Смекни!
smekni.com

Нотный набор и верстка (стр. 5 из 6)

Если, выделив нужные ноты, выбрать в меню Notes пункт Noteheads, нотные головки можно будет выбирать из таблицы, расположенной в окне выбора нотной головки (рис. 9.29). Здесь отображаются все доступные наборы нотных головок. Кстати, номера около наборов соответствуют тем числовым клавишам на клавиатуре, которые надо нажимать для выбора нужной головки.

В каждом наборе имеется четыре головки (для четвертной и более мелких нот, для половинных нот, для целых нот и для брэвиса). Выбрав нужный набор, нажмите кнопку Apply.

Кроме того, в этом окне можно нажать кнопку Modify для изменения существующего набора нотных головок или кнопку New для создания нового набора. При этом открывается специальное окно (рис. 9.30). В нем можно выбрать одну из нотных головок и нажать кнопку ChangeSymbol для выбора нового вида нотной головки.

Ностройка расстояний между системами и нотоносцами, форматирование страниц

В программе Sibelius изменение расстояний между нотоносцами на одной системе производится графически. Чтобы изменить расстояние между двумя нотоносцами, нажмите кнопку мыши на нижнем из них (только не попадите на ноту или какой-нибудь другой элемент) и потяните вниз для увеличения расстояния или вверх для его уменьшения.

В принципе неважно, в каком именно такте это сделано, однако запомните, что изменение расстояния связано внутри программы именно с тактом. Если, например, на системе было три такта и мы изменили расстояние между нотоносцами, «потянув» мышью в третьем из них, а третий такт впоследствии переместился на следующую систему (вследствие изменений внутри тактов), то на этой системе расстояние между нотоносцами вернется к первоначальному. Так что если вы, например, раздвигаете нотоносцы для того, чтобы между ними уместились все дополнительные обозначения, делайте это именно в том такте, в котором имеются эти обозначения.

Расстояния между системами, если их на одной странице несколько, изменяются таким же образом —перетаскиванием мышью верхнего нотоносца нижней системы.

В некоторых случаях можно заметить, что расстояния между нотоносцами или системами вдруг сами собой расширились и их не удается сократить. Это происходит потому, что при определенном заполнении страницы (по умолчанию более половины) программа считает, что нужно оптимизировать расстояния так, чтобы нотный текст равномерно заполнил всю страницу. Если в этом нужды нет, нажмите в основном окне комбинацию Ctrl-H, откройте вкладку Staves и в поле Justifystaveswhenpageisatleast...% full измените значение на 100. Тогда программа не будет пытаться сама оптимизировать расстояния. Можно также по своему усмотрению установить это значение, определяющее, при каком заполнении страницы нужно начинать оптимизацию расстояний

Прочие же параметры форматирования страницы можно задать, нажав комбинацию Ctrl-Shift-D. Откроется окно параметров страницы (рис. 9.31). Здесь можно изменить размер страницы, либо выбрав его раскрывающегося списка PaperSize, либо вводя вручную в поля Width и Height значения соответственно ширины и высоты страницы. Далее, в поле Staffsize можно указать размер нотоносца в миллиметрах. Уменьшение или увеличение этого параметра приводит к соответственному масштабированию всего нотного текста.

На панели Margins изменяют размер полей страницы. Кстати, в основном окне границы полей можно видеть, если в меню View установить флажок PageMargins.

Дополнительные нотоносцы и ossiа.

В некоторых сочинениях могут встречаться системы с числом нотоносцев, отличном от числа используемых в большей части сочинения. Например, в сочинении для фортепиано (2 нотоносца) отдельные места могут быть записаны на системе из трех нотоносцев.

Для создания дополнительного нотоносца следует выделить пассаж, включающий те такты, в которых требуется этот дополнительный нотоносец, затем щелкнуть правой кнопкой на пустом месте и в контекстном меню выбрать пункт ExtraStaff. Откроется подменю, в верхней части которого находится всего два пункта — Above и Below, указывающие на то, сверху или снизу от выделенного пассажа следует создать дополнительный нотоносец. После выбора одного из этих пунктов дополнительный нотоносец будет создан. Он в любом случае будет охватывать систему (или системы) целиком, то есть не будет начинаться или обрываться посередине одной системы.

На создание дополнительных нотоносцев очень похоже создание так называемых блоков ossia, которые могут содержать варианты исполнения (отсюда их название, ведь ossia по-итальянски означает «или»), расшифровку мелизмов и т. д. Пример приведен на рис. 9.32.

