Смекни!
smekni.com

Нотный набор и верстка (стр. 3 из 6)

Это окно организовано в виде таблицы. В левом столбце, Staff, отображен список нотоносцев партитуры. Для каждого из них можно настроить параметры в остальных столбцах:

• Sound — раскрывающийся список выбора инструментов из набора GeneralMIDI;

• Mute —если в этом столбце расположен закрашенный круг, воспроизведение идет в нормальном режиме, если наполовину закрашенный — с половинной громкостью и если пустой — содержимое нотоносца не воспроизводиться ;

• Balance — относительная громкость инструментов;

• Pan — расположение в пространстве (значение -127 означает крайнее левое положение, 127 — крайнее правое);

• Distance — уровень реверберации (передается по MIDI, чтобы слышать этот эффект, необходимо прослушивать или через управляемый по MIDI блок эффектов, или на XG-совместимом устройстве);

• Bank — номер банка;

• Program — номер программы (инструмента) в банке;

• Channel — MIDI-канал;

• Equipment — выходное MIDI-устройство.

Таким образом, можно вручную выбрать номер банка и программы, если планируется воспроизвести партитуру не на GМ-устройстве.

Для регулирования темпа воспроизведения воспользуйтесь регулятором, который появляется в панели инструментов в режиме воспроизведения (рис 9.17).

Впрочем, если в партитуре присутствуют обозначения метронома, то программа их воспримет и будет в соответствии с ними менять темп. Чтобы поставить метрономическое обозначение, нажмите Ctrl-M Указатель мыши выделится цветом. По щелчку в нужном такте откроется текстовое поле ввода. Введите туда обозначение, аналогичное представленному на рисунке При этом для ввода нотных длительностей используйте сочетание Ctrl с клавишей цифровой клавиатуры (как в окне keypad 4 — четвертная нота, 3 — восьмушка и т. д.).

Метрономические обозначения будут восприняты и в том случае, если их включить, например, в темповое указание. Для добавления темпового указания, вообще говоря, следует, щелкнув правой кнопкой мыши на пустом месте, выбрать в контекстном меню пункт Text и далее Tempo Указатель мыши выделится, после чего следует щелкнуть в нужном такте. Откроется текстовое поле ввода, куда можно ввести обозначение темпа (например, Allegro, Andante и т. д.).

Если же в это поле в том же формате, как выше, включить обозначение метронома, оно тоже будет воспринято при воспроизведении. Кстати, можно ставить такие обозначения только для прослушивания, если не хотите их печатать. Для этого просто поставьте перед ними знак ~ (тильда), а перед печатью нажмите комбинацию Ctrl-H. Затем в открывшемся окне выберите вкладку Text и снимите флажок Showtextaftertilde. Вообще говоря, обратите внимание на это окно настроек (HouseStyle). В нем по своему усмотрению можно настроить кучу параметров отображения и печати.

Что касается воспроизведения, то программа Sibelius может выполнить большое число указаний. Она «понимает» динамические оттенки, «вилки» crescendo/ decrescendo, точки стаккато, акценты и другую артикуляцию, лиги, может менять тембр, встретив указания pizzicatoи arco, исполняет ферматы, трели, обозначения вроде «Menomosso» и многое другое. И все же помните, что совершенного исполнения от программы нотного набора ожидать не стоит.

Разработчики программы постарались предоставить возможность избежать излишней механистичности исполнения. Попробуйте прослушать партитуру, выбирая различную степень выразительности. Для этого в меню Play/Flexi-time выберите пункт Espressivo и далее отметьте один из подпунктов. Также можно воспользоваться пунктом Swing из того же меню для исполнения со свингом (сдвига вправо каждой слабой доли).

Копирование, добавление и удаление материала

Если в партитуре встречаются одинаковые или похожие такты или фрагменты, можно не вводить много раз одно и то же, а скопировать введенный один раз материал. Для этого выделите нужный фрагмент как пассаж и нажмите комбинацию Ctrl-С для копирования в буфер. Чтобы вставить в нужное место находящийся в буфере материал, нажмите комбинацию Ctrl -V. Указатель мыши будет выделен цветом. Щелкните непосредственно на той доле, начиная с которой требуется разместить материал, и он добавится на это место.

Если, выделив пассаж, нажать комбинацию Ctrl-X, он будет не скопирован, а перенесен в буфер, а если нажать клавишу Delete — просто удален. При этом количество тактов не изменится, просто из выделенных тактов удалятся ноты.

Если же необходимо удалить такт (или несколько) как структурную единицу, сделайте следующее. Удерживая клавишу Ctrl, щелкните на нужном такте. Он будет выделен двойным прямоугольником (рис. 9.18). Если необходимо выделить несколько тактов, сначала выделите указанным способом первый из них, а затем, удерживая клавишу Shift, щелкните на последнем из выделяемых тактов. Теперь можно нажать клавишу Delete. Такты удалятся, а не просто очистятся.

