Смекни!
smekni.com

Нотный набор и верстка (стр. 2 из 6)

В этом же режиме keypad предоставляет возможность установить ноту с двумя и тремя точками. Две точки добавляются к ноте нажатием клавиши 2, а три точки — клавишей 3. Иногда следует нажать клавишу Enter (цифровой клавиатуры), которая всегда означает «редактировать текущую ноту». Чтобы ввести целотакто-вую паузу, используйте в этом же режиме клавишу 0.

Теперь несколько слов о вводе триолей и других нерегулярных групп. Самый удобный способ ввода триоли заключается в следующем. Вы вводите первую ноту, нажимаете Ctrl-З — нота преобразуется в триольную, а затем введите остальные ноты триоли. Точно так же можно вводить другие группы нот: Ctrl-2 используется для создания дуоли (2 ноты вместо 3), Ctrl-4 — квартоли (4 вместо 6), Ctrl-5 — квинтоли (5 вместо 4) и т д. Если же требуется ввести более непривычную группу нот (например, 5 вместо 3 или 11 вместо 8), придется воспользоваться обычным способом создания нерегулярной группы. Как всегда введите первую ноту группы. Затем нажмите правую кнопку мыши на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт Tuplet. Откроется окно создания нерегулярной группы (рис. 9.11).

Здесь в верхнем числовом поле задайте количество нот нерегулярной группы. Также можно указать полностью, сколько нот будет содержать нерегулярная группа. Например, если в ней будет 13 нот вместо 7, следует написать 13:7. Далее, на панели Format укажите, в каком формате следует обозначить нерегулярную группу в нотном тексте. Пункт Number означает, что следует указать только количество нот (например, 3 для триоли), пункт Ratio — полный формат (например, 3:2), пункт Ratio+note — то же с обозначением длительности, и пункт None — обозначение отсутствует. Кроме того, с помощью переключателя Bracket можно разрешить отображение скобки.

После этого следует нажать кнопку ОК. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните на первой ноте будущей нерегулярной группы, и затем вводите следующие ноты группы.

Обратите внимание, что при вводе таких групп длительности внутри них определяются первой введенной нотой. А как быть, если необходимо ввести что-нибудь вроде того, что изображено на рисунке? Мы-то понимаем, что квинтоль здесь восьмушечная, но ведь первая нота — четверть!

В таких случаях приходится идти на хитрость: введите сначала первую ноту как восьмушку, нажмите Ctrl-5, а затем снова выделите первую ноту и нажмите на цифровой клавиатуре (в основном режиме) клавишу 4 для выбора четвертной ноты и клавишу Enter для применения редакции к текущей ноте. Теперь спокойно доизберите квинтоль.

На одном нотоносце можно вводить до четырех независимых голосов. Для переключения между голосами используют кнопки с цифрами 1,2,3 и 4 в верхнем ряду окна keypad или сочетания Alt-1, Alt-2, Alt-3 и Alt-4. Чтобы не перепутать, какой голос вводится в данный момент, в каждом голосе указатель мыши выделяется своим цветом (упомянутый ранее синий цвет на самом деле актуален только для первого голоса) Соответствующими цветами выделяются и объекты в каждом голосе.

Программа Sibelius сама заботится о развороте штилей в нужную сторону, однако в некоторых случаях может потребоваться самому управлять этим процессом Чтобы перевернуть штиль выделенной ноты, воспользуйтесь клавишей X — она переворачивает любой объект, который способен переворачиваться Можно также нажать клавишу F10 и затем клавишу «.» на цифровой клавиатуре.

Иногда возникает необходимость выделить все верхние или все нижние ноты аккордов на некотором отрезке. Для этого в программе Sibelius есть удобное средство. Выделите сначала нужный отрезок (щелчком на первой ноте и, удерживая клавишу Shift, на последней), а затем нажмите Ctrl-Alt-1 для выделения всех верхних нот, или Ctrl-Alt-2 для выделения всех вторых сверху нот, или Ctrl-Alt-З для выделения всех третьих сверху нот, или, наконец, Ctrl-Alt-B для выделения всех нижних нот.

Ну, а что делать, спросите вы, если желательно набрать нотный текст, не используя МИДИ-клавиатуру? В этом случае можно использовать клавиши обычной компьютерной клавиатуры Клавиша С означает ноту «до», клавиша D — «ре», клавиша Е — «ми», F — «фа», G — «соль», А — «ля» и В — «си». Правда, здесь мы не имеем возможности заранее указать, в какой октаве вводить нажатую ноту. Поэтому, если нота ввелась не в той октаве, после ее ввода нажмите сочетание Ctrl-стрелка вверх/вниз, чтобы переместить ноту в нужную октаву. Следующая нота будет введена в той октаве, в которую переместили предыдущую. Кроме того, можно вводить ноты, просто щелкая мышью в нужных местах экрана, когда указатель мыши выделен цветом. Но это не самый удобный способ.