Чтобы создать нечто подобное, выделите такт или такты (как пассаж), над (или под) которыми должен располагаться блок ossia. Затем нажмите правую кнопку мыши на пустом месте и снова выбери-те в контекстном меню пункт ExtraStaff, но в открывшемся подменю выберите пункт OssiaAbove (для блока ossia сверху) или OssiaBelow (для блока ossia снизу). Дополнительный нотоносец появится точно над теми тактами, которые были выделены, до и после них он будет обрываться.

Обратите внимание, что при создании дополнительных нотоносцев и ossiaпосле выделения пассажа для открывания контекстного меню щелкать правой кнопкой мыши следует именно на пустом месте, но никак не внутри выделенного пассажа (иначе откроется совсем другое контекстное меню).

Разделение систем и способы нестандартной нотации

В этом разделе мы рассмотрим несколько случаев нестандартной нотации. Первый, наиболее традиционный из них, — это разделение системы по середине. Этот вариант может потребоваться в случаях, подобных представленному на рис. 9.33.

Чтобы достичь подобного результата, достаточно выделить тактовую черту в месте разделения и выбрать в меню Layout пункт DivideSystem Система будет разделена на две!

Следующий случай — это так называемая четвертитоновая нотация. Как известно, знаки четвертитоновой альтерации до сих пор толком не стандартизированы. Тем не менее в программе Sibelius имеются наиболее распространенные знаки четвертитоновой альтерации (рис. 9.34).

Они доступны в окне keypad в режиме дополнительных знаков альтерации, который открывается клавишей F12. Здесь клавиши 2 и 5 означают соответственно повышение на три четверти и на четверть тона, а клавиши 3 и 6 — понижение на три четверти и на четверть тона.

Если предпочтение отдается знакам четвертитоновой альтерации какого-либо другого вида, например, как на рис. 9.35, то их придется ставить искусственным способом. Нажмите клавишу Z, — откроется уже знакомое окно выбора символов Найдите в нем раздел Accidentals (знаки альтерации) и выберите подходящий. После нажатия кнопки ОК его придется вручную «подогнать» к ноте.

Еще один случай — ввод пассажей, написанных мелкими нотами. Это было очень распространено в романтической музыке (рис. 9.36). Чтобы ввести такой пассаж, надо сначала набрать его нотами обычной величины, позаботившись о правильном определении нерегулярной группы (в данном примере пришлось определить группу 25:16), а также отсутствии отображения атрибутов нерегулярной группы — скобки и числового обозначения. Затем следует выбрать все ноты, которые надлежит сделать мелкими, и нажать последовательно клавиши цифровой клавиатуры F9 и + (в этом режиме эта клавиша в окне keypad обозначена словом Cue). Выбранные ноты станут мелкими. Повторное нажатие клавиши + вернет выделенным нотам нормальный размер.

Кстати, следует различать мелкие ноты и форшлаги (которые визуально должны быть еще меньше). Для создания форшлага используйте клавиши «.» (основной клавиатуры) и/ (также основной клавиатуры). Первая из этих клавиш используется для неперечеркнутого форшлага, а вторая — для перечеркнутого.

И наконец, последний случай, который мы сегодня рассмотрим. В современной музыке часто оформляют партитуры так, что в местах, где у какого-либо инструмента паузы, его нотоносец не виден вообще (рис. 9.37).

Чтобы достичь такого результата, в тех местах, где нотоносец «исчезает», следует изменить его тип на безлинейный, а в тех, где появляется — на обычный. Для смены типа нотоносца выберите в контекстном меню (после щелчка правой кнопкой на пустом месте) пункт StaffTypeChange. Откроется окно выбора типа нотоносца, которое мы уже упоминали ранее. Теперь для смены типа на безлинейный достаточно выбрать тип Nolines (hidden), а для смены типа на обычный — 5 lines. После нажатия на кнопку Create указатель мыши выделится цветом. Останется только щелкнуть в месте смены типа нотоносца. Впоследствии эту точку можно будет передвинуть, зацепив ее мышью (при этом она выделится синим прямоугольником).

Ввод нот в реальном времени

В программе Sibelius предусмотрен такой тип ввода нот. как ввод в реальном времени. Такой способ ввода назван в программе красивым словом Flexi-time. Это одна из попыток реализации общей великой мечты: один раз сыграл — автоматически получил ноты. Однако, как правило, эта идея бывает реализована на довольно низком уровне. Разработчики программы Sibelius попытались исправить положение, разрешив при вводе нот в реальном времени немного отклоняться от строгого темпа.

Перед началом записи нажмите комбинацию Ctrl-Alt-F для настройки параметров нотации записываемого материала.