При вводе нот в пошаговом режиме или реальном времени новые такты автоматически добавляются в конце. Однако иногда возникает необходимость добавить такты вручную. Для этого есть следующие способы:

• Нажмите комбинацию Ctrl-В для добавления такта в конец партитуры;

• Нажмите комбинацию Ctrl-Shift-B для добавления такта в любое место партитуры. Указатель мыши выделится цветом. Щелкните на такте, перед которым следует вставить новый такт;

• Нажмите комбинацию Shift-Alt-В для добавления любого количества тактов. Откроется окно (рис. 9.19.), в котором можно ввести количество добавляемых тактов, а также задать их величину (переключатель Sameastimesignature означает, что эти такты будут иметь тот же музыкальный размер, что и следующий за ними, а переключатель irregular позволяет ввести «затактные» такты).

И напоследок еще один очень удобный способ копирования любого материала в программе Sibelius (правда, обычно он применяется для копирования динамических оттенков и прочих указаний, но применим к любому материалу вообще). Если выделить какой-либо фрагмент, а затем, удерживая клавишу Alt, щелкнуть на любом другом месте партитуры, выделенный материал скопируется в указанное место. Это, пожалуй, самый быстрый и гибкий способ копирования в программе.

Расстановка динамических оттенков и указаний

А теперь посмотрим, как расставить в партитуре обозначения динамических оттенков и различных исполнительских указаний.

Чтобы ввести динамическое обозначение, нажмите сочетание Ctrl-E и затем щелкните в нужном месте нужного такта на нужном нотоносце. Под нотоносцем откроется текстовое поле ввода. Сюда можно ввести любое обозначение, например, rubato, diminuendo, espressivoи т. д. Обратите внимание, что по умолчанию программа ставит такие обозначения под нотоносцем (печатаются они обычно курсивом). Для ввода символа forte нажмите комбинацию —Ctrl-F, символа piano — Ctrl-P. Для ввода обозначений используйте также клавишу Ctrl в сочетании с буквами S, Z, М и R.

Для выбора в поле ввода нужного символа или слова из библиотеки (рис. 9.20) нажмите правую кнопку мыши.

После ввода указания щелкните мышью в любом месте экрана. Если вы недовольны его местоположением, перетащите мышью обозначение на любое другое место. Можно также выделить его щелчком мыши и перемещать с помощью клавиш-стрелок. При этом следует удерживать клавишу Ctrl, чтобы обозначение передвигалось с большим шагом.

Если необходимо ввести техническое указание (вроде pizz., collegnoи т. д.) нажмите комбинацию Ctrl-T (такие обозначения следует располагать над нотоносцем и отображать прямым шрифтом, что программа и делает). В остальном ввод обозначений ничем не отличается от описанного выше. Правда, в «библиотеке» при нажатии правой кнопки мыши будет отображен набор совсем других обозначений.

При расстановке и перетаскивании обозначений будьте внимательны, если планируется выделить партии из партитуры. Необходимо проследить, чтобы каждое указание было прикреплено именно к тому нотоносцу, к которому оно относится. При плотном расположении нотоносцев и наличии нот на добавочных линейках можно случайно не заметить и прикрепить указание не к тому нотоносцу.

Обратите внимание, что для контроля при выделении текстового обозначения появляется тонкая пунктирная линия, показывающая, к какому нотоносцу (и какому его месту) прикреплено данное указание. Если линия не отображается, установите флажок Attachment в меню View.

Расстановка артикуляционных обозначений

Чтобы поставить артикуляционное обозначение, в программе Sibelius достаточно выделить нужную ноту или группу нот и нажать соответствующую клавишу на цифровой клавиатуре. Вы, вероятно, уже заметили, что три наиболее распространенных артикуляционных обозначения здесь вынесены в основной режим keypad Так, нажатие клавиши / добавляет к выделенной ноте акцент, нажатие клавиши * добавляет точку стаккато, а нажатие клавиши - — «черточку» marcato.

Можно одновременно добавить несколько обозначений, при этом они автоматически сместятся, чтобы не накладываться друг на друга.

При вводе нот вместе с длительностью можно выделить и артикуляционное обозначение, и тогда все введенные ноты будут вводиться вместе с этими обозначениями.

Чтобы перевести окно keypad в режим дополнительных артикуляционных обозначений, нажмите клавишу F11. Окно keypad примет вид, показанный на рисунке. Как видите, здесь есть еще некоторые артикуляционные обозначения, скрипичные штрихи, а также три вида фермат

Если требуется ввести что-нибудь еще, просто нажмите клавишу Z — откроется окно выбора символа, содержащее множество музыкальных символов и обозначений (рис. 9.21).

В нем можно выбрать любой символ, а переключателем Size определить, какого он будет размера: Normal — обычного, Cue — уменьшенного, Grace — маленького (как форшлаг), CueGrace — миниатюрного. После этого нажмите кнопку ОК. На экране появится символ, и его можно будет перетаскивать мышью или клавишами-стрелками так же, как и текстовые обозначения.

Ввод подстрочного текста

При наборе вокальной музыки для пения со словами (рис. 9.22) понадобится вводить подстрочный текст. Для этого нажмите комбинацию клавиш Ctrl-L. Указатель мыши выделится цветом. Щелкните на той ноте, под которой должен быть первый слог. Под ней откроется поле ввода. Введите туда слог или односложное слово.