Смекни!
smekni.com

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности (стр. 3 из 5)

Л.Н. Корякова также отмечает, что "на протяжении саргатско-гороховского этапа формирования саргатской культуры (V-IIIвв. до н.э.), особенно в конце III - начале II вв. н.э. идет переходный период от этапа подъема саргатской культуры и формирования на ее основе объединения, охватывавшего практически все районы Тоболо-Иртышской провинции, к этапу стабилизации и расцвета"[21].

"На саргатском этапе все более частыми (особенно в восточных районах) становятся находки вещей алтайского и хуннского происхождения, свидетельствуя о том, что с конца II вв. до н.э. западносибирская лесостепь попадала в поле взаимодействия с хуннами, подчинившими в 203-202 гг. до н.э. племена Саяно-Алтая и Верхнего Енисея"[22].

Хотелось ы подробнее остановиться на понятии сарогатской культурно0исторической общности. По мнению Л.Н. Коряковой, "под саргатской общностью следует понимать всю совокупность культурных образований в пределах Тоболо-Иртышской провинции, рассмотренную в ее историческом аспекте... В составе общности естественно наличие локальных культур и вариантов"[23].

"Саргатская общность возникла как многокомпонентное образование, в котором, очевидно, преобладающим был лесостепной, южно-угорский субстрат, поскольку местная линия развития в лесостепи не прерывалась, и коренной смены населения не происходило. Однако политически доминирующую роль сыграли иранские племена, принесшие в лесостепь навыки подвижного скотоводства и основы своего мировоззрения. Именно данное обстоятельство должно было сказаться на формировании социальных отношений, совпадающих с этническими различиями.

Влияние саргатской культуры распространилось не только на соседние лесостепные племена, но и на те, что жили в районах южной тайги и северной степи.

В состав ее в разное время попадают и самодийские (?) (кулайское), и, возможно, прототюркские (хуннские) элементы. М.Ф. Косарев полагает, что в саргатском населении и на позднем этапе могли находиться угро-тюркские популяции (Косарев, 1991, с. 27-28)"[24].

При столь пестром этническом составе общности неудивительно, что в саргатской культуре не происходит какого-либо упадка. Наоборот, мы можем наблюдать неуклонный рост ее влияния. По мнению Л.Н. Коряковой, "саргатский союз имел достаточно людских и экономических ресурсов для сохранения самостоятельности. Более того, он до определенного момента, видимо, осуществлял контроль над торговыми путями, соединявшими лес и степь"[25].

"Итак, объединившие под своей властью почти всю лесостепь и часть южной ьакги Западной Сибири саргатские племена создали прочное аннепотестарное объединение и взяли в свои руки контроль над караванной торговлей того времени"[26].


Глава 3

Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского мира

Выяснив, что саргатская культура во многом сзодна с образованиями скифо-сибирского мира, поняв весь объем сходства, можно поднять следующий вопрос: а не переняла ли вышеозначенная культура у скифо-сибирской общности все, не оставив ничего своего? На этот вопрос можно ответить только отрицательно.

Во-первых, "своеобразие и целостность саргатской культуры проявились в керамике, которая значительно отличеаеися от большереческой, сакской и савроматско-сарматской своим сугубо лесостепным обликом"[27].

Во-вторых, "саргатская культура и, в особенности, ее западные варианты, отличаюься удивительным постоянством в сохранении северной ориентировки"[28].

В-третьих, "... широкое использование костяных наконечников стрел, представленных у степняков в ограниченном количестве, и в применении, хотя и редком, бронзовых стрел кулайского типа (Абатское), что в свою очередь отражает связи с северными племенами"[29].

Не стоит забывать также о некоторых категориях вещей, ставших признаками саргатской культуры. В качестве примера можно привести "глиняные блюдца-алтарики, найденные в отдельных женских погребениях могильников Марково 1, Абрамово 4, Сопка 2, Преображенка 3 и на поселении Марково 5 (всего 11 экземпляров)"[30].

Но, безусловно, нельзя отрицаит большое влияние на саргатское население культур, входящих в скифо-сибирскую культурно-историческую общность.

На материалах Приишимья -- локального варианта саргатской культуры -- Н.П. Матвеева утверждает, что основные характеристики экономики, домостроительства, погребального обряда, орнаментации все же остаются общими для всей культуры. В Приишимье наюлюдается значительная доля колективных могил, захоронений на древней поверхности, ярусных, под курганной цепочкой, что сближает с Прииртышьем, Барабой (сходный генезис культур на этой территории). Ишимские саргатцы поддерживали контакты с северными соседями -- кашинской культурой.

