Смекни!
smekni.com

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности (стр. 5 из 7)

Местом совершения преступления может быть не только подпольный «цех» по тиражированию (изготовлению) кон­трафактной продукции, ее складированию, но и так называе­мые «точки» по реализации «пиратской» продукции. Этими «точками» могут быть различные ларьки, киоски, отдельные арендованные места в самых раз­ных магазинах, универмагах, на рынках, в местах большого скопления народа: возле станций метро, около магазинов, рынков и т.д.

Способы совершения данного конкретного преступления не имеют много разновидностей. Так, нарушитель авторских (смежных) прав может:

а) сам изготавливать (тиражировать) контрафактные

про­изведения;

б) и (или) сам реализовывать их;

С другой стороны, преступник может:

* только реализовывать контрафактную продукцию, кото­рую он приобрел у других лиц.

Следует считать, что оконченный состав преступления по ч. I ст. 146 УК будет и в том случае, если нарушитель, только изготавливает (тиражирует) контрафактные произведения, получая за это определенное вознаграждение от реализатора. Забегая чуть вперед, отметим, что лицо, тиражирующее кон­трафактную видеопродукцию (подделывающее упаковку кас­сет и компакт-дисков и т.д.), осознает, что оно совершает подделку лицензионной продукции и сознательно допускает тот факт, что его действия являются не только противоправ­ными, но и уголовно наказуемыми. Такое лицо является «со­исполнителем» (п. 2 ст. 33 УК РФ) и несет ответственность по ч. I ст. 146 либо по ч. 2 ст. 146 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ (ч. 2 ст. 34 УК РФ). Однако при этом следствием должен быть доказан факт причинения крупного ущерба.

В том случае, если преступники только изготовили кон­трафактную продукцию, например, 1000 шт. видеокассет, т.е. имели намерения причинить крупный ущерб, но не успели их продать по причинам, от них не зависящим, то содеянное надлежит квалифицировать, как покушение на преступление: совокупность ст. 30 ч. 3 и соответствующей части ст. 146 УК РФ.

Следственной практике известны случаи, когда преступни­ки сами не изготавливают (не тиражируют) контрафактную продукцию, а только сбывают се. В этом случае факт сбыта, т.е. реализация продукции, охватывается диспозицией состава ч. 1 ст. 146 УК РФ, опять-таки при условии причинения авто­ру либо правообладателю крупного ущерба.

Иногда преступные элементы получают заранее изготов­ленную контрафактную продукцию из-за рубежа (контра­бандным путем), реализовывая ее при этом на территории России. В данном варианте они являются либо соисполните­лями состава ст. 188 УК РФ «Контрабанда», либо пособника­ми и контрабанде и одновременно нарушителями авторских (смежных) прав. При этом, конечно, причинение ущерба должно быть крупным.

Надо иметь в виду, что уголовная ответственность за на­рушение авторских и смежных прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.

Еще раз подчеркнем, что состав преступления (ч. 1 ст. 146 УК) имеет материальный характер, а значит причинение крупного ущерба — обязательный признак данного противо­правного деяния. Сам же факт нарушения авторских (смеж­ных) прав не образует оконченного состава преступления.

Рассмотрим другие виды соучастия. Согласно ст. 32 УК РФ, соучастием в преступлении признается умышленное со­вместное участие двух или более лиц в совершении умыш­ленного преступления.

Расследуя уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 146 УК ли­бо по признакам ч. 2 ст. 146 УК, следователь (дознаватель) столкнется с массой трудностей, определяя, кто из соучастни­ков может быть «исполнителем» или «соисполнителем», дей­ствия каких лиц из числа соучастников могут быть квалифицированы, как действия «подстрекателей» и «пособников». И вот но каким причинам.

Лицо, организовавшее совершение преступления по при­знакам ст. 146 УК РФ (ч. I и ч. 2) или руководившее его ис­полнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, считается организатором (п. 3 ст. 33 УК РФ).

