Смекни!
smekni.com

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности (стр. 2 из 7)

Поскольку каждый состав преступления представляет со­бой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктри­не.

Объект преступления — авторские и смежные права. Напомним, что к объектам авторских прав относят произве­дения науки, литературы и искусства. К произведениям искус­ства относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора (авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей (артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик», «режис­сер-постановщик», «художник-постановщик» , причем авто­ром по законодательству России может быть только физиче­ское, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и ком­пакт-диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или кабельного вещания (ст. I «Закона»).

Мы отметим два обстоятельства разграничения «автор­ских» и «смежных» прав.

Первое. Субъектом авторских прав является только физи­ческое лицо, именуемое словом «автор».

Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово «автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, органи­зации эфирного или кабельного вещания.

Несмотря на указанные различия «авторских» и «смеж­ных» прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой степени защищает права авторов (авторское пра­во) и права субъектов смежных прав (смежные права). Имен­но поэтому ст. 146 УК РФ и имеет название «Нарушение ав­торских и смежных прав».

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 146 УК РФ, включает и себя:

а) незаконное использование объектов авторских и смеж­ных прав;

б) присвоение авторства;
но в том случае, если:

в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ, зако­нодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от детального либо исчерпывающего перечисления таких спо­собов. Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, не­возможно перечислить все те действия, которые могут так или иначе привести к преступному нарушению авторских и смеж­ных прав. Оценку «незаконного использования объектов ав­торских (смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт причинения «крупного ущерба» — производит дознава­тель и (или) следователь, а затем и суд.

В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дозна­ние) обязано доказать, помимо события преступления, ви­новности обвиняемого и мотивов совершенного им преступ­ления, также и другие обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности, включая и обстоятельства, ха­рактеризующие его личность, в том числе характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие преступлению.

Уяснение всех указанных выше об­стоятельств входит в уголовно-правовую характеристику дан­ного преступного деяния. Кроме того, дознаватель, следова­тель и прокурор, осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех элементов состава преступления и, в осо­бенности, его объекта и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в расследовании данного вида пре­ступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны: «неза­конное использование объектов авторских и смежных прав».

Под незаконным использованием объектов авторского, права понимается их использование без согласия автора: опубликование, воспроизведение и распространение произве­дения; «переработка», внесение каких-либо изменений в само произведение, в его название или обозначение имени автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями или пояснениями; использование произведения автора другими лицами, включая перевод на другой язык; принудительное соавторство. Это также и незаконное распро­странение чужого произведения, как-то: реализация, публич­ное исполнение, представление, причем вопреки воле автора.

Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило, не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ро­лей в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др. (ви­деоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское вознаграждение по соответствующему авторскому договору, передав на определенное время свои исключительные ав­торские права видеокомпаниям, а последние передают права на распространение своим полномочным представителям, на­пример, таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО «Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим. Указанные общества либо организации (предприятия), охватываемые единым понятием «юри­дические лица» именуются правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов, видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных выше обстоятельствах, исходя только из условий текста ав­торского договора. Так, например, согласно авторскому дого­вору, автор (авторы) передал исключительные права на изго­товление и тиражирование видеопроизведений на условиях получения авторского вознаграждения за каждый единичный случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится, естественно, и правообладателю.

В данном конкретном случае, с учетом специфики созда­ния видеопроизведений, под незаконным использованием объ­ектов авторского права понимается незаконное использова­ние физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического лица, права на изготовление, тиражирование и распространение той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции, принадлежащей конкретному правооблада­телю.

Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а равно то и другое действие одновременно без соответствую­щей лицензии либо без особой доверенности правообладателя означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав», из­ложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или юриди­ческое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторских и смежных правах», является нарушителем ав­торских и смежных прав.

Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирую­щее) и (или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи» (копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо правообладателя, выпускает «контра­фактную продукцию». «Закон» (ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия «контрафактная продукция», а лишь ука­зывает, что контрафактными являются экземпляры произве­дения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).

Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлени­ем» понимается изготовление с помощью имеющейся записи «контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров (ко­пий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon — фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственно­сти, и в правоприменительной практике России употребляется, как «нарушающий авторские или смежные права». В последнее время под термином «контрафактный» подразуме­вают «пиратский», как производное от английского неологиз­ма «piracu» — также нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон» употреб­ляет слово «контрафактный» лишь по отношению к экземпля­рам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм (аудио­кассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных пе­редач. Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе» находит несколько суженное применение2 .

И последнее о «контрафактности» произведений и фоно­грамм. Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть не обязательно изготовлена в России. Так, со­гласно п. 4 ст. 48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и фонограмм признаются:

* импортируемые и Россию без согласия обладателей ав­торских и смежных прав из другого государства, но в том случае, если;

* они в соответствующей зарубежной стране «никогда не охранялись или перестали охраняться». Последнее вы­ражение следует понимать так, что произведения (фоно­граммы) являются общественным достоянием, а их
импорт в Россию осуществлен без согласия правообла­дателя. Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч. 2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной сто­роны диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ.

Рассмотрим незаконное использование объектов смеж­ных прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам. Как мы отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты: аудиокассеты и компакт-диски. Напом­ним, что «Закон» подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и «производителем» фонограммы. Испол­нитель — всегда физическое лицо, тогда как производителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право на распространение воспроизведенной записи.