Но со II-III вв. н.э.на археологическом материале прослеживаются соприкосновения с кулайцами. Появляются параллели в погребальном обряде с сакскими племенами.

В чем же, по мнению Н.П. Матвеевой, причины появления в саргатской культуре схожих черт с культурами скифо-сибирского мира? Их три:

1) сходство с культурами, принадлежащими к скифо-сибирскому миру в силу близости хозяйственно-культурных типов, длительное соседство, в рещультате которого выработались общие черты;

2) культурные признаки саков -- результат инновации (мигранты), периодические проникновения кочевников в степь для выпаса скота;

3) этнические признаки иранской по происхождению знати, закреплявшей и культивировавшей свои старые традиции общественной обособленностьбю.

В конце III- начале II вв. до н.э. наблюдаются заимствования их прохоровской среды в погребальном облряде и инвентарном наборе.

Н.П. Матвеева считает, что это, возможно, являлось результатоим новой волны массовых миграций уочевников в лесостепь.

"Иранское происхождение саргатской знати значительно облегчало торговые контакты, делало возможным брачную дипломатию, военно-политические союзы с близкими по культуре и языку полукочевыми и кочевыми племенами Казахстана и Средней Азии, что отслеживается по археологическим материалам"[31].

На рубеже эр начинается расцвет торговли. С I в. до н.э. отчнтливые хуннские влияния, прямой импорт. Растет число монголоидных расовых типов, деформированных черепов. Проникло гунно-сарматское население под гегемонией этнических гуннов.

Резюме: сначала минрация саков из Приаралья в Зауралье и ишщимскую область, затем -- сложение сочиальной структуры полиэтнической общности, где они главенствовали, по прошествии определенного времени началост активное развитие политических и торговых контактов с "метрополией" и соседними территориями.

"По подсчетам Н.П. Матвеевой, у саргатского населения 235% импорта приходилось на южное направление (Средняя Азия), около 15% -- на восточное (хуннского круга) им приблизительно 10% -- на западное (приуральское)(Матвева, 1995, с. 55-56)"[32].

"В инвентаре связи с югом и юго-западом документируются находками в отдельных погребениях каменных жертвенников на ножках (Богдановка III), имеющими аналогии в савроматских погребениях Новокуманского могильника, и юез ножек -- казахстанского и приаральского типа (Битык Горки, Покровка). Прослеживается также сходство предметов вооруждения, керамики и звериного стиля. Контактами этог времени, надо полагать, обусловлены иранмкие заимствования в угорскихязыках, в частности, название железа (общий корень). Приведенные выше свидетельства контактов населения лесостепи Западной Сибири с югом согласуются с мнением Б. Мункачи, объяснявшего возникновение коневодческого кочевого быта у древних угров их соседством с ираноязычными кочевниками, возможно, саками"[33].

По мнению В.А. Могиольникова, "на юго-западные связи указывает открытие под курганом I группы Богдановка III шитрового перекрытия над погребением, аналогичную таеким же, исследованным в Шмаковских курганах Притоболья и некоторым сарматским курганам, а так же в курганах V-IV вв. до н.э. Кенес в Северном Казахстане. Кроме того, в погребении 12 Богдановка III встречен жертвенник на двух ножках, очень схожий по форме с савроматским жертаенником из Нового Кумака.

К этому комплекту признаков добавляются связи с югом, на что указывают находки каменных курильниц в курганах у |Богдановки, Покровки а так же в грунтовом погребении на Битых Горках, аналогии которым ведут к культурам степей Казахстана.

Данный набор южных элементов в материале саргатской культуры лесостепного Прииртышья, констатирующийся в погребальном обряде и инвентаре, отражает, очевидно, проникновение в лесостепь каких-то групп южного населения, вероятно, сако-сарматской принадлежности.

Причины его продвижения к северу пока трудно установить. Возможно, они связаны с более или менее полным освоением кочевниками удобных пастбищ в степи ипоявившейся потребности в освоении новых земель. Нодо заметить, что в целом в IV-VI вв. до н.э. отмечается усиление активности ираноязычных кочевников степей Евразии во всех направлениях... В большией мере это относится к кочевникам Приуралья, продвигающемуся группами на восток и воздействовавшими частично на саргатскую культуру"[34].