Смекни!
smekni.com

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности (стр. 1 из 5)

Омский Государственный Университет

Кафедра первобытной истории

Курсовая работа на тему:

Место саргатской культуры в системе скифо-сибирской культурно-исторической общности

Выполнила

Руководитель

Омск, 1998

Оглавление:

Введение

Глава 1. Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Глава 2. История развития саргатской культуры. Образование саргатской общности

Глава 3. Контакты саргатской культуры с образованиями скифо-сибирского мира.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В последнее время появилось достаточно много материалов по изучению саргатской культуры. Отношения данной культуры с ее южным соседом -- скифо-сибирской культурно-исторической общностью -- достаточно хорошо изучено такими крупными учёными, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев и многими другими.

Но, к сожалению, мало внимания уделялось динамике развития этих отношений, что является достаточно интересным объектом для изучения, так как могло повлиять на исторические судьбы племен, в эту общность входивших.

Курсовая работа является общим обзором фактов, по которым можно определить степень вхождения саргатской культуры а скифо-сибирскую культурно-историческую общность на разных этапах ее развития.

Целью данной работы является выяснение динамики отношений саргатской культуры и скифо-сибирского мира.

Для достижения данной цели автором работы были поставлены следующие задачи:

1) Краткое изложение истории скифо-сибирского мира в период существования варгатской культуры.

2) Изучение саргатской культуры, сложения и развития саргатской культурно-исторической общности.

3) Изучение связей саргатской культуры с культурами, входившими в скифо-сибирскую общность.

4) Выяснение степени вхождения сагратской культуры в скифо-сибирскую культурно-историческую общность.

Соответственно, каждой задаче соответствует глава работы.

Для написания данной работы были в основном использованы труды таких специалистов по саргатской культуре, как В.А. Могильников, Н.П. Матвеева, Н.В. Полосьмак, А.И. Мартынов, В.П. Алексеев. В ходе ознакомления с данной проблемой были также использованы статьи В.И. Матющенко, Л.И. Погодина, Н.П. Довгалюк, Б.В. Мельникова и других.

В связи с многочисленностью трудов, посвященных данной проблеме, некоторые явления обозначаются несколькими терминами. Во избежание путаницы в терминологии хотелось бы расшифровать некоторые термины:

Общность -- несколько археологических культур, в которых изначально или на определенном этапе развития появляются общие признаки. В нашем случае это формы керамики, оружие, конская сбруя, предметы "звериного стиля", обрад захоронения.

Если термин "общность" применяется относительно материальной культуры определённых образований, то термин "мир" в данной работе применим в контексте выяснения развития отношений между культурами.


Глава 1.

Культурно-исторические образования скифо-сибирского мира

Во второй половине I тыс. до н.э., "как удачно отметил М.Б. Щукин, евразийское пространство было как бы структурировано, образуя систему взаимосвязанных "культурных миров". Он выделяет их 7 --

Л.Н. Корякова высказала мысль о добавлении к этому перечню "следующих образований:

Эти ареалы имели свои центры, и между ними существовали отношения различных уровней". Авторы убеждены, что "к концу I тыс. до н.э. почти не осталось (или осталосьь очень мало) культур, которые развивались изолированно"[1].

Скифо-сибирская общность -- обширнейшее культурно-историческое образование, сложившееся в сер. I тыс. до н.э. в степях Евразии -- издавна притягивала к себе исследователей своим резким отличием от мира, его окружавшего, и неким внутренним сходством. По словам А.И. Мартынова, "Скифо-сибирский мир... выступает перед нами как явление в высшей степени своеобразное и весьма значительное в мировой истории. Фактически мы имеем дело с еще не познанной нами во всём её разнообразии цивилизацей степного пояса Евразии. Основной составной частью этой цивилизации были культурно-исторические цкнности скифов, савроматов, саков, населения долин Горного Алтая, тагарской культуры, горных долин Тувы. На востоке этот мир заканчмвается в Ордосе"[2].

Как пишет А.И. Мартынов, "Скифо-сибирское культурно-историческое единство ака своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце VI - начале V вв. до н.э. и просуществовало в степях Евразии как историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские, савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии, племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, другие жители Монголии и вступившие в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса Евразии, охватывавшем на западе территорию степей Причерноморья, вплоть до Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Мредней Азии"[3].