Настройка нотоносцев (инструментов)

Мы рассказали о вводе самих нот, однако ничего не сказали о создании нотоносцев для них Сейчас мы восполним этот пробел В программе Sibelius при создании нотоносцев используются понятия «инструментов», чтобы облегчить работу по выделению партий из партитуры (ведь у некоторых инструментов в партии бывает по два нотоносца или более, а у иных — по одному).

Давайте рассмотрим процесс создания нотоносцев. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте партитуры и выберите в контекстном меню пункт Instruments. Откроется окно создания инструмента (рис. 9.12). В нем можно выбрать в списке Section группу, содержащую инструмент, для которого создается нотоносец.

При этом в списке Available появятся названия инструментов данной группы. Из этого списка можно выбрать один или несколько инструментов (при выборе нескольких инструментов удерживайте клавишу Ctrl) и нажать кнопку Add, чтобы добавить выбранные инструменты в список Instrumentstocreate. После нажатия кнопки Create нотоносцы будут созданы именно для инструментов, находящихся в этом списке. В раскрывающемся списке Playusingthisequipment можно выбрать MIDI-выход, на который следует направлять создаваемые инструменты для прослушивания (об этом речь еще пойдет ниже). Если установить флажок Createinnormalorder, инструменты сами расположатся в том порядке, в каком их принято располагать в партитуре. В противном случае они расположатся в порядке создания.

После того как все готово, нажмите кнопку Create - нотоносцы будут отображены для всех выбранных инструментов.

Можно также создать просто нотоносец, выбрав в группе Keyboards инструменты treblestaff или bassstaff и затем вручную изменив их параметры. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на нотоносце и выберите в контекстном меню пункт Properties. Откроется окно свойств нотоносца (рис. 9.13). Здесь можно изменить тип нотоносца, выбрав его в раскрывающемся списке StaffType. Если ни один из типов не подходит, далее мы расскажем, как создать собственный тип. Переключатель Smallstaff делает нотоносец уменьшенным. Наконец, для настройки свойств инструмента можно нажать кнопку Instrument.

Здесь в поля FullName и ShortName вводят полное и сокращенное обозначение инструмента (сокращенное будет использоваться на всех системах, кроме первой). Кроме того, на панели PitchRange можно ввести диапазон инструмента. Это делается для предупреждения случайного ввода нот, лежащих за границей диапазона инструмента, — такие ноты программа ввести позволит, но выделит красным цветом.

Если же инструмент, создаваемый вручную, должен быть транспонирующим, введите этот параметр следующим образом. Щелкните в пустом месте партитуры правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт TranspositionChange. Откроется окно ввода транспозиции (рис. 9.14). Здесь можно ввести транспозицию инструмента, причем самым что ни на есть «описательным» способом: «если записано среднее «до», то звучит...» Вот вам и нужно выбрать ноту, которая при этом звучит. В верхнем раскрывающемся списке выберите ноту, а в нижнем — октаву.

Затем нажмите кнопку ОК. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните в начале нотоносца — и к нему применится транспозиция. Для переключения из обычного режима в режим записи всех инструментов по звучанию (на реальной высоте) и обратно, используйте комбинацию Ctrl-Shift-T или кнопку Transp на панели инструментов.

Такую вставку транспозиции можно производить не только в начало, но и в середину партитуры. Это бывает полезно, например, если у одного исполнителя используется два инструмента в разных строях (например, вставить Transpositionchange полезно, если в партии валторны стоит надпись типа «corno (F) mutaincorno (Es)»).

А теперь несколько слов о том, как создать тип нотоносца. Щелкните правой кнопкой на пустом месте и выберите в контекстном меню пункт StaffTypeChange. Откроется окно StaffType, в котором перечислены все типы нотоносцев, с которыми мы познакомились. Но здесь имеются такие важные кнопки, как Modify (изменить тип нотоносца) и New (создать новый тип) При нажатии этих кнопок открывается окно (рис. 9.15), в котором можно ввести параметры нотоносца. Если нотоносец имеет тип Pitched, то есть предназначен для записи обычных нот, нужно ввести только параметры внешнего вида. Если же нотоносец имеет тип Tablature (табулатура) или Drumset (набор ударных), то в окне появляется вторая вкладка, на которой следует указать, какому звуку соответствует какое обозначение. После того как тип нотоносца создан, его можно тут же выбрать и применить к существующему нотоносцу с любого места (не обязательно с начала).

Прослушивание и проверка текста

Для оценки правильности введенного нотного текста в программе Sibelius предусмотрена возможность его прослушивания, выделите ноту, с которой хотели бы начать прослушивание, и нажмите клавишу Р (или кнопку Play на инструментальной панели). Программа воспроизведет написанное по MIDI.

Создавая инструменты, программа Sibelius автоматически выбирает номера тембров в соответствии со стандартом GeneralMIDI (например, фортепиано — 1, скрипка — 41 и т д.). Если есть необходимость, эти номера и еще некоторые параметры можно изменить. Для этого нажмите клавишу I — откроется окно параметров инструментов (рис. 9.16).