Применительно к расследованию состава ч. II ст. 146 УК РФ, роль организатора не требует углубленного анализа. Так, организатор, являющийся почти во всех случаях и инициато­ром преступления, действуя с прямым умыслом, не может вести преступный бизнес, да к тому же с размахом, без соот­ветствующих соучастников. Изготовление контрафактных ви­део- и аудиопроизведений требует для него, например:

а) наличия лже-операторов, которые осуществляют ти­ражирование того или иного произведения посредством перезаписи произведения с лицензионной кассеты в копию;

б) наличия экспедиторов-снабженцев, которые закупают чистые видео-, аудиокассеты (компакт-диски) для последующего изготовления контрафактных произведе­ний;

в) наличия кассиров-водителей. Они развозят контра­фактные кассеты по торговым точкам, собирают де­нежную выручку, меняют указанные кассеты, ведут учет-движение кассет как товарно-материальных цен­ностей;

г) существования такой фигуры, как директор целого ряда
торговых точек, именуемый в жаргоне «директор кус­та»;

д) бухгалтера целого ряда торговых точек, именуемого условно «бухгалтер куста»;

е) в ряде случаев (в зависимости от умысла) соучастниками могут быть продавцы торговых точек, а также глав­ный бухгалтер и заместители руководителя, как прави­ло, организатора.

Нет нужды описывать кто, когда, где из соучастников и при каких обстоятельствах может стать исполнителем, соис­полнителем, подстрекателем и (или) пособником. Соучастие в преступлении регулируется главой 7 УК РФ «Соучастие в преступлении» (ст. 32-36 УК РФ). В каждом конкретном случае, с учетом индивидуальных особенностей расследуемого уголовного дела, следователь (дознаватель) самостоятельно определяет роль и участие того или иного соучастника (пре­ступника) в совершении преступления, что и отражает в обви­нительном заключении.

С объективной стороны данное преступление характери­зуется умыслом. Виновный осознает, что он незаконно ис­пользует объекты авторского права или смежных прав либо присваивает авторство, он предвидит возможность причине­ния крупного ущерба и желает или допускает эти последст­вия. Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны. Ими может быть тщеславие, корысть, зависть, ненависть и т.д.

Субъектом преступления может быть частное лицо, дос­тигшее 16-летнего возраста. Должностные лица, нарушившие авторские права граждан из корыстной или иной личной заин­тересованности, должны отвечать за злоупотребление долж­ностными полномочиями (ст. 285 УК) либо по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями7 .

7.Уголовно-правовая характеристика

диспозиций ч. II ст. 146 УК РФ

Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 146 УК РФ явля­ется то же противоправное деяние, которое указано в ч. 1 ст. 146 УК, но совершенное:

а) неоднократно;

б) либо группой лиц по предварительному сговору;

в) или организованной группой.

Неоднократность преступлений сформулирована в п. 1 ст. 16 УК РФ. Так, неоднократностью преступлений призна­ется совершение двух или более преступлений, предусмотрен­ных одной статьей или частью статьи Уголовного кодекса. В то же время, совершение двух или более преступлений, преду­смотренных различными статьями УК РФ, могут призна­ваться неоднократными только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ.

Неоднократностью преступлений признается совершение двух и более преступлений, за которые лицо еще не подверга­лось осуждению либо ранее уже осуждалось, но при этом су­димость не была снята или погашена (ч. 2 ст. 16 УК).

Уголовно-правовая доктрина рассматривает неоднократ­ность преступлений как своеобразную структуру, состоящую из:

* тождественных (неоднократных) преступлений;

* однородных (неоднократных) преступлений8 .


Тождественными преступлениями являются такие, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей или частью статьи УК (см. ч. 1 ст. 16 УК). Эти преступления совпадают по своим объективным и субъективным признакам. Второе и последующие преступления, образую­щие понятие неоднократности, представляют повышенную опасность, так как могут причинить значительный вред боль­шому количеству потерпевших. Учитывая эти обстоятельства, законодатель относит неоднократность к квалифицирующим признакам многих преступлений (см., например, гл. 21 УК РФ, ч. 2 ст. 146 УК РФ).

Однородные преступления — это те преступления, кото­рые посягают на одинаковые или сходные непосредственные объекты и совершаются с одинаковой формой вины и по |сходным мотивам с прямым умыслом из корыстных побуждений. Например, кража, грабеж, разбой, мошенничество, на­правленные на завладение чужим имуществом9.

Преступление не признается неоднократным:

* если за ранее совершенное преступление лицо было ос­вобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), примирением с потерпев­шим (ст. 76), изменением обстановки (ст. 77);

* если судимость за ранее совершенное лицом преступле­ние была погашена или снята.

без предварительного сговора является наиме­нее опасной и малораспространенной формой соучастия.

При совершении преступления в форме соучастия без предварительного сговора и качестве группового следует при­знать только преступление, совершенное соисполнителями (простое соучастие), хотя между ними и может быть разделе­ние ролей (п. 1 ст. 35 УК РФ).