3.2. Концепция Business Engine
Всем известно, что торговля, в отличие от производства, не создает материальные ценности, а выступает в качестве посредника между производителем и потребителем, доставляя товары покупателям и возвращая производственному предприятию деньги за товар. Являясь посредником, оно пропускает через себя финансовые и товарные потоки, оставляя себе процент за услуги.
Рис. 3.1. Торговля как посредник
Предприятие, специализирующееся на оказании услуг, не нуждается в посредниках и поэтому работает напрямую с потребителем. Рассмотрим, как функционирует торговое предприятие и какую роль в нем будет занимать программа управления, построенная на базе Business Engine.
Рис. 3.2. Функционирование торгового предпрриятия
Business Engine функционирует относительно подразделений предприятия по схеме клиент — операция — товар. Клиенты, взаимодействуя между собой, инициируют начало операций, которые приводят к перемещению товаров и денег или только денег. Каждая операция состоит из нескольких подопераций (транзакций), которые имеют свой набор и последовательность (например получил товар, перечислил деньги, отправил товар, выставил лот и т. д.). В свою очередь каждая транзакция инициирует перемещение денег по счетам и товаров по складам. В экономических отношениях каждый клиент имеет одну или несколько ролей, которые добавляют ему возможности осуществления различного рода операций. В нашей модели выделяют четыре роли (покупатель, продавец, финансовый посредник или платежная система, товарный посредник или почта). Каждый клиент может заводить счета и склады у любого другого клиента, если для них определена соответствующая роль. Также клиент имеет по умолчанию один счет и один склад, который они заводят сами у себя для возможности расчетов наличными (касса) и передача товара из рук в руки. Для наглядного изображения можно посмотреть рисунок 3.3. Счет открывается в одном из типов валют. В Business Engine представлены все основные типы валют, при надобности можно задать любую валюту. Чтобы переводить деньги с одного счета на другой, они должный быть одного типа или использовать посредника имеющего нужный тип счета. Для операций со складами характерно тоже самое. Вся мощь Business Engine заключается в том, что он представляет собой программно реализованную экономическую модель с необходимыми для всех торговых предприятий операциями. А вот на базе какого типа торговли, товара или структуры подразделений предприятия реализовать это программное решение — решать вам. Главная особенность такого подхода в том, что можно быстро предоставить вам программное решение именно по вашей бизнес-схеме. Все программ реализованные на Business Engine позволяют производить:
1) управление продажами (включая оптовую, розничную и комиссионную торговлю);
2) управление поставками;
3) планирование продаж и закупок;
4) мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности;
5) управление складскими запасами;
6) управление заказами покупателей;
7) управление отношениями с клиентами;
8) анализ товарооборота предприятия;
9) валютно-обменные операции;
10) платежи и переводы;
11) анализ цен и управление ценовой Business Engine политикой.
Рис. 3.4. Business Engine
На сегодняшний день на базе Business Engine разработана программа для ведения торговли в интернет и на интернет-аукционах — Ecommerce Navigator.
3.3. Общее представление АСУТП
Полное наименование системы — Автоматизированная система управления торговым предприятием, подсистема — «Управление аккаунтом интернет-аукциона». Условное обозначение системы: АСУТП.
АСУТП создается в целях повышения эффективности и удобства управления торговым предприятиям.
Факторами повышения эффективности являются:
1) оптимизация выборки контрагентов для упорядочивания контактов и анализа совместной деятельности;
2) сокращение дублирования функций при ведении торговых операций как в интернет, так и на других торговых площадках;
3) актуализация базы данных путем синхронизации с аккаунтом интернет-аукциона;
4) повышение качества статистических данных за счет автоматизации процедур сбора, обработки и распространения данных (обеспечение полноты и своевременности обновления данных);
5) расширение услуг, предоставляемых пользователям АСУТП;
6) расширение системы показателей, разрабатываемых на основе АСУТП.
3.4. Основные технические решения
Приложение разрабатывается с использованием языка программирования Java. Для реализации системы будут использованы следующие технологии.
