горняков, расположены, как правило, рядом с удобными для земледелия пойменными приречными долинами. Отличие летников в том, что культурный слой на их месте практически отсутствует[13].

Основа архитектурных канонов скифо-сибирского мира -- квалратная постройка жилых посмещений и погребальных камер[14]. Несмотря на это, типы жилищ в вышеуказанных культурвх чуть более разнообразны. А.П. Мартыновым и В.П. Алексеевым выделяется 4 их типа: ребленные наземные четырехугольные деоевянные, сложенные из камня и глины или глинобитные, полуземлянки, открытые на скифских поселениях, известные у тагарцев, и юртообразные постройки.

Жилища связаны с хозяйственным комплексом, разщмеры из приближенно равны 14-18 м2, что свидетельствует о том, что люди жили семьями[15].

Кроме вышеуказанных категорий, по котрым можно доказать общность культур скифо-сибирского мира, А.П. Мартынов и В.П. Алексеев выявляют еще сходные общественные структурные категории.

Основу общества скифо-сибирского мира составлял обширный класс рядовых общинников -- основных производитеолей материальных благ и основной силой при выполнении крупных общественных работ.

Противоположное, высокое, социальное положение занимала аристократия. Вряд ли она сформировалась как класс с четко выраженной эксплуататорской направленностью. Ее можно усматривать в присвоении части общинного продукта через поборы (полюдье), эксплуатацию обедневших общинников на общественных работах по возведению погребальных сооружений, направленных на возвеличение роли правителей. Ячно, что эта категория не была единой: здесь и верховные представители знати, и родовая аристократия, и представители лидерствовавших родов и племен. Они были связаны еще со старой родовой и племенной структурой, их гражданское, военное и идеологическое лидерство было обеспечено традицией и новыми преобразованиями формирующейся власти.

Вго всех обществах выделяются воины. В погребениях они прослеживаются по снаряжению, особым зна4кам -- нашивкам на обувь, как. например, у тагарцев.Эта категория ближе всех стояла к аристократии и составляла ее опору.

В связи со специялизацией в сфере ремесленного проихзводства формируется слой ремесленников, связанных, как уже отмечалось, с теми видами работ, которые носили общественный характер и требовали высоких профессиональных навыков.

Также во всех обществах в небольшом количестве зафиксированы рабы. Наличие их отмечается в письменных источниках и погребальных комплексах знати.

Можно выделить также общность скифо-сибирского мира на основе экономики. В этой области базисом циылизации было экстенсивное скотоводство в различных формах в зависимости от конкретных природно-географическитх условий. Подсобную роль играло пойменное орошаемое земледелие, развивавшееся в силу ограниченности территории по экстенсивному пути, широко распространенное ремесленное производство. а том числе и такие отделившиеся и требовавшие высокой специализации сферы деятельности. как горнорудное, металлическте производство, строительное, ирригпционное дело.

По мнению большинства исследователей, образования скифо-сибирской общности стояли на сходных ступенях социального развития. Сходна также была их материальная культура, мировоззрение.

На основе вышеизложенных критериев, по мнению автора данной работы, можно достаточно четко определить степень принадлежности конкретной археологической культуры к скифо-сибирской общности.

Глава 2

История развития саргатской культуры. Образование саргатской общности

"Поселения племен саргатской культуры представлены городищами (Горная Бития, Богдановка, Каргановка, Кушайлы, Карташово и др.) и неукрепленными селищами (Коконовка, Новотроицкое, Пустынное и др.), в ряде случаев имеющими мощный культурный слой. Городища расположены преимущественно на мысах между оврагами, у реки, с напольной стороны защищены одним или несколькими валами и рвами"[16].

"Современные исследования со всей очевидностью показали, что саргатская культурв играла ведущую роль в формировании ситуации начала делезного века от Урала до Барабы. Во всех районах ее распространения памятники характеризуются известным своеобразием, редко выходящим, правда, за рамки довольно устойчивой системы, обозначенной ее основными признаками. Эта система сформировалась к V в. до н.э. в недрах переходного периода, когда трансформировалась база традиций, восходящих еще к эпохе бронзы и формировалась база новых хозяйственных структур и связей"[17] -- пишут М.И. Дэир и Л.Н. Корякова.

Безусловно, саргатская культура как доминирующее образование западносибирской лесостепи сформировалась не сразу. Разаитие и становление ее шло в несколько этапов. Л.Н. Корякова выделяет следующие: "предсаргатский" (VII-VI вв. до н.э.), саргатско-гороховский (V-III вв. до н.э.), саргатский (II в. до н.э. -- II-III вв. н.э.) и позднесаргатский (III-V вв. н.э.)"[18].

Но просто определение хронологических рамок каждого этапа для определения места саргатской культуры в скифо-сибирском культурно-историческом единстве может дать слишком мало полезной информации. Поэтому остановимся на характеристике этих периодов.

"Несомненно, лесостепные племена на ранних этапах своего развития воспринимали многие достижения в военной сфере от южных кочевников. Однако уже во второй половине I тыс. до н.э. саргатцы не только усваивали, но и вносили свой вклад в общий прогресс развития военного дела"[19] -- пишет Л.Н. Корякова. По мнению автора работы, такую схему можно распространить и на остальные достижения степной цивилизации. То есть, на предсаргатском этапе шло восприятие саргатцами культуры степняков, а на последующих этапах начали развиваться партнерские отношения.

"В V-IV вв. до н.э. в этнической истории гороховского и саргатского населения приняли участие отдельные савроматские, раннесарматские и сакские группы населения. Присутствие их документируется появлением в погребальном обряде меловой подсыпки, шатровых перекрытий, использованием при перекрытии могил хвороста, устройством в могильных ямах по периметру или вдоль одной из стенок канавок для размещения в них погребального инвентаря. В самом инвентаре проявлением сако-сарматских элементов можно считать прямоугольные жертвенники на ножках (савроматский тип) и овальные без ножек, краскотерки, характерные для Приаралья и Центрального Казахстана. Под влиянием сармат и саков в культурах лесостепи Западной Сибири распространены аналогичные сакским и сарматским предметы вооружения -- бронзовые и железные наконечники стрел, кинжалы, мечи, детали конского снаряжения и отчасти зеркала и бронзовые котлы казахстанского типа с горизонтальными ручками"[20].