Традиционно общие черты культур скифо-сибирского мира оценивают по наличию в материальном ее выражении так называемой "скифской триады", состоящей из трех элементов: вооружения, конской сбруи и предметов "звериного стиля". Если рассматривать этот вопрос подробнее, то в "скифскую триаду" входят: "1) вооружение: трёхгранные, трёхлопастные втульчатые наконечники стрел с шипом и без него, коротколезвийные кинжалы с бабочковидным или почковидным перекрестьем и валиковым навершием (классический пример -- скифский меч-акинак); 2) конская сбруя -- бронзовые удила и псалии с определённой формой отверстия для крепления; 3) бронзовые предметы иак называемого звериного стиля (олени с подогнутыми ногами, развевающимся рогом и другие изображения стилизованных животных в определённой канонической манере)"[4].

"Скифская триада" определяет только основные черты в содержании культур скифо-сибирского имра, подобные признаки могуи иметься и у культур, ничего общего с данным образованием не имеющих и к нему не принадлежащих. Но отталкиваясь от триады, можно определить и ещё ряд признаков. К ним можно отнести "общие в ряде случаев приемы устройства погребальных сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде погребения.

Из групп предметов можно указать на конструкимвную и смысловую близость бронзовых солярных бляшек и так называемых "зеркал" и "скифских котлов", значительное сходство некоторых групп керамики, а из орудий труда -- на сходство кельтов, бронзовых серпов азиатских степей"[5].

Сходство на основе совокупности всех этих признаков дает нам возможность определить принадлежность той или иной культуры к скифо-сибирскому культурно-историческому единству.

Безусловно, подобное сходство между культурами не может быть случайным и должно быть обусловлено многими факторами. По мнению А.И. Мартынова, наиболее значимыми были следующие: территориально-географический, этнический факторы и мировоззренческое единство. Автору данной работы также кажется важным наличие транспорта -- лошадей и лёгкх повозок. Рассмотрим эти факторы.

"Территориально-географический: Скифо-сибирское культурно-историческое единство сложилось на территории степей и лесостепей Евразии от Причерноморья и Дунайской равнины на западе до Средней Азии и Забайкалья на востоке. С севера это образование ограничено поясом лесов, с юга -- горами"[6].

В плане хозяйственного развития подобное расположение и контакты с Европой "давало раннее распространение производящей экономики, прежде всего -- раннего скотоводства в сочетании с приречным земледелием.

В степях изменилась по отношению к неолиту направленность экономики и культурных связей (раньше они были связаны с бассейнами рек, теперь идут вдоль степей), т.е. раньше связи распространялись вдоль, теперь -- поперёк.

Этнический фактор. Степной пояс Евразии был зоной традиционного обитания древнего европеоидного населения. При всей сложности и пестроте населения степей в I тыс. до н.э., очевидно, сыграло свою роль преобладание населения индоиранской группы, прежде всего, его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основе, постоянное поддерживание культурных и экономических связей между отдалёнными частями этого единства"[7].

Транспорт. Обширнейшая равнинная территория степей, на которой сложился скифо-сибирский мир, своим размером являлась достаточно серьезным препятствием для контактов между племенами, достаточно отдалёнными друг от друга. Но всвязи с тем, что все племена, в эту общность входящие, занимались в основном кочевым скотоводством, это препятствие постепенно исчезало. При дальних перекочёвках, безусловно, со стадом кочевали и люди. Несмотря на всю обширность степи, она не безгранична, и контакты между кочевниками, сеасала, возможно, случайные, а заием и намареные, были неизбежны. С течением времени контакты усиливались благодаря транспорту -- верховым лошадям и лёгким повозкам. Т.о., возможность относительно быстро передвигаться длостаточно серьёзно повлияла на появление скифо-сибирской общности.

"Мировоззренческое единство: наряду с местными культами... сложились общие, имеющие древнюю подоснову в культах предков, животных, Солнца, растительных сил природы -- древе жизни, а позднее, в VI-III вв. до н.э., культ огня. Они отражали представления о мире, Вселенной, идее борьбы добра и зла, обожествления Солнца и других сил природы, таинства круговорота сил в природе"[8].

По мнению автор работы, искусство также входит в понятие мировоззренческого кдинства. К тому же искусство скифо-сибирского мира и его основа -- звериный стиль -- являлись новообразованием. Важной его особенностью являлись металлические (бронзовые, золотые) или деревянные ищображения животных, сопровождавшие людей, как выясниловь после раскопок курганов пахырыкской культуры, в течение всей жизни людей и изготовлявшихся не только из металла и дерева, как предполагалось раньше, но и из кости, кожи. Изображениями животных была вышита одежда, они же были вытканы на коврах.