Таблица 3.1
Технологии, используемые при разработке АСУТП
Технология | Описание |
Java 6 | Компилятор, виртуальная машина и вспомогательные библиотеки для разработки приложения на языке Java. |
Swing | Технология разработки GUI-приложений на языке Java. Разработана компанией SUN и входит в J2SDK. |
JDBC (Java DataBase Connectivity) | Технология доступа к БД из приложений на языке Java. Базовая технология, входящая в поставку Java. |
Spring Application Framework | Комплекс технологий, включающих в себя IoC-контейнер, механизмы работы с транзакциями, БД и O/R и т.д. Поставляется с открытым кодом. Подробнее см. http://www.springframework.org/ |
Hibernate | Технология объектно-реляционного маппинга для доступа к БД. Поставляется с открытым кодом. Подробнее см. http://www.hibernate.org/ |
3.5. Структура системы
АСУТП представляет собой централизованную систему сбора, хранения и отображения данных о текущем положении торговых операций. Система предоставляет данные в режиме реального времени.
АСУТП состоит из следующих комплексов задач и подсистем:
1) комплекс задач по сбору и предоставлению данных о контрагентах;
2) комплекс задач по загрузке данных из аккаунтов интернет аукциона Ebay;
3) комплекс задач сопровождения справочников и классификаторов предназначен для актуализации справочников и классификаторов через интерфейсы системы;
4) подсистема формирования отчетности предназначена для выполнения задач формирования отчетов по данным торговых операций и текущим сделкам;
5) подсистема архивирования данных.
3.6. Взаимосвязь со смежными системами
Источники данных для системы АСУТП:
1) аукцион Ebay. Взаимодействие осуществляется путем подключения к удаленным web-сервисам по протоколу SOAP;
2) файлы БД Derby — хранилище информации для АСУТП. Взаимодействие осуществляться путем импорта файлов БД.
Получатели данных — аукцион Ebay. Осуществляется на уровне доступа к удаленным web-сервисам по протоколу SOAP.
Решения по взаимодействию системы АСУТП с информационными ресурсами других систем представлено на «Ошибка! Источник сылки не найден.». Подробное описание механизмов взаимодействия представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Сценарии использования АСУТП.
В качестве внешних, по отношению к создаваемой системе, общесистемных сервисов, используются:
1) сервисы электронной почты;
2) сервисы файлов и печати.
3.7. Подсистемы
Подсистема обеспечивает выполнение следующих функций:
— Добавление , редактирование , удаление языка — выполняется стандартными средствами портала (описание см. в документации на портал);
— Добавление , редактирование , удаление перевода для имеющихся языков;
— Назначение главного языка.
Подсистема обеспечивает выполнение следующих функций
— Добавление, редактирование, удаление лота — выполняется из отдельного модуля. Имеется возможность проведения операций над группами лотов;
— Отправка, прием, редактирование сообщений пользователей аукциона;
— Поиск лотов по определенным критериям.
Подсистема обеспечивает выполнение следующих функций:
— Добавление, редактирование, удаление электронных писем — выполняется из отдельного модуля. Задание шаблонов писем и отправка по событию реализовано внутренними средствами АСУТП;
— Отправка , прием , редактирование сообщений электронных писем;
— Поиск писем по определенным критериям.
Подсистема обеспечивает выполнение Импорта/Экспорта данных БД — выполняется из определенного модуля отдельного модуля. Задание файла экспорта реализовано внутренними средствами АСУТП.
3.8. Проектирование. Построение диаграмм
Рис. 3.5. Диаграмма вариантов использования «Торговля на аукционе»
Рис. 3.6. Диаграмма последовательности
Рис. 3.7. Диаграмма деятельности продавца
Рис. 3.8. Диаграмма деятельности покупателя
Рис. 3.9. Диаграмма кооперации
Рис. 3.10. Диаграмма классов основного интерфейса
Рис. 3.11. Диаграмма компонентов